Бытовая деятельность – Бытовая деятельность в дошкольном возрасте

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом фор­мируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваи­вается большинство культурно-гигиенических навыков. До­школьный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.

Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятель­ности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последователь­ность операций, условия их выполнения младшие дошкольни­ки еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необхо­димые для проведения бытового процесса, например для умы­вания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привле­кает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, пото­му что ее положительно оценивает взрослый.

Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

  • Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?

  • Настя: Где мое полотенце?

  • Ваня: Там вот висит.

  • Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.

  • Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

  • Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых проце­дур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть силь­ным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста мо­гут описать в речи последовательность действий при выполне­нии бытового процесса и назвать необходимые для его выпол­нения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).

  • Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

  • Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обраща­ется к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачи­вается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвига­ет чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)

В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требо­ваний взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчи­няться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохма­тым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверж­дает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).

Для старших дошкольников важное значение имеет каче­ственное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вы­мыть чисто.

Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).

  • Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рас­сматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чис­тые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взросло­го по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повы­шает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивирован­ные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требователь­ность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их зна­чимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна си­туация, когда сформированный навык может разрушиться.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культур­но-гигиенических навыков, совершенствуются способы выпол­нения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внеш­ний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устра­нять неполадки в своем внешнем виде.

Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобож­дается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ре­бенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, само­стоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сфор­мированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэ­тому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требова­нии взрослого или в понимании необходимости его выполне­ния, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года).

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рассте­гивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящий­ся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхива­ет колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культур­ного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. По­степенно возрастает сознательное отношение к своему поведе­нию и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импуль­сивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоя­тельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном воз­расте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

  • формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

  • происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

  • изменяются и усложняются культурно-гигиенические на­выки, образуя системы поведения в быту;

  • складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические на­выки по собственной инициативе.

41

studfiles.net

Рабочая программа на тему: Бытовая деятельность

Бытовая деятельность.

Задачи

  1. Формирование навыков самообслуживания и развитие

             умений осуществлять личную гигиену.

  1. Подготовка к прогулке

                  б) уход за цветами

в) поддержание порядка на рабочем месте

г) обед в столовой

д) беседы об охране здоровья и личной гигиене.

2. Воспитание культуры поведения и формирование

             представлений об этикете.

                а) беседы об этикете

                б) организация полдника

                в) празднование дней рождений

Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т.д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать все в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.

Значительное место в организации работы группы продленного дня занимает бытовая деятельность детей. С моей точки зрения, роль воспитателя группы продленного дня заключается в формировании навыков самообслуживания у детей, в воспитании культуры поведения и в формировании представлений об этикете, развивать умение осуществлять личную гигиену, следить за одеждой и своим внешним видом.

Я хочу поделиться опытом в организации полдника, т. к. именно этот отрезок времени способствует формированию знаний об этикете (см. фото).

Дети сервируют столы, создают игровую ситуацию, например в кафе.

        Меню:

Чай, конфеты, пряники, сушки, мармелад, печенье и т. д.

        А в те дни, когда у детей дни рождения мы оформляем столы празднично: цветы в вазочках, ажурные салфетки и т. п.

Создаем праздничное настроение, проводим небольшой концерт, подготавливаем подарки, пожелания.

Важным моментом является выражение благодарности и создание атмосферы психологического комфорта.

        В формировании навыков самообслуживания большую роль играет поддержание порядка среди школьных принадлежностей на рабочем месте.

Учащиеся проверяют состояние портфеля, тетрадей, книг. У нас есть игра «книжкина больница».

        В бытовую деятельность включается уход за цветами. Для  этого в классе есть специальное оборудование.

        Важной деталью при подготовке к прогулке является прогулочная амуниция.

        Таковы основные моменты организации бытовой деятельности в группе продленного дня.

 

nsportal.ru

Бытовая деятельность дошкольников

Опубликовано в Психология дошкольника. Ответы на воприсы.

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. которые характеризуются повторяемостью через определенные промежутки времени, чередованием и систематичностью. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологической потребности ребенка в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные (нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов. Бытовая деятельность регулируется с помощью правильной организации режима дня.

У новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм “сон – бодрствование”. Через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания. Выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется положительное отношение к ним. Формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу).

В раннем детстве бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка. У малыша формируется навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения. Формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности. Ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности. У него складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность). к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).

В дошкольном возрасте формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их. происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности. Изменяются и усложняются навыки, образуя сложные системы поведения в быту. Складываются первые бытовые привычки. Ребенок начинает соблюдать какие-либо навыки по собственной инициативе.

agespsyh.ru

Бытовая деятельность в дошкольном возрасте

Правила поведения и нормы вежливости продолжают активно усваиваться ребенком в дошкольном возрасте (С. В. Петерина). В бытовой деятельности более ощутимым становится ориентация на требования окружающих, стремление с помощью поведения заслужить одобрение взрослых, понравиться другим. Поэтому для дошкольника важным становится не просто подражание действиям взрослых, а качественное выполнение бытовых процессов. Дети н. Эрта внимание на критерии оценки взрослым качества выполнения действий по самообслуживанию: плохо вымыл руки, потому что не пользовался мылом; неправильно разложил игрушки, когда убирал в комнате. Постепенно эти критерии, сначала использует взрослый, ребенок начинает употреблять при оценке товарищей. Сама же делать аналогичные ошибки, не замечая их. Возникают ситуации, когда дошкольник пытается объяснить и сверстнику, как следует выполнять ту или иную бытовой процесс, но при этом падает лишь отдельные фрагменты, не раскрывая целостной последовательности операций. Например, дает установку:»повергну одежда на стульчик. Вот так, на спинку»Но не объясняет, какие вещи следует составить сначала, которые сверху на них, как расправить складки, чтобы одежда не замялась щоб одяг не зім’явся.

Ребенок с восторгом относится к выполнению бытовых процессов, стремится помочь взрослому в уборке комнаты, в стирке, в уходе за цветами и животными и т.п.. Если раньше ребенка привлекало же выполнения процесса, то сейчас основной интерес перемещается на получение одобрения, благодарности дорослого.

Наблюдается расширение в понимании смысла бытовых процессов, выход в этом смысле на уровень социальных отношений: нужно вымыть руки перед тем, как раскладывать хлеб к обеду другим детям, потому что от д грязи на руках они могут заболеть. Отмечается способность предвидеть последствия своих дий.

протяжении дошкольного возраста совершенствуется способность комментировать бытовые процессы, описывать их в речи, объясняя другим детям; растет социальная ориентированность мотивации выполнения бытовых процесс сел (стремление избежать стыда, замечаний, отрицательных оценок сверстников и взрослых.

Взрослый может способствовать усвоению ребенком как мотивационной, так и операционной стороной бытовой деятельности дошкольника усвоения новых культурно-гигиенических навыков происходит легче и быстрее ум языка четких объяснений со стороны взрослого значение этих навыков и последовательности операций, из которых они состоят. Участие взрослого в первом практическом выполнении действия уменьшается по сравнению с ранним возрастом когда в бытовом процессе действия взрослого и ребенка тесно переплетались. Теперь дошкольник действует по словесной инструкции. Для закрепления культурно-гигиенических навыков важно систематически и внимательно контроля ваты ребенка, обращать ее внимание на признаки качественного выполнения бытового процесса, объяснять недостатки и ориентировать на их последующее преодолениеання.

навыки, которыми ребенок овладел в раннем возрасте еще больше автоматизируются, объединяются в цепочки, образуя определенную систему. Растет количество устойчивых навыков — привычек, которые обусловлены внутренними потр ребамы ребенка, а не внешними требованиями взрослых. К концу дошкольного возраста бытовые процессы осуществляются без напоминаний взрослых, по инициативе самих младей.

Режим дня продолжает играть важную роль в организации поведения ребенка течение всего дня ребенок использует усвоенные навыки, совершенствует их и овладевает новыми. Просыпаясь, она застилает св ной постель, умывается, одевается. Умеет вести за столом во время приема пищи, используя при этом столовые приборы. Помогает родителям или воспитателю убрать со стола, участвует в мытье посу ду. Наблюдение за своей внешностью: причесывается, когда замечает какие-то проблемы в прическе; ухаживает за своей одеждой, замечает, когда он испачкался или расторгнут тощ тощо.

Включение ребенка в труд взрослых приводит к сближению культурно-гигиенических навыков с трудовыми. Навыки самообслуживания распространяются на помощь окружающим: завязать шарфик не только себе, но и товарищу, принести тряпку и помочь вытереть разлитую кем-то воду, разнести столики тарелки к обеду всем дитям.

Заключение об особенностях развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

— преобладает социальная мотивация выполнения бытовых процессов дошкольником, который ориентируется на требования и одобрение окружающих;

— происходит осознание связи между налаживанием нормальных взаимоотношений с окружающими и соблюдением правил поведения в бытовой деятельности;

— операционная сторона бытовой деятельности развивается как совершенствование качества выполнения усвоенных культурно-гигиенических навыков и усвоения новых;

— растет внутренняя составляющая в мотивации бытовой деятельности, у ребенка формируется потребность соблюдать культурно-гигиенических норм и на этой основе навыки переходят в привычки;

— роль взрослого в развитии бытовой деятельности дошкольника состоит в объяснении значения навыков и в раскрытии операционного их состав, для закрепления навыков в поведении ребенка взрослый должен системы стематично контролировать их выполнение

— навыки самообслуживания приобретают признаки трудовых действий, когда ребенок использует их на помощь окружающим

uchebnikirus.com

Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

Период раннего детства наиболее благоприятен для форми­рования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначе­ние предметов, в том числе и включенных

в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предмета­ми, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиени­ческих навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навы­ков в раннем детстве совпадает с основной линией психическо­го развития — становлением предметной деятельности, освое­нием действий с предметами.

Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, по­скольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем воз­расте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.

Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ре­бенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмеча­ет предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрос­лый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные дей­ствия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подстав­ляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие опе­раций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрос­лый предоставляет малышу большую самостоятельность, кон­тролируя выполнение операций и результат, а затем только ре­зультат. При формировании навыков ребенок учится удержи­вать цель деятельности, не отвлекаться.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ма­лыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рас­сматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе быто­вого процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начи­нает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формирует­ся потребность в чистоте и опрятности.

Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотен­ца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш скла­дывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.

В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокой­но, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду пе­ред сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освое­ние правил происходит в ходе приучения, когда взрослый сис­тематически выдвигает требования и контролирует их выпол­нение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так на­выки превращаются в привычки — действия, выполнение кото­рых становится потребностью.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи.

Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:

бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка;

— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведе­ния;

  • формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

  • ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

  • у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккурат­ность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целе­устремленность).

studfiles.net

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в осво­ении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называ-

емый операционно-технический этап, так как осваивается боль­шинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный воз­раст — это период освоения норм, связанных с правилами пове­дения в быту.

Дошкольник трех-четырех лет осознает необходимость выпол­нения культурно-гигиенических требований к предстоящей дея­тельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внеш­ней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Пример. Наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).

Ваня (подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.): Дали уже воду, да, Ксюша?

Настя: Где мое полотенце?

Ваня: Там вот висит.

Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивает­ся от брызг. Подходит Катя.

Ваня (быстро смывает пену с рук, обращается к Кате): Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).

Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.

У детей четырех-пяти лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспектив­ную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».

Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой дея­тельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.

Пример. Наблюдение за Аленой М. (4 года).

Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисо­вую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.

Ал е н а (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, подо­двигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обра-

щается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! {Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ста­вит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Вста­ет, задвигает за собой стул, уходит.)

В пять-семь лет ребенок начинает понимать объективность тре­бований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для уста­новления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружаю­щим. «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес).

Для старших дошкольников важное значение имеет качествен­ное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.

Пример. Наблюдение за Машей К. (6 лет 11 мес).

Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!

Маша (заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки): Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)

Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает лег­кость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижа­ет по отношению к дошкольнику требовательность при выполне­нии бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходи­мости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформиро­ванный навык может разрушиться.

В дошкольном детстве техническая сторона культурно-гигие­нических навыков продолжает совершенствоваться. На четвертом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый па­лец). Они усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно си­деть за столом, не крошить хлеб, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол, полоскать рот после обеда. Они долж­ны уметь пользоваться салфеткой, вытирая ею губы, пальцы. Ма­лышей приучают чистить зубы, замечать неполадки во внешнем

виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, бережно обращаться с игрушками, под­держивать чистоту и порядок.

На пятом году жизни дети умеют обслуживать себя: одеваться, раздеваться более тщательно. Они уже могут мыть с мылом шею, лицо, уши, знают порядок выполнения каждого действия, начи­нают замечать непорядок во внешнем виде друг друга и в окружа­ющей обстановке. Они должны уметь чистить зубы на ночь, само­стоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой после еды, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокой­но есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.

Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию мо­гут выполнять намного быстрее и точнее. У них должны быть вос­питаны прочные навыки личной гигиены: быть опрятным и акку­ратным, уметь привести в порядок прическу, костюм, следить за чистотой тела. Дети должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться вилками, ножами, есть аккуратно.

В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять непо­ладки в своем внешнем виде.

Действия ребенка все более автоматизируются, а его созна­ние освобождается для анализа условий, в которых они протека­ют, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки услож­няются и постепенно превращаются в системы поведения. На­пример, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в по­рядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.

Ребенок регулирует свре поведение в соответствии со сформи­рованным представлением о способе поведения в бытовых про­цессах.

Высокое качество выполнения одного действия приносит ре­бенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мо­тивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.

Пример. Наблюдение за Леной Д. (4 года).

Вопросы и задания

 

Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, рас­стегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, заме­чает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает сви­тер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кла­дет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, под­ходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кла­дет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (Возмущенно.) Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).

Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых ста­ло потребностью. Необходимыми условиями формирования при­вычек выступают положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его самостоятельность.

Привычки выполнять требования личной гигиены и культурно­го поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А быто­вые процессы выполняются без напоминания взрослых. Посте­пенно возрастают сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети шести—семи лет могут само­стоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошколь­ном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном воз­расте:

— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;

— происходит осознание нравственных норм, определяющих по­ведение в бытовой деятельности;

— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, об­разуя системы поведения в быту;

— складываются первые бытовые привычки;

— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.

 

1. Как протекает освоение бытовых процессов в младенчестве?

2. Какова роль режима дня в организации жизни ребенка в младен­ческом, раннем и дошкольном детстве?

3. Опишите особенности формирования культурно-гигиенических навыков в раннем детстве.

4. Раскройте взаимосвязи освоения бытовой деятельности с развити­ем предметной в раннем детстве.

5. Какие правила поведения осваивает малыш в раннем детстве?

6. Проследите, как изменяется отношение ребенка к культурно-гигие­ническим навыкам и правилам поведения на протяжении дошкольного возраста.

7. Какие привычки бытового поведения формируются у дошкольника?

8. Какова роль бытовой деятельности в психическом развитии?

Литература

Гигиенические основы воспитания детей от 5 до 7 лет / сост. В. И.Те-ленчи. — М., 1987.

Каплан Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер. — М., 1980.

Кольцова М. М., Знаменская А. Н. Воспитание полезных навыков и при­вычек у детей. — М., 1965.

Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972.

Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — М, 1975.

Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.

Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.

Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков//Дошколь­ное воспитание. — 1991. — № 5.

Глава 5




infopedia.su

РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Раннее детство — сензитивный период развития речи. Овладение активной речью — важнейшее новообразование данного возрастного периода.

Предметная деятельность и развитие личности. Возникновение и развитие стремления к самостоятельности. Формирование бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленности и произвольности.

Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на психическое развитие.

Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.

Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловая форма) и сверстниками (эмоционально-практическая форма). Освоение речевых средств общения.

Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания. Особенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.

Основные понятия. Раннее детство, предметная деятельность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятельность, «гордость за собственные достижения», ситуативно-деловая форма общения, эмоционально-практическая форма общения.

Бытовая деятельность

Роль бытовых процессов в зарождении контактов со взрослыми, первых социальных потребностей. Режим дня как первое социальное средство организации жизни младенца. Освоение бытовых процессов на первом году жизни. Роль взрослого в их организации.

Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Раннее детство — сензитивный период для формирования основных культурно-гигиенических навыков, их операционально-технической стороны. Взаимосвязь освоения навыков с основными линиями развития в раннем детстве.

Дальнейшее совершенствование и расширение круга культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. Дошкольное детство — период освоения норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становление культуры поведения в дошкольном возрасте.

Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.

Психологические основы форм и методов формирования культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.

Основные понятия. Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня.

Трудовая деятельность

Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, отделение себя от своих действий и действия от предмета, подражание взрослому, стремление к самостоятельности, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие зрительно-двигательных координаций.

Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.

Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду.

Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки.

Формирование общественных мотивов труда.

Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.

Развитие видов и форм трудовой деятельности.

Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, о свойствах предметов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности.

Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверстниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совместного труда.

Основные понятия . Трудовая деятельность, умение, навык, привычка.

Игровая деятельность

Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметноотобразительная игра.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметызаместители.

Значение игрового материала в возникновении и развитии игры. Виды игрушек и их значение для психического развития.

Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.

Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.

Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии: дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, игры-драматизации.

Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.

Основные понятия. Игра, виды игр, виды игрушек, структура игры: роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, содержание игры, игровые предметы, предмет-заместитель.

Изобразительная деятельность

Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве: освоение предметной деятельности, зрительно-двигательные координации.

Стадии развития рисования: свободное манипулирование карандашом, доизобразительная стадия рисования, возникновение изобразительной функции рисования и развитие графических образов.

Основные направления развития изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и их взаимосвязь. Освоение средств выразительности разных видов изобразительной деятельности, их взаимосвязь.

Особенности формы и конструкции изображений, композиции.

Цвет детского рисунка. Развитие функций изобразительной деятельности: знаковой, логической, изобразительной, эстетической, выразительной.

Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного, двигательного опыта. Взаимосвязь развития речи и рисования.

Место и влияние изобразительной деятельности на психическое развитие. Изобразительная деятельность и сенсорное, умственное развитие. Развитие творчества и изобразительных способностей. Взаимосвязь восприятия исполнительства и творчества в изобразительной деятельности. Психологические основы руководства изобразительной деятельностью.

Основные понятия. Изобразительная деятельность, виды и выразительные средства изобразительной деятельности, функции изобразительной деятельности, художественный образ, графический образ.

Конструктивная деятельность

Предпосылки конструктивной деятельности в раннем детстве: овладение предметными действиями, развитие зрительно-двигательных координаций. Отделение действий от предмета и себя от своих действий.

Основные направления развития конструирования дошкольника. Формирование способов обследования образца и способов построения конструкции. Развитие мотивов конструирования. Формирование контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в процессе конструирования.

Развитие видов конструирования. Конструирование по образцу (целостному, расчлененному, объемному, схеме, чертежу), по условиям, по замыслу.

Конструирование из разных материалов.

Место и влияние конструирования на психическое развитие. Конструирование и умственное развитие, техническое мышление. Взаимосвязь восприятия, исполнительства и творчества в процессе конструирования.

Психологические условия руководства разными видами конструирования.

Основные понятия . Конструирование, виды конструирования, схемы, чертеж.

Общение ребенка со взрослыми

Функция и роль общения в психическом развитии.

Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

Содержание потребности в общении, ведущие мотивы общения. Основные средства общения.

Механизм смены форм общения.

Особенности общения ребенка с родителями.

Особенности общения ребенка с воспитателем. Отношение дошкольника к личности воспитателя.

Педагогическое общение. Особенности познания воспитателем детей. Стиль отношения к детям и стиль руководства детским коллективом. Условия оптимального педагогического общения.

Основные понятия. Общение, мотивы, потребность, средства общения, формы общения со взрослыми, педагогическое общение.

Развитие общения со сверстниками

Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка.

Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативноделовая, внеситуативно-познавательная.

Содержание потребности в общении, ведущий мотив общения, средства общения.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *