Детские афазии — причины, симптомы, диагностика и лечение
Детские афазии – это гетерогенная группа патологий ЦНС, которые проявляются частичной или полной потерей ранее присутствовавшей речи. Кроме того, они могут сопровождаться нарушениями чтения, письма, восприятия, счета, эмоциональными и поведенческими реакциями. Основа диагностики детских афазий – непосредственная оценка речевых и неречевых функций ЦНС, а также определение структурных и функциональных нарушений коры головного мозга при помощи КТ, МРТ и ЭЭГ. Лечение включает в себя прохождение курса специального восстановительного обучения и ликвидацию этиологического фактора (по возможности). При синдроме Ландау-Клеффнера также проводится противосудорожная терапия.
Общие сведения
Детские афазии – это группа полиэтиологических нарушений центральной нервной системы, которые характеризуются частичной или тотальной потерей речевых функций у детей с ранее сформировавшейся речью. В педиатрии такие состояния встречаются редко – данные патологии больше распространены у взрослых. Суммарная встречаемость среди детей – менее 1%. Детские афазии чаще наблюдаются у мальчиков. В детском возрасте афазии проявляются менее разнообразно, чем у взрослых, поскольку речь у детей не столь развита. Чем младше ребенок – тем менее разнообразны клинические симптомы детской афазии. Также для пациентов детского возраста характерен быстрый регресс возникших симптомов – спустя несколько месяцев речевые функции могут полностью восстановиться.
Детские афазии
Причины детских афазий
Детская афазия – это гетерогенное состояние. Он развивается в результате поражения речевых систем ЦНС в период сформированной речи. В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии. Среди ЧМТ ведущую роль играют открытые повреждения, сопровождающиеся потерей мозгового вещества. Закрытые травмы головного мозга провоцируют детские афазии значительно реже.
Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит. При синдроме Ландау-Клеффнера потеря речи возникает совместно с эпилептическими припадками. Точная этиология этой формы детской афазии не установлена. По мнению многих авторов, она может быть вызвана генетической или приобретенной структурной склонностью к эпилептиформной активности. Развитие приобретенной эпилептической афазии предположительно может провоцировать ранее перенесенный энцефалит.
Классификация детских афазий
Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) детские афазии можно разделить на две группы:
1. Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга. Сюда относятся речевые нарушения вследствие опухолей, травм, патологии сосудов и др. В зависимости от места поражения и патогенетических механизмов эта группа разделяется на подгруппы, которые будут рассмотрены далее.
2. Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия. В данном случае речевые нарушения возникают без органических патологий головного мозга, основой их развития является эпилептиформная активность.
Отдельно стоит выделить сочетание этих синдромов. Данное состояние развивается в тех ситуациях, когда на фоне новообразования, гематомы или других структурных изменений головного мозга появляются судорожные приступы, существенно утяжеляющие клиническую картину и стимулирующие прогрессирование детской афазии.
Симптомы детских афазий
Характерный возраст для детских афазий – 3-7 лет. Однако во многих случаях время начала заболевания зависит от того, в какой момент подействовал этиологический фактор – возникла гематома или произошла травма. В зависимости от речевых и неречевых симптомов, а также локализации поражения в педиатрии и логопедии выделяют следующие формы структурных детских афазий: акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, афферентная и эфферентная моторные, динамическая. Присутствующей у взрослых семантической формы в детском возрасте не наблюдается, поскольку в этом периоде еще не сформирована система символически-знакового обобщения сигналов.
Акустико-гностическая или сенсорная форма. Зона поражения – задняя 1/3 верхней темпоральной извилины левой половины головного мозга. Эта форма детской афазии возникает из-за нарушения акустического анализа и обработки звуков речи, что характеризуется поражением фонематического слуха. Клинически проявляется нарушением всех форм устной и письменной речи, чтения и устного счета, ритмическим воспроизведением. Также у таких детей наблюдается чрезмерная тревога и возбудимость, эмоциональная нестабильность.
Акустико-мнестическая афазия. Локализация поражения – средние и задние участки темпоральной области. Суть этой детской афазии – повышение тормозимости слуховых следов, приводящее к нарушению слуховой и речевой памяти. Также присутствует дефект зрительных и предметных образов-представлений. Такие дети не понимают подтекста, аллегорий, не могут называть предметы. Отмечается умеренное нарушение устной речи и ее восприятия. Может возникать повышенная активность и эмоциональная нестабильность, тревога.
Афферентная моторная афазия. Место поражения – нижние париетальные участки доминирующего полушария. Патогенетически основывается на нарушениях кинестетического восприятия. Основной признак – аномалии мелких артикуляционных движений губ и языка. Такие дети или неспособны к экспрессивной речи или имеют большое количество литеральных парафазий. Непроизвольная и автоматизированная (песни, стихи) речь, письмо и чтение сохранены.
Эфферентная моторная форма детской афазии. При этой форме поражаются задние лобные участки. Страдает инертность сформировавшихся стереотипов, что проявляется персеверациями. Способность к устным высказываниям минимальная или полностью отсутствует. Могут сохраняться отдельные звуки, автоматизированная речь. Наблюдается нарушение чтения, письма, апраксия.
Динамическая афазия. Крайне редкая форма в педиатрии, может наблюдаться у детей старших возрастных групп. Локализация патологического очага – задние лобные отделы. Патогенетически данная разновидность заболевания обусловлена дефектами внутренней речи, нарушением сукцессивной организации высказывания. Проявляется расстройством продуктивной речи, неспособностью активного общения – нормальные предложения заменяются стереотипами или шаблонами, глаголы полностью отсутствуют. Больные с данной формой детской афазии почти никогда ничего не спрашивают и не вступают в диалоги, но охотно отвечают на поставленные вопросы. Чтение и письмо могут быть сохранены.
Синдром Ландау-Клеффнера. Локализация пароксизмальной активности может быть разной, наиболее часто поражаются височные области. Потеря речи может происходить как резко (чаще всего), так и постепенно, на протяжении нескольких месяцев. Также теряется способность к восприятию речи, возможны нарушения поведения и эмоциональной сферы – гипервозбудимость, эмоциональная лабильность. Характерная черта данной формы детской афазии – судорожные припадки, которые, однако, наблюдаются не у всех больных.
Диагностика детских афазий
Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.
Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.
Лечение детских афазий
Лечение детских афазий подразумевает специальное восстановительное обучение под контролем логопеда. Его суть заключается в активации компенсаторных механизмов головного мозга при помощи прямых и непрямых способов. Прямые методы показаны на ранних сроках, основаны на использовании активации резервных способностей клеток. Непрямые или обходные методы компенсируют утраченные функции за счет функциональных перестроек. В зависимости от ситуации и формы детской афазии в качестве материалов для обучения применяются тексты, карточки, картинки, компьютерные программы, различные предметы, однако ведущую роль играют упражнения с логопедом.
Эффективность восстановительного обучения зависит от целого ряда факторов: формы и длительности заболевания, тяжести поражения ЦНС, этиологического фактора, возраста ребенка и момента начала терапии. Детский мозг очень пластичен, поэтому при легких формах зачастую наблюдается быстрый регресс симптомов. При структурных детских афазиях легкой степени тяжести способность к коммуникации возвращается на протяжении 3-5 недель, при средней – через 1-6 месяцев. При синдроме Ландау-Клеффнера помимо обучения может использоваться соответствующее медикаментозное противосудорожное лечение. Однако даже на фоне позитивной динамики возрастной нормы достичь удается достаточно редко.
Прогноз и профилактика детских афазий
Прогноз при детской афазии зачастую благоприятный. При ранней диагностике и своевременно начатом восстановительном обучении на протяжении первых нескольких недель или месяцев удается добиться быстрого регресса патологии. При тяжелых формах поражения ЦНС или синдроме Ландау-Клеффнера прогноз сомнительный. Прогностически неблагоприятным признаком считается отсутствие позитивной динамики на протяжении первых нескольких недель. Специфической профилактики детских афазий не существует. Неспецифические меры подразумевают исключение всех возможных этиологических факторов: раннюю диагностику и лечение фоновых заболеваний ЦНС и сосудов, которые могут вызвать ишемию коры головного мозга, минимизацию риска травм головы.
www.krasotaimedicina.ru
Афазия у детей: причины, симптомы, лечение
Афазия у детей — это очень редкое явление. Она встречается в 1% среди детей всего мира. Ребёнок, страдающий афазией, очень наблюдательный, но при этом у него серьёзные трудности в отношения со сверстниками. Какой прогноз у ребенка, страдающего детскойафазией?
Понятие афазии
Детская афазия — это нарушение, концентрирующееся в центре коры головного мозга. Эти центры ответственны за речевую функцию. Чаще всего расстройства концентрируются в проводящих путях мозга. Так же как у взрослых, оно характеризуется нарушением восприятия речи. Нарушение может быть, как частичным, так и полным.
Ребёнок не способен грамотно построить предложение, произнести определенные слова и звуки. Дети, страдающие афазией, не могут выразить свою мысль с помощью речи. Такие дети очень наблюдательны, но из-за того, что они не могут внятно разговаривать, у них складываются проблемы в общении со сверстниками.
Так как заболевание связано с повреждением головного мозга, у детей оно диагностируется намного реже чем у взрослых. Механизм действия заболевания заключается в следующем. Каждое полушарие головного мозга отвечает за определенный вид деятельности. Часто для выполнения какой-либо функции необходимо участие сразу двух полушарий.
За речевую деятельность у человека несет ответственность левое полушарие. Оно контролирует не только способность говорить, писать и читать, но также слушать. В 95% случаях афазия формируется из-за нарушения работы левого полушария.
Признаки развития детской афазии и ее симптоматика
Проявления детской афазии такие же, как у взрослых. Основными факторами являются:
- Процесс развития опухоли.
- Инфекции.
- Черепно-мозговые травмы.
У взрослых афазия может возникать из-за острого нарушения мозгового кровообращения в форме инсульта. Но у детей такая причина встречается в единичных случаях.
Афазия — это серьезная патология, у взрослых она проявляется во множестве форм: моторная, сенсоматорная, семантическая, общая, глобальная и др. Но у детей большого количества форм проявления патологии не наблюдается. Первый симптом проявления детской афазии, который могут обнаружить родители, это сложность у ребёнка в подборе нужного слова.
Он никак не может вспомнить его, часто вместо необходимого слова он пытается употребить синонимы, подобрать новые слова, обозначающие этот предмет. Если ребенку так и не удалось найти необходимое слово, он может не закончить свою фразу. Многие путают это явление с нарушением памяти. Но это всего лишь трудности в подборе слова в необходимый момент.
Ребёнок не может связать вместе два слова, например, цветок роза. Для него это очень сложно, эти слова существует в его понимании по отдельности.
Детская афазия чаще всего сопровождается нарушением восприятия времени. У ребенка возникают трудности с выполнением последовательности действий. Он не может разложить в хронологическом порядке поступки.
У детей, страдающих афазией, возникают большие трудности в коллективе. У них нет желания разговаривать, чаще всего потому что не могут. Из-за этого они стараются реже общаться со сверстниками. Иногда может наблюдаться сложности с артикуляцией, звуки произносятся очень растянуто, речь быстрая. Такое произношение собеседники воспринимают с большим трудом. В связи с этим нарушает синтаксическая сторона речи.
Ребенок, страдающий детской афазии, испытывает трудности не только в разговоре с окружающими людьми, но и с пониманием их речи. Он может хорошо воспринять только короткие предложения.
Виды афазии
Патология подразделяется на виды в зависимости от психологических и лингвистических нарушений. Выделяются следующие виды:
- Эфферентная моторная – при такой патологии человек не может переставлять слоги и фразы. У больного наблюдается скудная речь.
- Тотальная афазия – при таком виде патологии больной не может ни воспринимать чужую речь, ни воспроизводить слова самостоятельно.
- Амнестико-семантическая – у больного наблюдается нарушение с памятью и трудности в восприятии сложных конструкций.
- Афферентная моторная – у детей нарушается функция правильного произношения звуков.
- Акустическо-гностическая – при развитии такой формы заболевания у пациента возникает нарушение в восприятии речи собеседника.
Также могут встречаться смешанные формы патологии.
Диагностика и методы лечения
Диагностика детской афазии заключается прежде всего в обнаружении очага патологии. Для этого производится полное сканирование мозга. Очень важно для постановки диагноза найти причину, которая вызвала отклонение.
Лечение должно быть в первую очередь направлено именно на устранение этой причины, включая в себя занятия по обучению чтению и письму. Таким детям назначаются регулярно индивидуальные занятия с логопедом. Они обучаются навыкам речи.
Большую роль играет домашняя работа с родителями. Родители должны научить ребёнка выполнять упражнения дома, правильно общаться. Если у ребёнка повреждены обширные участки мозга, лечение афазии бывает редко эффективным. Положительная динамика будет наблюдаться только в том случае, если удастся восстановить некоторые структуры головного мозга.
Очень важно для родителей понять, что они играют важную роль в процессе выздоровления ребёнка. Регулярные занятия с малышом, поддержка разговора, внимательное выслушивание его ответов, терпение и понимание окажут наибольшее влияние на процесс выздоровления.
Если ребёнок страдает моторной афазией, у него сохраняется критическое отношение к себе. Он осознает, что произносит фразы неправильно. Это может привести к развитию депрессивного состояния. Ребёнок становится замкнутым. Если происходит такой процесс, это может привести к углублению проблемы.
Чтобы этого избежать, необходимо проводить консультации с психологом. Важно, чтобы маленький пациент был уверен в себе. Это повлияет на результат лечения.
Чем раньше будет проводиться коррекция афазии, тем успешнее будет прогноз на лечение. Прогноз до начала лечения ни один врач поставить не сможет. Восстановление речевой функции будет зависеть от участка поражения головного мозга и степени нарушения.
Лучше всего коррекция проходит у подростков. Лечение детской афазии — это длительный процесс, и только комплексный подход даёт шансона эффективное выздоровление.
nevrology.net
симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
Причины
Чаще всего афазийные расстройства происходят по следующим причинам:
- заболевания сосудов головного мозга и кровеносной системы, они встречаются у детей крайне редко,
- черепно-мозговые травмы и сотрясения, эта причина является одной из ведущих в детском возрасте,
- воспалительные процессы в головном мозге (энцефалит, абсцесс),
- новообразования внутри черепной коробки (злокачественные и доброкачественные опухоли),
- заболевания центральной нервной системы, имеющие прогрессирующее течение (болезнь Альцгеймера, например),
- операции на головном мозге,
- наличие наследственного фактора.
Степень тяжести афазии и возможности её устранения зависят от того, какой участок коры головного мозга повреждён, каковы причины синдрома и насколько сильны компенсаторные функции организма.
У маленьких детей в силу несформированности центральной нервной системы афазийные процессы могут начать своё обратное развитие.
Симптомы
У детей чаще всего встречаются моторная и сенсорная формы афазийного расстройства. Рассмотрим их основные признаки и особенности.
Моторную афазию разделяют на афферентную и эфферентную.
Признаки афферентной речи(устной и письменной):
- невозможность спонтанной речи,
- развитие литеральных парафазий (замена звуков, слогов, перестановка их местами),
- трудности со звукоразличием,
- сохранение навыков автоматизированной речи (имена близких, выученные наизусть стихи и песни).
Признаки эфферетной речи:
- патологическое повторение одного слова, слога, звука,
- невозможность конструирования предложений,
- полное отсутствие устной речи,
- нарушаются правила ударения, интонации,
- трудности включения в диалог.
Сенсорная афазия (она же акустико-гностическая) проявляется следующей картиной:
- грубые нарушения понимания слов и речи,
- нарушение чтения и письма,
- потеря ритмичности,
- тревожность, возбудимость, перепады настроения.
Данные признаки могут быть проявлениями клинической картины и других детских заболеваний, связанных с восприятием устной и письменной речи (тугоухость, алалия).
Диагностика афазии у ребёнка
Для точной постановки диагноза необходима полная проверка детской речи, слуха, памяти, других интеллектуальных процессов. Для этого используются специальные тесты.
- Диагностика устной речи. Проводит её логопед в ходе беседы с ребёнком. Во время общения выясняются способности к пониманию слов и предложений, построению фраз. Определяется связность детской речи, её динамические характеристики и особенности голоса у ребёнка.
- Диагностика письменной речи. Проводится в форме изложения, диктанта, чтения и пересказа.
- Диагностика слухоречевой памяти. Самая распространённая методика — тесты на запоминание цепочки слов.
- Для определения поражённых участков и выявления первопричины синдрома необходимо проведение клинических исследований:
- магнитно-резонансная и компьютерная томография головного мозга,
- ангиография,
ультразвуковое диагностирование кровеносных сосудов головы и шеи,- дуплексное сканер мозговых сосудов,
- биопсия.
Осложнения
При несвоевременном обращении к логопеду афазийные процессы могут стать необратимыми и приведут к более серьёзным речевым нарушениям и даже полной потерей речи.
При резком выходе из синдрома (при моторных видах афазии) возможно развитие заикания.
Детям с проблемами речи будет сложно общаться со сверстниками и другими людьми. Это может повлечь за собой психологические расстройства.
Лечение
Что можете сделать вы
При проблемах с речью после того, как ребёнок уже свободно говорил (и даже писал), родители должны немедленно обратиться к логопеду. В детском возрасте афазийные процессы имеют обратимый характер, если выявить их в самом начале и начать немедленную коррекцию.
Только сотрудничество специалистов, родителей и самого пациента может привести к хорошему результату. Во время лечения рекомендуются домашние занятия на восстановление речи. Занятий у специалиста может быть недостаточно для скорейшего восстановления детской речи.
Родители должны в полной мере выполнять все показания специалистов, касающихся лечения основного заболевания и устранения афазии.
Что делает врач
Лечение одновременно протекает в двух направлениях. Лечение основного заболевания:
- использование медикаментозных препаратов,
- операции при необходимости,
- восстановительная терапия (массаж, лечебная физкультура, физиотерапия).
Коррекция речи. Схема лечения зависит от степени афазийного расстройства у ребёнка, его типа. В любом случае она проводится в первую очередь логопедом.
Профилактика
Не существует специфических мер по профилактике детской афазии. Во избежание данного синдрома родители должны:
- регулярно проходить профилактические осмотры ребёнка,
- своевременно лечить инфекционные и воспалительные заболевания;
- обезопасить ребёнка от черепно-мозговых травм,
- укреплять детский иммунитет;
- при жалобах ребёнка (особенно после сильных ударов или стрессов) обращаться к педиатру.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании афазия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как афазия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга афазия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить афазия у детей и не допустить осложнений.
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
detstrana.ru
Афазия у детей – симптомы, что это такое, методы устранения детской афазии
По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых. Эта особенность объясняется лучшей амортизацией головного мозга при черепно-мозговых травмах, меньшей вероятностью влияния на организм негативных факторов. В случае с детьми состояние также проявляется полной или частичной утратой уже сформированных речевых функций. Ребенок может испытывать проблемы с чтением, письмом и счетом. Особенностью считаются специфические поведенческие и эмоциональные реакции, которые у взрослых выражены не так ярко.
По статистике, афазия у детей возникает гораздо реже, чем у взрослых.
Детские афазии
В основе детских речевых расстройств лежит поражение тканей центральной нервной системы, приводящее к изменению их структуры, снижению функциональности. Состояние диагностируется не более, чем у 1% детей, причем, мальчики страдают от него чаще девочек.
Независимо от формы, детская афазия имеет ряд особенностей:
- клиническая картина не такая яркая, как у взрослых;
- симптомы не очень разнообразны;
- чем меньше пациент, тем менее выражены тревожные признаки, что осложняет постановку диагноза;
- в педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.
Детскую афазию важно научиться отличать от алалии. В первом случае расстройство проявляется в виде проблем с уже сформированной речью, возникает ее регресс. Во втором нарушение заключается в недоразвитости или полном отсутствии функции изначально.
В педиатрии нередко проявляется быстрый регресс патологии, когда утраченные функции стремительно восстанавливаются в течение нескольких месяцев терапии.
Причины детских афазий
Нарушение речи у детей становится результатом изменения структуры тканей на определенных участках коры головного мозга. Процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии. В зависимости от локализации очага проблемы развивается та или иная форма заболевания. В педиатрии афазия чаще всего становится последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.
Одним из факторов риска считаются проблемы во время беременности или родов.
В таких ситуациях урон, нанесенный центральной нервной системе, способен проявиться через несколько лет полноценной жизни.
Также афазия у детей может развиться в результате врожденных церебральных сосудистых аномалий, гематом, опухолей. Опасность представляют перенесенные воспалительные или инфекционные заболевания головного мозга. В отдельную группу выделяют нарушения речи при синдроме Ландау-Клеффнера. Такой недуг дополняется эпилептическими приступами. Механизм развития патологии до конца не изучен, но его связывают с наследственной или приобретенной предрасположенностью к повышенной эпилептической активности.
Патологический процесс может возникнуть на фоне воспалительного, инфекционного или дегенеративного процесса, отека, сдавливания или гипоксии мозга.
Классификация детских афазий
Все афазии, встречающиеся у детей, официально делят на две группы. В первую входят патологии, которые развиваются в результате изменения тканей головного мозга на структурном или органическом уровне. Это нарушения речи, возникающие из-за опухолей, сосудистых патологий, травм, отравлений медикаментами или ядами и т.д. Все патологии разбиваются на несколько подгрупп в зависимости от локализации очага основного заболевания. У каждой формы есть свои особенности, для них свойственны характерные клинические проявления, что нужно учитывать в ходе терапии.
Вторую группу представляет приобретенная эпилептическая афазия (синдром Ландау-Клеффнера). Речевые расстройства в этом случае становятся последствием патологической эпилептической активности головного мозга. Состояние не сопровождается изменением структуры нервной ткани. В редких случаях механизмы развития, характерные для обеих групп, сочетаются и выливаются в один недуг. Это существенно утяжеляет ситуацию, усугубляет клиническую картину, ускоряет прогрессирование патологии.
Симптомы детских афазий
Афазия у детей может развиваться в любом возрасте, но обязательно после формирования полноценной речи. Чаще всего расстройство фиксируют у малышей 3-7 лет. В одних случаях клиническая картина проявляется резко и нарастает стремительно. В других процесс растягивается на годы – все зависит от типа негативного фактора, влияющего на мозг, площади поражения ЦНС.
Признакии проявления афазии у детей зависят от ее формы:
- сенсорная – очаг поражения расположен в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины. Страдает фонематический слух из-за сбоя процесса приема, анализа и обработки звуков. У детей афазия проявляется в виде общих проблем с устной и письменной речью, счетом и чтением, пропадает чувство ритма. Дополнительно у пациента фиксируются эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, необъяснимая тревога;
- акустико-мнестическая – поражение средних и задних областей височной зоны. Состояние характеризуется ухудшением речевой и слуховой памяти, проблемами со зрительным восприятием образов. У таких детей сложности с называнием предметов, восприятием и продуцированием устной речи. Обычно малыши чрезмерно активны, тревожны, нестабильны в эмоциональном плане;
- моторная афферентная – очаг поражения в доминирующем полушарии, нижних теменных участках. Проявляется в виде невозможности совершать необходимые для воспроизведения задуманной речи движения языком и губами. Дети не продуцируют спонтанную речь или делают ее неразборчивой. У них сохранены навыки в письме и чтении, они способны издавать непроизвольные звуки, автоматом выдавать стихи или песни;
- моторная эфферентная – поражение задних лобных участков приводит к навязчивому повторению одних и тех же простых слов или слогов. Устные высказывания невозможны или сильно нарушены. Может сохраняться автоматизированная речь, иногда дети издают отдельные осознанные звуки. Письмо и чтение нарушены;
- динамическая – очень редкое явление, которое диагностируется у детей старшего возраста. Очаг поражения расположен в задних лобных отделах. Болезнь проявляется невозможностью ведения активного общения из-за отсутствия в высказываниях пациента глаголов, использования шаблонов. Такие дети не задают вопросов, не становятся инициаторами диалога, но отвечают, когда их спрашивают. Письмо и чтение не нарушены;
- приобретенная эпилептическая – проблема обычно расположена в височных отделах головного мозга, но не исключена и другая локализация. Чаще всего нарушение речи проявляется резко, иногда процесс может быть растянут на месяцы. Дети не воспринимают устную информацию, становятся эмоционально нестабильными, возбудимыми. Характерной чертой патологии являются судорожные приступы, но в редких случаях они отсутствуют.
Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка.
Примечательно, что семантическая афазия у детей не диагностируется. В юном возрасте мозг человека еще не способен обобщать сигналы по символически-знаковому принципу.
Диагностика детских афазий
Предварительный диагноз ставится на основе клинической картины, анамнеза. Ребенок должен быть осмотрен неврологом, при необходимости – логопедом. Обязательно проводятся лабораторные и аппаратные методы исследования, с помощью которых устанавливается причина нарушения работы головного мозга.
В зависимости от ситуации в этомперечне могут быть КТ или МРТ, ЭЭГ, рентген черепной коробки. Для исключения других патологий ребенок может быть осмотрен психиатром.
Лечение детских афазий
В первую очередь терапия при афазии у детей должна быть направлена на устранение фактора, провоцирующего речевое расстройство. В педиатрии предпочтение отдается максимально щадящим комплексным подходам, по возможности ограничиваются консервативными приемами. Параллельно занимаются самой афазией. Методы ее устранения подбирает целая группа врачей, состоящая из педиатра, невролога, логопеда, дефектолога. Важно понимать, что даже при самом лучшем раскладе достижение показателей возрастной нормы случается редко.
Логопедические занятия направлены на запуск компенсаторных свойств клеток головного мозга, окружающих пораженный участок. В ход идут прямые способы, основанные на стимулировании резервных функций нервной ткани, и непрямые – нацеленные на функциональные перестроения внутри проблемного отдела. В детской логопедии активно используются карточки, устные и письменные упражнения, работа с предметами, программное обеспечение. Сегодня все чаще в ход идут приемы нетрадиционной медицины, при которых дети проводят время с различными животными.
Благодаря особенностям головного мозга у детей и гибкости происходящих в нем процессов прогноз по афазии в большинстве случаев благоприятный. В каждой конкретной ситуации важную роль играет тип нарушения, площадь поражения нервной ткани, корректность подобранного лечения. При легких формах расстройств признаки положительной динамики проявляются уже через несколько недель терапии. Примерно через месяц восстанавливается коммуникативная функция. При средней степени тяжести состояния на получение стойкого эффекта уходит до полугода.
insultinform.ru
Лечение и признаки афазии в детском возрасте
Афазия у детей встречается гораздо реже, чем у взрослых. Но при таком заболевании речь идет только о тех нарушениях, которые происходят после формирования речи, а раннее ее развитие протекало в свое время в пределах возрастной нормы.
На данный момент регистрируется 1% детей по всему миру, страдающих афазией, среди них больше мальчиков.
Причины возникновения афазии в детском возрасте такие же, как и взрослых — опухолевые процессы, травматические мозговые повреждения, инфекции. У детей практически не встречаются острые нарушения мозгового кровообращения в виде инсультов. Клиническая картина афазии в детском возрасте полностью копирует таковую у взрослого человека.
Тем не менее, есть определенные отличия афазии у маленьких пациентов. Заключаются они в том, что при самом тяжелом поражении обратное развитие наступает достаточно быстро. Прогноз перестает быть благоприятным только в том случае, если в течение нескольких недель никакой положительной динамики не наблюдается.
Афазия является серьезной неврологической проблемой и, несмотря на то, что у взрослых выделяется множество форм подобного заболевания, у детей оно на самом деле не представлено таким большим количеством.
У малышей, которые еще не начали посещать школу, просто не может развиваться такое же разнообразное количество речевых расстройств, как это бывает у взрослых пациентов. Это связано с тем, что сама речевая функция еще не достигает к этому возрасту своего окончательного развития, а поэтому невозможно встретить у детей семантическую или динамическую афазию, чаще всего регистрируется моторная или сенсорная.
Чем младше ребенок с подобного вида нарушениями, тем менее выраженная и красочная наблюдается клиническая картина этих нарушений. Поэтому незрелость системы речи и проявляется у детей в виде ограниченности изменений, которые характерны для проявления патологии речи в зрелом возрасте.
Необходимо дифференцировать у детей афазию и алалию. При обоих заболеваниях диагностируются отклонения в фонетике, грамматике и лексике, поэтому провести четкую границу между этими отклонениями бывает сложно. Особенности ведения и тех, и других пациентов в раннем детстве и методики лечения имеют большое сходство.
Основная разница состоит в целевом походе к проблеме. У алаликов нарушения возникают на уровне внутриутробного развития, поэтому целью врача является обучение таких пациентов навыкам речи, а при афазии речь нарушается после ее формирования, и поэтому при лечении речь идет о восстановлении.
Клинические проявления
Начальная симптоматика заболевания может проявляться в невозможности или большом затруднении при подборе необходимого слова или замена его определением. Это не имеет отношения к ухудшению функции запоминания.
У детей с афазией нарушается временное восприятие, и они затрудняются воспроизвести последовательность действий, разложив их в хронологическом порядке. Нередко такой ребенок не вступает в разговоры самостоятельно, а на вопросы отвечает односложно, или совсем отказывается отвечать, иногда больной малыш при любой ситуации может повторять одну и ту же фразу.
Есть также варианты заболевания, при которых ребенок активно вступает в разговор, но говорить длинные, бессмысленные фразы, состоящие из набора слов. Дети с афазией могут с трудом воспринимать речь, которая к ним обращена, особенно если она состоит из набора сложных оборотов и длинных предложений, но работа органов слуха у него не нарушается. Короткие и лаконичные фразы воспринимаются гораздо легче.
При моторном варианте афазии ребенок полностью понимает все, о чем говорят люди, но не может полноценно отвечать. У него страдает не только речь, но и возможность составления предложений в письменном виде. Имеется в наличии и аграмматизм — пропускание предлогов, отсутствие использования окончаний для связки слов. Еще один признак этого нарушения — вставление коротких слов, не имеющих логического смысла, в любое предложение.
Если такому ребенку предложить переписать чужой текст, то он это сделает с легкостью. Однако свободно изложить мысли после прочитывания или под диктовку он не сможет. Также возникает и трудности в написании вольного сочинения. Чтение для него становится также затруднительно. Если афазия началась в том возрасте, когда малыш еще не научился читать, то обучение этому при моторной форме афазии занимает очень длительное время и не всегда приводит к положительному результату.
Диагностика и лечение
Обследование детей с афазией заключается, прежде всего, в обнаружении патологического очага. Для этого производится сканирование мозга. При этом особую важность имеет лечение причин, которые вызвали такое отклонение.
Терапевтические мероприятия для таких детей включают групповые занятия с целью обучения письму и чтению. Необходимы регулярные индивидуальные занятия с логопедом, в его задачу входит не только обучение детей с афазией навыкам речи, но и работа с родителями, обучение их правильному обращению и выполнению упражнений с ребенком дома.
Лечение афазии у детей при повреждении обширных участков мозга редко бывает очень эффективным, положительная динамика получается в результате образования новых нейронных связей в центральной нервной системе, или восстановления некоторых структур головного мозга.
Очень важную роль играет в возможности выздоровления помощь и поддержка родителей, регулярные занятия с малышом. Необходимо постоянно стараться поддерживать разговор, задавать ребенку вопросы, внимательно и без спешки выслушивать его ответы, давать ему возможность без подсказок делать по мере возможности все самостоятельно, изредка только оказывая небольшую помощь.
При такой разновидности, как моторная афазия, у ребенка сохраняется критическое отношение к себе, он понимает, что говорит неправильно, и может замкнуться. Такой процесс приведет к еще большему усугублению проблемы. Для того чтобы этого избежать, необходимы занятия с психологом, которые поможет обрести уверенность в себе, а соответственно, и повлиять на возможности успешного восстановления речи и письма.
tvoelechenie.ru
Статья по логопедии на тему: Афазии у детей
Афазии у детей
Классическое определение афазии дано создателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурией. По А.Р. Лурии, это системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга. Такая трактовка афазии соответствует представлениям о ней классических неврологов P.Broca, K. Wernice, P.Маri, Н. Jacksona и других.
Однако это определение, ставшее аксиомным в отношении взрослых больных с афазией, становится проблемным при попытке его применения к детям. То, что афазия носит системный характер, т.е. охватывает все стороны речи, и у детей тоже, не вызывает сомнений, а то, что она обусловлена локальным поражением мозга, требует обсуждения.
Как известно, функциональная специализация мозговых зон не определена изначально (природно), она складывается в течение онтогенеза, меняя параметры на его разных этапах. Это относится к ВПФ в целом и к речевой функции в особенности. Согласно данным литературы (Лурия А.Р., Семенович А.В.) в речевом онтогенезе происходят серьезные локализационные трансформации. В ранний период жизни в мозговой организации речевой функции важная функциональная роль принадлежит подкорке. Гуление, лепет осуществляются со значительной функциональной долей подкорковых структур мозга, обеспечивающих элементарную итеративную ритмизацию этих первых речевых опытов. Кортикализация речевой функции становится ощутимой уже к 2,5 годам. В этом возрасте имеет место приоритетная активизация коры правого полушария мозга. Параллельно начинаются процессы левополушарной латерализации, которым придается разными авторами (Кинзборн М.) большое значение. Отдельные наиболее упроченные речевые действия вновь латерализуются справа, а некоторые, возможно, получают даже подкорковое представительство. Локализационная концентрация в левом, доминантном по речи полушарии, становится очевидной в 5-6-летнем возрасте. Это относится к так называемым правшам. У левшей вклад правого полушария остается более существенным.
Принципиально при этом то, что у всех детей формирующаяся речевая функция, представленная в мозге, имеет двуполушарную представленность. Такая многофокусная локализационная картина и является основанием для сомнений о том, является ли очаговое поражение достаточным для «запуска» афазии или же она следствие более развернутых по мозговой площади выпадений. Кроме того, нельзя не учитывать высокую пластичность мозга детей, перекрывающей локальные выпадения за счет мощных процессов спонтанной компенсации.
Обсуждаемая проблема более актуальна, что с появлением высоких технологий нейровизуализации (КТ, МРТ, ЯМР и др.), в литературе появились сведения о том, что даже кисты непосредственно в речевых зонах мозга не вызывают речевых расстройств. Вместе с тем имеются и такие источники, где описаны детские афазии, обусловленные инсультной или травматической этиологией.
Немногочисленные описания клинической картины детской афазии в тех случаях, когда она развивается (РозенфельдФ.С., 1946; Э.Г.Сименицкая, 1985; Трауготт Н.Н., Кайданова С.И., 1985; Храковская М.Г., 1999; Renata Whurr, Sarah Evans, 1999; F.William Black, 2000), содержат утверждения, что она отличается от афазии у взрослых.
Практически все исследователи детской афазии согласны друг с другом по поводу следующего:
- Афазия у детей в среднем протекает легче, чем у взрослых.
- Симптоматика нарушения речевой и сопутствующие расстройства неречевых функций носят менее локальный характер, чем у взрослых. Они в большей степени рассеяны по отдельным зонам мозга.
- Форму афазии часто нельзя установить с достаточной долей определенности.
- Обратное развитие речевых расстройств у детей происходит быстрее, чем у взрослых и конечный эффект восстановления выше.
- В связи с этим тяжесть расстройств в инициальный и резидуальный периоды резко различна.
- Письменная речь страдает грубее, чем у взрослых.
- У детей в сравнении со взрослыми грубее выражены нейродинамические изменения.
Вместе с тем, несмотря на столь ценные сведения, содержащиеся в литературе, практически не обсуждается вопрос об особенностях мозговых механизмов детской афазии. Еще менее рассматривается вопрос о зависимости клинических особенностей афазии у детей в зависимости от возраста ее приобретения.
Такое положение обусловило необходимость проведения собственного исследования, целью которого явилось уточнение представлений об особенностях мозговой организации речевой и других ВПФ у детей разных возрастов, а также об отличии мозговых механизмов ее развития, отличных от тех, которые имею место у взрослых.
Прежде всего, предстояло выяснить:
- Может ли локальное поражение мозга обусловить у ребенка афазию, учитывая высокую пластичность его мозга?
- Каково значение возрастного показателя в развитии афазии у детей?
Было изучено 16 детей с афазией. Такое ограниченное число испытуемых обусловлено редкостью детской афазии. У 9-и детей афазия была сосудистой этиологии, у 7-и — травматической.
Наиболее часто регистрировались смешанные афазии: моторно-сенсорная (с преобладанием моторного компонента) или реже сенсо-моторная афазия (с преобладанием сенсорного компонента).
При моторно-сенсорной афазии наиболее ярко выступала артикуляционная апраксия (афферентная и эфферентная) и соответствующие артикуляционные затруднения в речи, менее грубо — нарушения понимания речи. При сенсо-моторной — нарушения понимания были более яркими, а затруднения в артикулировании — меньшими.
Другие формы афазии практически отсутствовали, хотя всегда присутствовали компоненты акустико-мнестической (сужение объема слухо-речевой памяти) и часто динамической афазии (снижение речевой активности).
Диагностически особый интерес представили дети 3-х и менее лет.
Постановка определенного речевого диагноза оказывалось затруднительной. Как известно, маленькие безречевые дети квалифицируются как алалики. Решить, потерял ли речь такой ребенок, а, следовательно, у него развилась афазия, или речь не развилась, как у алалика, очень трудно.
В анамнезе у всех изученных детей с афазией отмечались перинатальные неблагополучия — пренатальные, внутриутробные натальные или ранние постнатальные. Их последствия выступали либо в наличии явной неврологической симптоматики, либо в виде патопластического фона.
Динамика обратного развития афазии у детей оказалась имеющей четкую зависимость от возраста, в котором она приобретена. В раннем возрасте (от 2 до 4 лет) была отмечена слабая динамика восстановления речи. В более позднем возрасте (5-8 лет) показатели динамики гораздо выше. Устная речь часто достигала уровня практического восстановления. Правда, при этом письменная речь оставалась заметно отстающей. Явления дислексии и дисграфии держались долго и без специальной работы по их устранению не преодолевались. Медленно восстанавливалась и слухо-речевая память, а также понимание сложно построенной речи. Афазия, приобретенная в пубертатный период — от 13 до 15 лет, выступала грубо и преодолевалась медленно. Очевидно, в этом возрасте процессы левополушарной латерализации речевой функции завершаются, а высокая упроченность преморбидных речевых навыков отсутствует.
Наконец, само собой разумеется, что эффективность преодоления детской афазии тем выше, чем раньше начаты лечение и обучение, а их объемы максимальны.
nsportal.ru
50.Афазия у детей и взрослых. Особенности афазии у детей, ее сходство и отличия от алалии и афазии у взрослых.
Аф. — расстройства речи, обусловленные поражением корковых речевых зон (нижнелобной извилины или теменно-височно-затылочыого отдела) в доминантном полушарии. Аф. – приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после 3-х лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи. Аф.у взросл. Возник чаще вследствие наруш кровообращ в ц н с , кровоизлияний (инсультов) в корковые речевые зоны.
Аф. в дет. Возр.могут возникать:
— вследствие черепно-мозговых травм, привод к повреждению корковых речевых зон или кровоизлияниям в них.
-Иногда внутричерепные кровоизлияния у дет. и взросл. могут быть связаны с неправильным строением мозговых сосудов,
-с болезнями крови, при кот наруш свертываемость крови (например, гемофилия) или поражается сосудистая стенка.
— после перенесенных воспалит заболев мозга (энцефалитов). В этих случаях она часто сочетается с нарушениями интеллекта.
Сходство дет. Аф. с аф. у взросл:
1. И в 1-м, и во 2-м случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи.
2. Причины дет.и взросл.аф. в какой-то мере схожи: травмы, воспалит-е процессы после инфекц-х заболеваний, опухоли; только у дет.редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты).
3. При дет. и при взросл. Аф. раннее развитие протекало нормально.
4. У дет.шк. возр. очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых.
Отличие детской афазии от афазии у взрослых:
1. Афатические синдромы у дет., как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному разв-ю.
2. У дет. дош. возр. не может быть того многообразия аф., что у взр-х (напр., семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у дет. еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у реб того уровня разв , что у взр . И чем младше реб., с аф., тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»).
3. Отличие – в устранении.
Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций реб.– логической памяти, произвольного вним , мышл и особенно речи – приводит к тому, что у мал дет. очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функцион отнош , столь характерных для взрос.Возрастные особенн проявления афатических синдромов д учитываться как при диагностике, так и в логопедической работе.
56.Аккустико-мнестическая афазия.— возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия Л. С. Цветкова, .А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.
Нарушение понимания. Для акустико-мнест. афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо. Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них.Л. С. Цветкова объясняет невозможн удержания речевого ряда не только тормозительно слухоречевой памяти, но и сужением ее объема.Наруш объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти -семи слов: человек может указать или дать не тот предмет, о кот идет речь,с трудом ориентир в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, утомляется при восприятии музыки и радиопередач.При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д.
Нарушение экспрессивной речи. При этой форме аф. экспрессивная речь хар. трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнест. аф., как и при акустико-гностич. аф., сохраняет свой выраженный предикативный характер.
Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете.Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнест. афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи сущ. замещаются местоимениями. Аграмматизм при этой афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.
В отличие от акустико-гностической афазии высказывание при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки».
Нарушение чтения и письма. При акустико-мнест афазии в письм. речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.
При акустико-мнест. афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.
Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Таким образом, при акустико-мнест. афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.
58. Амнестико-семантическая афазия.возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария. При поражении теменно-затылочных отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематич восприятия. Наблюд специфич амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафазии), а заменяют слово целой фразой, говорят: «Ну, это то, чем пишут»а с другой стороны, имеется характерный для этой формы афазии сложный импрессивный аграмматизм. При семантической афазии сохраняется понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию событий». Больные хорошо понимают значение отдельно предлогов, но затрудняются в расположении трех предметов по инструкции. Еще большие трудности они испытывают при расположении геометрических фигур, не в состоянии решить такую логико-грамматическую задачу, как нарисовать крест под кругом и над квадратом, и не могут сориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа: Коля выше Миши и ниже Васи. Такие же трудности возникают у них при понимании сравнительных словосочетаний с наречиями больше — ближе, слева — справа и т. д. Наибольшие трудности возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата», которые можно решить, лишь соотнося с определенными смысловыми категориями: дядя — брат — отец. Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Так, они затрудняются в понимании предложений типа Я отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой. Утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл. Нарушение устной и письменной речи.Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказке первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функции предмета: «Ну, это то, через что смотрят на улицу». В основе амнестических трудностей при семантической афазии лежит нарушение так называемого «закона силы» (А. Р. Лурия), позволяющего в норме безошибочно выбирать слово из серии слов, близких по категориальной отнесенности, по смыслу. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, в отсутствии поисков точного или «меткого» слова.При этой форме афазии письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных. При семантической афазии наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные смешивают направления действий при решении арифметических примеров, испытывают трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Нарушения счета проявляются в трудностях понимания текста задач, так как они включают те же логические элементы больше — меньше, дальше — ближе, на сколько, во сколько раз и т. д., что также объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций».
studfiles.net