Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).
Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
41
studfiles.net
Рабочая программа на тему: Бытовая деятельность
Бытовая деятельность.
Задачи
- Формирование навыков самообслуживания и развитие
умений осуществлять личную гигиену.
- Подготовка к прогулке
б) уход за цветами
в) поддержание порядка на рабочем месте
г) обед в столовой
д) беседы об охране здоровья и личной гигиене.
2. Воспитание культуры поведения и формирование
представлений об этикете.
а) беседы об этикете
б) организация полдника
в) празднование дней рождений
Бытовая деятельность вкрапливается во все основные виды деятельности. Она как бы цементирует весь режим учебно-воспитательной работы, создает его комфортность. Уход за телом, за одеждой, обувью, помещением, местами отдыха и т.д. осуществляется регулярно с целью выработки устойчивых привычек содержать все в порядке. Эта работа выполняется учениками как индивидуально, так и коллективно. Для интеллектуального, нравственного, эстетического, а в целом для социального становления личности этот вид деятельности имеет огромное значение.
Значительное место в организации работы группы продленного дня занимает бытовая деятельность детей. С моей точки зрения, роль воспитателя группы продленного дня заключается в формировании навыков самообслуживания у детей, в воспитании культуры поведения и в формировании представлений об этикете, развивать умение осуществлять личную гигиену, следить за одеждой и своим внешним видом.
Я хочу поделиться опытом в организации полдника, т. к. именно этот отрезок времени способствует формированию знаний об этикете (см. фото).
Дети сервируют столы, создают игровую ситуацию, например в кафе.
Меню:
Чай, конфеты, пряники, сушки, мармелад, печенье и т. д.
А в те дни, когда у детей дни рождения мы оформляем столы празднично: цветы в вазочках, ажурные салфетки и т. п.
Создаем праздничное настроение, проводим небольшой концерт, подготавливаем подарки, пожелания.
Важным моментом является выражение благодарности и создание атмосферы психологического комфорта.
В формировании навыков самообслуживания большую роль играет поддержание порядка среди школьных принадлежностей на рабочем месте.
Учащиеся проверяют состояние портфеля, тетрадей, книг. У нас есть игра «книжкина больница».
В бытовую деятельность включается уход за цветами. Для этого в классе есть специальное оборудование.
Важной деталью при подготовке к прогулке является прогулочная амуниция.
Таковы основные моменты организации бытовой деятельности в группе продленного дня.
nsportal.ru
Бытовая деятельность дошкольников
Опубликовано в Психология дошкольника. Ответы на воприсы.
Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. которые характеризуются повторяемостью через определенные промежутки времени, чередованием и систематичностью. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологической потребности ребенка в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные (нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов. Бытовая деятельность регулируется с помощью правильной организации режима дня.
У новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий биоритм “сон – бодрствование”. Через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей начинается процесс их очеловечивания. Выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется положительное отношение к ним. Формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу).
В раннем детстве бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка. У малыша формируется навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения. Формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности. Ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности. У него складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность). к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).
В дошкольном возрасте формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их. происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности. Изменяются и усложняются навыки, образуя сложные системы поведения в быту. Складываются первые бытовые привычки. Ребенок начинает соблюдать какие-либо навыки по собственной инициативе.
agespsyh.ru
Бытовая деятельность в дошкольном возрасте
Правила поведения и нормы вежливости продолжают активно усваиваться ребенком в дошкольном возрасте (С. В. Петерина). В бытовой деятельности более ощутимым становится ориентация на требования окружающих, стремление с помощью поведения заслужить одобрение взрослых, понравиться другим. Поэтому для дошкольника важным становится не просто подражание действиям взрослых, а качественное выполнение бытовых процессов. Дети н. Эрта внимание на критерии оценки взрослым качества выполнения действий по самообслуживанию: плохо вымыл руки, потому что не пользовался мылом; неправильно разложил игрушки, когда убирал в комнате. Постепенно эти критерии, сначала использует взрослый, ребенок начинает употреблять при оценке товарищей. Сама же делать аналогичные ошибки, не замечая их. Возникают ситуации, когда дошкольник пытается объяснить и сверстнику, как следует выполнять ту или иную бытовой процесс, но при этом падает лишь отдельные фрагменты, не раскрывая целостной последовательности операций. Например, дает установку:»повергну одежда на стульчик. Вот так, на спинку»Но не объясняет, какие вещи следует составить сначала, которые сверху на них, как расправить складки, чтобы одежда не замялась щоб одяг не зім’явся.
Ребенок с восторгом относится к выполнению бытовых процессов, стремится помочь взрослому в уборке комнаты, в стирке, в уходе за цветами и животными и т.п.. Если раньше ребенка привлекало же выполнения процесса, то сейчас основной интерес перемещается на получение одобрения, благодарности дорослого.
Наблюдается расширение в понимании смысла бытовых процессов, выход в этом смысле на уровень социальных отношений: нужно вымыть руки перед тем, как раскладывать хлеб к обеду другим детям, потому что от д грязи на руках они могут заболеть. Отмечается способность предвидеть последствия своих дий.
протяжении дошкольного возраста совершенствуется способность комментировать бытовые процессы, описывать их в речи, объясняя другим детям; растет социальная ориентированность мотивации выполнения бытовых процесс сел (стремление избежать стыда, замечаний, отрицательных оценок сверстников и взрослых.
Взрослый может способствовать усвоению ребенком как мотивационной, так и операционной стороной бытовой деятельности дошкольника усвоения новых культурно-гигиенических навыков происходит легче и быстрее ум языка четких объяснений со стороны взрослого значение этих навыков и последовательности операций, из которых они состоят. Участие взрослого в первом практическом выполнении действия уменьшается по сравнению с ранним возрастом когда в бытовом процессе действия взрослого и ребенка тесно переплетались. Теперь дошкольник действует по словесной инструкции. Для закрепления культурно-гигиенических навыков важно систематически и внимательно контроля ваты ребенка, обращать ее внимание на признаки качественного выполнения бытового процесса, объяснять недостатки и ориентировать на их последующее преодолениеання.
навыки, которыми ребенок овладел в раннем возрасте еще больше автоматизируются, объединяются в цепочки, образуя определенную систему. Растет количество устойчивых навыков — привычек, которые обусловлены внутренними потр ребамы ребенка, а не внешними требованиями взрослых. К концу дошкольного возраста бытовые процессы осуществляются без напоминаний взрослых, по инициативе самих младей.
Режим дня продолжает играть важную роль в организации поведения ребенка течение всего дня ребенок использует усвоенные навыки, совершенствует их и овладевает новыми. Просыпаясь, она застилает св ной постель, умывается, одевается. Умеет вести за столом во время приема пищи, используя при этом столовые приборы. Помогает родителям или воспитателю убрать со стола, участвует в мытье посу ду. Наблюдение за своей внешностью: причесывается, когда замечает какие-то проблемы в прическе; ухаживает за своей одеждой, замечает, когда он испачкался или расторгнут тощ тощо.
Включение ребенка в труд взрослых приводит к сближению культурно-гигиенических навыков с трудовыми. Навыки самообслуживания распространяются на помощь окружающим: завязать шарфик не только себе, но и товарищу, принести тряпку и помочь вытереть разлитую кем-то воду, разнести столики тарелки к обеду всем дитям.
Заключение об особенностях развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
— преобладает социальная мотивация выполнения бытовых процессов дошкольником, который ориентируется на требования и одобрение окружающих;
— происходит осознание связи между налаживанием нормальных взаимоотношений с окружающими и соблюдением правил поведения в бытовой деятельности;
— операционная сторона бытовой деятельности развивается как совершенствование качества выполнения усвоенных культурно-гигиенических навыков и усвоения новых;
— растет внутренняя составляющая в мотивации бытовой деятельности, у ребенка формируется потребность соблюдать культурно-гигиенических норм и на этой основе навыки переходят в привычки;
— роль взрослого в развитии бытовой деятельности дошкольника состоит в объяснении значения навыков и в раскрытии операционного их состав, для закрепления навыков в поведении ребенка взрослый должен системы стематично контролировать их выполнение
— навыки самообслуживания приобретают признаки трудовых действий, когда ребенок использует их на помощь окружающим
uchebnikirus.com
Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных
в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами.
Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.
Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:
бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;
формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).
studfiles.net
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называ-
емый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст — это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник трех-четырех лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания — мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Пример. Наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес.).
Ваня (подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.): Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня (быстро смывает пену с рук, обращается к Кате): Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей четырех-пяти лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Пример. Наблюдение за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Ал е н а (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обра-
щается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! {Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В пять-семь лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим. «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», — утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Пример. Наблюдение за Машей К. (6 лет 11 мес).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Маша (заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки): Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном детстве техническая сторона культурно-гигиенических навыков продолжает совершенствоваться. На четвертом году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец). Они усваивают, что во время умывания необходимо засучить рукава, иначе замочишь одежду. Их приучают самостоятельно, аккуратно есть, пережевывать пищу не торопясь, спокойно сидеть за столом, не крошить хлеб, пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол, полоскать рот после обеда. Они должны уметь пользоваться салфеткой, вытирая ею губы, пальцы. Малышей приучают чистить зубы, замечать неполадки во внешнем
виде и самим их устранять, обращаться за помощью к взрослому в случае необходимости, бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
На пятом году жизни дети умеют обслуживать себя: одеваться, раздеваться более тщательно. Они уже могут мыть с мылом шею, лицо, уши, знают порядок выполнения каждого действия, начинают замечать непорядок во внешнем виде друг друга и в окружающей обстановке. Они должны уметь чистить зубы на ночь, самостоятельно и без напоминания пользоваться салфеткой после еды, носовым платком и расческой, отворачиваться и закрывать рот при кашле или чихании. Детей учат вести себя за столом, спокойно есть, брать пищу небольшими порциями, благодарить старших при выходе из-за стола.
Дети шести-семи лет все действия по самообслуживанию могут выполнять намного быстрее и точнее. У них должны быть воспитаны прочные навыки личной гигиены: быть опрятным и аккуратным, уметь привести в порядок прическу, костюм, следить за чистотой тела. Дети должны умываться быстро, чисто, не замочив пол, одежду, одеваться тщательно и быстро, следить за своим внешним видом, правильно пользоваться вилками, ножами, есть аккуратно.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свре поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Пример. Наблюдение за Леной Д. (4 года).
Вопросы и задания
Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, я тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся рядом: «Ну, что такое! (Возмущенно.) Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.) Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступают положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастают сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети шести—семи лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
— формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
— происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
— изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
— складываются первые бытовые привычки;
— ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
1. Как протекает освоение бытовых процессов в младенчестве?
2. Какова роль режима дня в организации жизни ребенка в младенческом, раннем и дошкольном детстве?
3. Опишите особенности формирования культурно-гигиенических навыков в раннем детстве.
4. Раскройте взаимосвязи освоения бытовой деятельности с развитием предметной в раннем детстве.
5. Какие правила поведения осваивает малыш в раннем детстве?
6. Проследите, как изменяется отношение ребенка к культурно-гигиеническим навыкам и правилам поведения на протяжении дошкольного возраста.
7. Какие привычки бытового поведения формируются у дошкольника?
8. Какова роль бытовой деятельности в психическом развитии?
Литература
Гигиенические основы воспитания детей от 5 до 7 лет / сост. В. И.Те-ленчи. — М., 1987.
Каплан Л. И. Посеешь привычку, пожнешь характер. — М., 1980.
Кольцова М. М., Знаменская А. Н. Воспитание полезных навыков и привычек у детей. — М., 1965.
Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. — М., 1972.
Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста — М, 1975.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.
Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков//Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5.
Глава 5
infopedia.su
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Раннее детство — сензитивный период развития речи. Овладение активной речью — важнейшее новообразование данного возрастного периода.
Предметная деятельность и развитие личности. Возникновение и развитие стремления к самостоятельности. Формирование бытовой самостоятельности. Отделение своих действий от предмета и себя от своих действий. Развитие целенаправленности и произвольности.
Усвоение элементарных норм поведения и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Зарождение новых видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, их место и влияние на психическое развитие.
Предметное отношение к деятельности как важнейшее достижение раннего детства.
Развитие общения со взрослыми (ситуативно-деловая форма) и сверстниками (эмоционально-практическая форма). Освоение речевых средств общения.
Развитие личности в раннем детстве. Развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоций и чувств, самосознания. Особенности первых представлений о себе. Кризис 3 лет. Позитивные и негативные симптомы кризиса. Влияние оценки взрослого на развитие личности.
Основные понятия. Раннее детство, предметная деятельность, соотносящие, орудийные, предметные действия, ручные действия, предметно-опосредованные действия, самостоятельность, «гордость за собственные достижения», ситуативно-деловая форма общения, эмоционально-практическая форма общения.
Бытовая деятельность
Роль бытовых процессов в зарождении контактов со взрослыми, первых социальных потребностей. Режим дня как первое социальное средство организации жизни младенца. Освоение бытовых процессов на первом году жизни. Роль взрослого в их организации.
Специфика освоения культурно-гигиенических навыков в раннем детстве. Раннее детство — сензитивный период для формирования основных культурно-гигиенических навыков, их операционально-технической стороны. Взаимосвязь освоения навыков с основными линиями развития в раннем детстве.
Дальнейшее совершенствование и расширение круга культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте. Дошкольное детство — период освоения норм, связанных с правилами поведения в бытовой деятельности. Становление культуры поведения в дошкольном возрасте.
Влияние культурно-гигиенических навыков на психическое развитие.
Психологические основы форм и методов формирования культурно-гигиенических навыков, культуры поведения.
Основные понятия. Навык, привычка, культура поведения, культурно-гигиенический навык, режим дня.
Трудовая деятельность
Предпосылки формирования трудовой деятельности в раннем детстве: овладение предметной деятельностью, развитие произвольности поведения и действий, отделение себя от своих действий и действия от предмета, подражание взрослому, стремление к самостоятельности, формирование культурно-гигиенических навыков, развитие зрительно-двигательных координаций.
Основные направления развития трудовой деятельности дошкольника.
Условия и этапы формирования трудовых умений и навыков, формирование привычки к регулярному труду.
Развитие целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки.
Формирование общественных мотивов труда.
Формирование трудолюбия, интереса и уважения к любому труду взрослых. Развитие представлений о профессиях. Особенности представлений дошкольников о труде взрослых.
Развитие видов и форм трудовой деятельности.
Влияние трудовой деятельности на психическое развитие. Расширение представлений об окружающем, о свойствах предметов, материалов и орудий труда, развитие познавательной сферы. Трудовая деятельность и развитие личности.
Специфика совместного труда детей со взрослыми и сверстниками. Характеристика взаимоотношений в процессе совместного труда.
Основные понятия . Трудовая деятельность, умение, навык, привычка.
Игровая деятельность
Исторические корни возникновения игры. Социальная природа игры.
Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры в младенчестве и раннем детстве. Становление игрового действия и развитие сюжета игры. Предметная и предметноотобразительная игра.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметызаместители.
Значение игрового материала в возникновении и развитии игры. Виды игрушек и их значение для психического развития.
Ролевые и реальные взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. Причины конфликтов детей в играх и пути их разрешения.
Развитие сюжетно-ролевой игры, ее отдельных компонентов на протяжении дошкольного возраста. Характеристика сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника.
Виды игр дошкольника и их место в психическом развитии: дидактические, подвижные, строительно-конструктивные, игры-драматизации.
Значение игры для психического развития ребенка. Игра и развитие познавательных процессов, умственных действий. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Игра и нравственное развитие. Игра и развитие произвольности поведения, воли. Игра и межличностные отношения детей.
Основные понятия. Игра, виды игр, виды игрушек, структура игры: роль, игровые действия, правила, игровые и реальные взаимоотношения, сюжет, содержание игры, игровые предметы, предмет-заместитель.
Изобразительная деятельность
Предпосылки возникновения изобразительной деятельности в раннем детстве: освоение предметной деятельности, зрительно-двигательные координации.
Стадии развития рисования: свободное манипулирование карандашом, доизобразительная стадия рисования, возникновение изобразительной функции рисования и развитие графических образов.
Основные направления развития изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и их взаимосвязь. Освоение средств выразительности разных видов изобразительной деятельности, их взаимосвязь.
Особенности формы и конструкции изображений, композиции.
Цвет детского рисунка. Развитие функций изобразительной деятельности: знаковой, логической, изобразительной, эстетической, выразительной.
Развитие содержания детского рисунка. Влияние на него социальных условий жизни, индивидуальных особенностей, осязательного, зрительного, двигательного опыта. Взаимосвязь развития речи и рисования.
Место и влияние изобразительной деятельности на психическое развитие. Изобразительная деятельность и сенсорное, умственное развитие. Развитие творчества и изобразительных способностей. Взаимосвязь восприятия исполнительства и творчества в изобразительной деятельности. Психологические основы руководства изобразительной деятельностью.
Основные понятия. Изобразительная деятельность, виды и выразительные средства изобразительной деятельности, функции изобразительной деятельности, художественный образ, графический образ.
Конструктивная деятельность
Предпосылки конструктивной деятельности в раннем детстве: овладение предметными действиями, развитие зрительно-двигательных координаций. Отделение действий от предмета и себя от своих действий.
Основные направления развития конструирования дошкольника. Формирование способов обследования образца и способов построения конструкции. Развитие мотивов конструирования. Формирование контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в процессе конструирования.
Развитие видов конструирования. Конструирование по образцу (целостному, расчлененному, объемному, схеме, чертежу), по условиям, по замыслу.
Конструирование из разных материалов.
Место и влияние конструирования на психическое развитие. Конструирование и умственное развитие, техническое мышление. Взаимосвязь восприятия, исполнительства и творчества в процессе конструирования.
Психологические условия руководства разными видами конструирования.
Основные понятия . Конструирование, виды конструирования, схемы, чертеж.
Общение ребенка со взрослыми
Функция и роль общения в психическом развитии.
Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.
Содержание потребности в общении, ведущие мотивы общения. Основные средства общения.
Механизм смены форм общения.
Особенности общения ребенка с родителями.
Особенности общения ребенка с воспитателем. Отношение дошкольника к личности воспитателя.
Педагогическое общение. Особенности познания воспитателем детей. Стиль отношения к детям и стиль руководства детским коллективом. Условия оптимального педагогического общения.
Основные понятия. Общение, мотивы, потребность, средства общения, формы общения со взрослыми, педагогическое общение.
Развитие общения со сверстниками
Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка.
Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативноделовая, внеситуативно-познавательная.
Содержание потребности в общении, ведущий мотив общения, средства общения.
studfiles.net