6 лет но не говорит р – Ребёнок плохо говорит в 6 лет: причины и что делать

Содержание

Ребёнок плохо говорит в 6 лет: причины и что делать

Если дошкольник за год до школы разговаривает недостаточно хорошо, вряд ли он самостоятельно справится с программой начальной школы. Если же он почти не говорит, то это крайне серьёзная проблема.

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. По данным учёных-физиологов, центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в период её формирования. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии. Все это в полной мере относится и к речи, то есть коррекцию её недоразвития лучше всего начать как можно раньше. Если же малыш в 6 лет не говорит, то это очень большая проблема.

Если ребёнок в 6 лет плохо разговаривает, вряд ли он справится с программой начальной школы до тех пор, пока с ним не будет проведена коррекционная работа. Вполне возможно, что дефект речевого развития настолько сложен, что вообще невозможно дать прогноз дальнейшего обучения в учебном заведении. Если говорить кратко – тот материал, который в 6 лет придётся осваивать в течение долгого времени, ещё 2–3 года назад можно было одолеть гораздо меньшими усилиями, и стоит только пожалеть об упущенном времени. Тем не менее в случаях не осложнённых невропатологической симптоматикой, даже в 6 лет можно значительно продвинуться на пути совершенствования детской речи.

Норма речевого развития в шесть лет

Чтобы оценить степень отклонения от возрастной нормы, нужно знать, насколько продвинулся к 6 годам ребёнок в развитии речи. За 1–2 года до начала школьного обучения она достигает определённого совершенства, если взрослые уделяли этому особое внимание.

Параметры речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

Несмотря на то что речь старшего дошкольника близка к речи взрослого человека, взрослым приходится решать следующие задачи:

  • Развитие умения употреблять эпитеты, сравнения, синонимы и антонимы.
  • Совершенствование фонематического слуха, анализа, синтеза и представлений.
  • Формирование умение пересказывать произведения художественной литературы последовательно и близко к источнику.
  • Совершенствование грамматически правильной речи.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки.

Возможные причины нарушений речи

Диапазон нарушений речи плохо говорящего ребёнка очень велик, а структура дефекта крайне разнообразна. Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, диагностируют такие причины (нарушения речи):

  • дислалия;
  • моторная и сенсорная алалия;
  • афазия;
  • ринолалия;
  • дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист – детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта. Если по каким-то причинам не удаётся немедленно посетить специалиста, стоит познакомиться с признаками основных речевых патологий.

Дислалия

Этот термин обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса под руководством врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия. Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина – нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта – дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики. Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто – малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Как помочь плохо говорящему 6-летнему

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы – что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи в дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе. Обращайтесь к нам — мы поможем!

Что делать если ребёнок плохо говорит в 6 лет

ourkids.ru

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Читайте также 👦👧®️

lifehacker.ru

как научить ребенка говорить звук «Р»

Здравствуйте!

На прошлой неделе получила письмо от молодой мамы Нины: она пишет, что ее пятилетний сын Леша плохо выговаривает букву «р». Мама не знает, то ли это его особенность, то ли проблема с развитием речевого аппарата.

В любом случае, обращаться к логопеду они пока не хотят. Мама просит помочь ей научить сынишку выговарить букву дома.

Милая Нина! Существуют всяческие техники для обучения детей говорению, и упражнения, в том числе и игровые, для легкого и веселого разучивания звуков. Об этом и других важных моментах я рассказала в статье ниже.

Она специально посвящена звуку «р» — он очень непрост для детского освоения. попробуем справиться вместе!

Рекомендую статью всем, у кого возникла подобная проблема. Если вы хотите что-то добавить или поделиться своим опытом, пишите, пожалуйста в комментариях. Лайки и репосты приветствуются!

Вступление

Родители начинают всерьез переживать, если их ребенок не выговаривает букву Р — особенно когда время идет, а прогресса никакого нет. Тогда стараются найти хорошего логопеда, считая, что без его помощи не обойтись и только он может научить детей говорить без дефектов. Не стоит паниковать — с этой проблемой можно справиться и самостоятельно, на специальных игровых уроках по развитию речи дома.

Существует разработанная методика артикуляционной гимнастики для звука Р. Если заниматься со своим ребенком, то вскоре можно будет услышать, как он станет выговаривать букву Р ничуть не хуже, чем другие звуки. Веселые уроки доставят массу удовольствия и детям, и взрослым, сблизят членов семьи еще больше.

Общая информация для родителей

Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем. С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.

Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»).

Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.

Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя.

Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.

Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение — это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом. Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор».

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка.

Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке.

Переходим к упражнению «Прыжки», когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.

Игровой урок на артикуляцию №2

Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):

Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера, нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).

Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.

После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).

Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить. Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.

Упражнение «Сорока». Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)

Игровой урок на артикуляцию №3

Неплохо бы почаще выполнять «Барабанщика», причем обязательно с проверкой. Ребенок сам должен видеть, насколько правильно оно получается и выговаривает ли он букву Р.

Затем можно добавить упражнение «Заведи мотор». Язык малыша уже привык к развитию артикуляции, теперь он более подвижен — это очень важно для «Заведения мотора», так как для упражнения нужно уметь совершать вибрацию языком. Чтобы она получилась, используется плоская ручка чайной ложки или указательный пальчик (поэтому перед занятием обязательно нужно хорошо вымыть руки).

«Заводить мотор» учимся многократным проговариванием звука Д (д-д-д-д-д-д). Перед этим ребенку нужно совершить уже знакомое действие – поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он делал это, когда Язычок прятялся в домике).

Во время «заведения мотора» прямой указательный палец правой руки (или левой, если он левша) малышу необходимо подложить под кончик языка и быстро делать колебательные движения от одного уголка рта к другому и обратно. Такие манипуляции и помогут произносить тот самый рокочущий звук «Дддрррр!», который походит на звук заведенного мотора. Так мы и завели мотор, сели в машину и поехали: «Ддддрррррр!».

Скороговорки как закрепляющее упражнение

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

[Источник: http://babysovet.ru/]

Советы логопеда

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем в речевом развитии детей, а также способов устранения и коррекции данного речевого недостатка. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях, что нужно знать родителям, какие способы борьбы с данным отклонением существуют и какой комплекс упражнений поможет для решения этой задачи.

Что нужно знать родителям

Когда ребенок не выговаривает букву «Р», каждый родитель начинает переживать. Буква «Р» — это сложная фонетическая конструкция. Некоторые дети начинают её выговаривать сразу как только научились разговаривать, некоторые позже, а некоторые вообще затрудняются её выговорить. Если ребенок до 5 лет не научился выговаривать букву «р», родителям необходимо принимать какие-то меры. Возможно, что ребенок сам научится её выговаривать, а возможно и нет, но тогда уже будет поздновато и сложнее корректировать данные недостатки речи.

Способы исправления дефектов речи

Если ребенок не выговаривает букву «р», возможны несколько причин:

  • У ребенка слишком длинная и/или грубая уздечка, которая не дает сворачиваться языку в трубочку и соприкасаться с нёбом.
  • У ребенка просто не получается выговорить данный звук.

Для определения какая из причин вызвала данный недостаток речи, родителям следует обратиться к врачу-логопеду (именно к врачу с медицинским образованием), чтобы данный специалист посмотрел язык, ротовую полость, уздечку, послушал произношение и скорректировал дальнейшие действия родителей.

В ситуации, когда уздечка слишком длинная или грубая, специалист может посоветовать сделать операцию по надрезу уздечки, либо специальным комплексом упражнений её размягчить и «расшевелить». Часто бывает ситуация когда при рождении ребенка в роддоме врач-педиатор предлагает укоротить уздечку ребенку (это очень быстро, практически безболезненно, ребенок плачет всего несколько минут), но «родивые» мамочки отказываются, а потом уже данная процедура проходит через операцию под наркозом.

Моему ребенку в роддоме тоже подрезали уздечку (она была длинновата), ему сейчас 5 лет, он четко и правильно выговаривает все буквы. А соседка отказалась сыну подрезать уздечку когда предложил врач в роддоме, теперь им 6 лет, у её сына явные дефекты речи. Они посещают логопеда уже полгода, но эффекта мало.

Возможна другая ситуация, когда у ребенка просто не получается произносить данную букву, тогда несколько походов к логопеду и занятия дома помогут быстро устранить данный дефект.

Таки образом, возможны несколько способов устранить дефекты речи:

  • Обратиться к врачу-логопеду;
  • Сделать операцию;
  • Обратиться к логопеду, чтобы он показал, как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях;
  • Выполнять собственный комплекс упражнений для развития речевого аппарата ребенка.

Речевые упражнения

Для развития речевого аппарата необходима общая гимнастика языка. Она обязательно должна проходить в игровой форме. 3-4 раза в день по 10-15 минут. Малыша необходимо заинтересовать, чтобы у него было желание заниматься данной гимнастикой. Каким образом это сделать, это уже забота каждого родителя индивидуально.

Итак, рассмотрим примерный комплекс упражнений.

Родители в дополнение к этим упражнениям, могут придумывать и другие, главное чтобы они проходили в игровой форме и нравились ребенку.

Данные упражнения помогут размягчить и сделать более гибкой уздечку, но букву «Р» выговаривать пока не научат. Для того чтобы научиться выговаривать эту букву, необходим определенный прибор — зонд, который вставляется под язык. По вопросам необходимости приобретения и использования данного прибора необходимо проконсультироваться с врачом-логопедом. Также данный специалист покажет вам определенный комплекс упражнений подходящий именно для вашего ребенка.

Одним из упражнений в домашних условиях для выговаривания буквы «р» может служить следующее: попросите ребенка кончиком языка прикоснуться к бугоркам, которые находятся на верхнем нёбе сразу за верхними передними зубами, раскрыть свой рот и не шевеля челюсти говорить букву «д». Буква «д» через некоторый промежуток времени будет перерастать в букву «р».

Не требуйте от ребенка сразу выговаривать слова с буквой р. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Попробуйте сначала показать как рычать, а он пусть повторит. Затем, если уже будет получаться одиночная буква «р», тренируйтесь говорить слоги с данной буквой «ра, ро, ри, ре, ря, ру». И уже после того, как стали получаться слоги, можно переходить к словам с буквой «р».

Не забывайте, что важный момент при занятиях с детьми – психологический. Ребенок в 5 лет уже большой и сам замечает свой дефект, возможно, что и его сверстники постоянно ему об этом говорят. Поэтому главное не «переборщить». На занятиях подбадривать малыша, хвалить его.

На заметку родителям. Не отчаиваться, если у вас будет уверенность в своих силах, в способностях своего малыша, то он будет стараться и у него все получится.

Итак, теперь вы знаете основные причины возможного дефекта речи у детей, также вы познакомились со способами диагностирования данного дефекта и узнали как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях, мы рассмотрели несколько упражнений для гимнастики речевого аппарата. Осталось самое главное: пожелать вам удачи и много терпения!

[Источник: http://gotovim7e.ru/]

Развиваем речь

Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.

Самостоятельно решить такую проблему не всегда получается, в этом вам поможет логопед. Он вначале определит причину, почему малыш не может произносить звук “р”, а затем разработает индивидуальные занятия, которые позволят работать над этим звуком.

Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.

Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Для этого поднимите язык и часто произносите ДДД, при этом не закрывайте рот. В это же время нужно делать колебательные движения пальцем под языком поперек него. Через время у вас должен получиться звук, который очень похож на Р.

Индюк

Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.

Грибок

Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Лошадка

Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.

Маляр

Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.

Вкусное варенье

Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.

Скороговорки для объединения звуков Л и Р

Лара и Валя играют на рояле.
Пал град на пять гряд.
Король – орел, орел – король.
Враль клал в ларь.
Малина – не Марина.
Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.

Скороговорки для постановки звуков Рь и Р

Добры бобры идут а боры.
У редьки и репки корень крепкий.
Три вороны на воротах.
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.

[Источник: http://uchieto.ru/]

Как быстро научить ребенка?

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время — не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал.

Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  • Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  • Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  • Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  • Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  • Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  • Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  • Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Ценные рекомендации

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Не надоедайте ребенку занятиями. Устал или надоело? Прекратите, вернетесь к тренировкам чуть позже. Чередуйте упражнения, чтобы малышу не стало скучно. Придумывайте истории и рассказы, предложите ему самому создать свою сказку.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

[Источник: http://howtogetrid.ru/]

Что еще стоит знать

Счастливы те родители, чьи дети не нуждаются в помощи логопеда и уже к 5-6 годам чисто произносят практически все звуки. Но — увы — так бывает крайне редко, и даже в этих единичных случаях постановка звуков у ребенка не обходится без корректировки.

В 3-4 года идет процесс совершенствования речевого аппарата. В это время мы с умилением разбираем детский лепет и добродушно смеемся, слушая его забавную речь. И все отлично, если эти первые слова вида лыбка, мойоженое в 5 лет уже переросли во взрослое произношение «рыбка» и «мороженое». Но почти половина детей дошкольного возраста имеет проблемы с недостаточно развитым речевым аппаратом.

Артикуляция некоторых «тяжелых» звуков для таких малышей просто недосягаема. Как научить ребенка выговаривать букву р? Это задание не из легких, но впрочем, можно обойтись и без посещения логопеда, если следовать нашей методике становления детской речи.

Многие родители забивают голову ребенка разными скороговорками, забывая при этом о самом главном. Смысл не в том, чтобы ребенок быстро повторил скороговорку с повторяющимся звуком «р», а в том, чтобы он научился ее проговаривать.

Следуя ниже представленной методике, многие дети безболезненно научились выговаривать букву «р». Это возможно лишь в том случае, если родители целенаправленно занимаются решением проблемы в течение достаточно длительного времени.

В зависимости от генетических склонностей, особенностей развития речевого аппарата, а также от способа донесения информации до ребенка (в форме увлекательной игры, например), малышу потребуется от нескольких дней до нескольких месяцев. Но отчаиваться не стоит, со временем малыш расплывется в довольной улыбке – он наконец-то сможет сымитировать рык тигренка, и даже готов будет посоревноваться в рычании со взрослым тигром.

Занимаемся дома

Для начала давайте вспомним о том, что буквы пишут и читают, а звуки произносят. Поэтому будем учить ребенка произношению звуков «р» и «рь», которые встречаются в слогах. Проще будет, если малыш частично выговаривает звук на гортанном уровне, тогда лишь потребуется совсем немного времени, чтобы подкорректировать произношение. Но гораздо сложнее будет научить ребенка выговаривать букву р, когда его «р» напоминает «л» или «й», или вообще отсутствует в словах.

Любые занятия с ребенком нужно проводить в форме игры, поскольку только в мире сказки и увлекательных приключений он сможет безболезненно делать то, что вы от него хотите. Итак, как научить ребенка выговаривать букву Р в домашних условиях?

  • Игра-занятие «Цоканье лошадок». Смысл этого занятия – развивать речевой аппарат ребенка, подготавливать его органы к правильному произношению звука «р». Попросите ребенка поучаствовать в игре, представив себя лошадкой. Ему будет интересно, а вы покажете на своем примере, как к небу поднять кончик языка и «цокнуть» им. В итоге мы развиваем гибкость языка ребенка, учим его управлять им в домике-рту. Учимся цокать быстро обязательно на вашем примере.
  • Игра «Звук индюка». Пусть дошкольник представит, что он вместе с мамой на птичьем дворе. Попросите его рассказать, каких домашних птиц он там видит. Покажите ему, как говорит важный индюк. Попросите ребенка повторить звук языком «бл-бл-бл», высовывая при этом кончик языка между губами вперед, а потом быстро пряча назад. Обязательно делайте это перед зеркалом.
  • Упражнение «Сильный ветер». Вырежьте для вашего сына или дочери цветочек с разрезанными лепестками. Попросите малыша побыть сильным ветром и подуть на цветок со всей силы. При этом показываете, что кончик языка должен упираться в потолок (нёбо) его домика (рта) и не соскакивать оттуда. Далее пропускаете струю воздуха через поднятый кончик и расширяете губы в улыбке: должна получиться вибрация кончика языка и звук «тр-р-р». Старайтесь донести до крохи, что язычок должен дотянуться до бугорков высоко в домике (до альвеол). Если что-то похожее прорвалось у ребенка, значит вы на правильном пути. Через несколько занятий навык закрепиться, и ответ на вопрос — как научить ребенка выговаривать букву р – появится сам собой.
  • Игра-занятие «Останови лошадок» Предложите малышу побыть кучером и остановить запыхавшихся лошадок. Если предыдущие игры-занятия Вы уже много раз повторили, и ребенок без труда выговаривает звуки, то лошадок он легко остановит с помощью звука «тпр». Покажите на своем примере.
  • Игра «Печем блинчик». Попросите ребенка высунуть кончик языка и широко положить его на нижнюю губу. Все это расскажите образно: «Испеки блинчик на нижней сковородке (губе). Часто дети высовывают язык узкий, нам нужно научиться округлять его кончик. Поскольку блинчик всегда широкий, малыш будет стараться «размазать» свой язык на нижней губке. Повторите это несколько раз для закрепления, а потом то же проделайте с языком, но для верхней губы.
  • Игра «Сорока». Предложите ребенку повторить «трещание» сороки звуком «тррр». При этом упражнении нужно дотрагиваться кончиком языка до альвеол и пропускать струю воздуха через широкий язык. Легкая вибрация даст требуемый звук.

Теперь Вы знаете, как научить ребенка выговаривать букву Р в домашних условиях, не прибегая к помощи специалистов-логопедов. Главное – повторять все этапы не более 10 минут изо дня в день. Системность и целеустремленность помогут Вам достичь желаемого результата.

[Источник: https://mammies.ru/] Поделиться статьей с друзьями!

1obuchenie.com

Когда ваши дети стали выговаривать букву «Р». Ребенку 5 лет, не выговаривает. Уже пора к логопеду?

ИринаИрина

мы в 4 года начали выговаривать со второй дочерью, но с учетом опыта постановки звука у первой дочки (с ней логопед работал, давал д/з и мы дома закрепляли) Чтобы не тратить деньги на логопеда попробуйте логопедические упражнения: грибок, лошадка и почаще быстро звук автомата тд-тд-тд-тд… а потом заводим мотоцикл тррр-трр-тррр… потом закрепляем словами где есть звук тр: три, трактор, матрешка… потом даже трыба говорим… у нас звук «р» встал месяца за 2-3. Удачи!

ОтветитьНравится 

МаринаМаринаМаксимМаксимИринаСпасибо. Он у меня дррррр говорит, а вот просто р — нетп

ОтветитьНравится 

22 августа 2016 15:56ИринаИринаМарина

ничего страшного, вот поуверенее будет и начнет со звуком р просто разговаривать. У нас тоже дрыба сначала говорила)))) почаще слова со звуком р проговаривайте теперь)))

ОтветитьНравится 

миланамилана

пора, у самой такая же проблема была, устранили довольно быстро в логопедической группе в вашем же возрасте

ОтветитьНравится 

ОльгаОльга

Были почти в 4 года с сыном на консультации у логопеда. Она сказала ждать 5 лет, до 5 лет полностью должны встать все звуки, что не встало, то надо ставить. «Р» у сына тоже не было. У нас не встало ничего, как не было в 4ре, так и не стало в 5ть. Ходили 1.5 года к логопеду, но конкретно сам звук «р» поставили за месяц.

ОтветитьНравится 

ВикторияВикторияФилиппФилипп

Сначала лет с 4,5 начал рычать, сейчас начал выговаривать Р если она первая в слове, ему самому нравится. В понедельник сыночку 5 лет

ОтветитьНравится 

ЕкатеринаЕкатерина

тоже пока не выговаривает, но замечаю, что иногда проскальзывает у него, еще Л твердую не выговариваем

ОтветитьНравится 

ТатьянаТатьяна

Звук «р» считается самым сложным для произношения и может устанавливаться до 7 лет, но считается, что целенаправленные занятия по постановке буквы «р» лучше проводить в 5-6 летнем возрасте.

ОтветитьНравится 

МаринаМаринаМаксимМаксим

ОтветитьНравится 

ОтчаяннаяДомохозяйкаОтчаяннаяДомохозяйка

в 5 лет после 2 походов к логопеду

ОтветитьНравится 

МаринаМаринаМаксимМаксим

ОтветитьНравится 

ОтчаяннаяДомохозяйкаОтчаяннаяДомохозяйкаМаринау нас есть, но время не удобное для занятий назначила-утром, по этому пошли к платному

ОтветитьНравится 

Dido CastilloDido CastilloMilanaRomanovnaMilanaRomanovna

К школе норма. После шипящих ставят

ОтветитьНравится 

НаталинаНаталинаКассандраКассандра

сходите… лишним не будет… мы в процессе ее становления… почти 6 лет

ОтветитьНравится 

AnastasiaMskAnastasiaMsk

В 6 лет начал выговаривать, после логопеда

ОтветитьНравится 

МаринаМаринаМаксимМаксим

ОтветитьНравится 

AnastasiaMskAnastasiaMskМаринаНет, месяца 3 ходили, вроде результатов не было и потом он внезапно сам стал выговаривать)

ОтветитьНравится 

Elena StElena StМарина

Марина, если нужны координаты хорошего логопеда, напишите в личку.

ОтветитьНравится 

МаринаМаринаМаксимМаксим

ОтветитьНравится 

www.baby.ru

Ребёнок к 6 годам коверкает слова — помощь логопеда, дефектолога и психолога

Норма речевого развития в шесть лет

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры. Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать не позже этого времени. За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную программу если взрослые уделяли этому должное внимание.

Нормы речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ, сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи: дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга (минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье, подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы, патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика. Страдает внимание, память, интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира.

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая, звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Помощь плохо говорящему ребенку 6 лет

Коррекционная работа с такими детьми проводится в зависимости от того, какой диагноз поставлен специалистами. При желании родители могут значительно увеличить эффективность коррекционного воздействия логопеда, дефектолога и психолога, если будут выполнять все рекомендации данные специалистами.

Некоторые приёмы работы с детьми, имеющими речевые проблемы:

  • предложите подобрать похожие и противоположные слова (синонимы и антонимы) к предметам окружающим его или к картинкам;
  • учим классифицировать предметы — что бывает круглым, сладким, тяжёлым, голубым и т. д.; поиграть в игру «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное»;
  • загадывайте загадки об окружающих их предметах, придумывайте их самостоятельно или вместе с ребёнком;
  • упражняйтесь в придумывании слов на тему «широкий-узкий», «один-много»;
  • предложите ему составить предложение из 2 слов, затем увеличить это предложение до 3 слов и т. д.;
  • делитесь впечатлениями об увиденном в театре, на экскурсии, в музее, рассказывайте на прогулках о предметах, которые вас окружают, о временах года и их признаках;
  • рассматривайте картинки, попробуйте составить по ним сначала предложения, потом рассказ;
  • чаще читайте ребёнку лучшие образцы детской художественной литературы, беседуйте по содержанию произведений;
  • предложите ему выделить слова, в которых есть заданный звук, придумать свои слова на данный звук;
  • время от времени совместно произносите знакомые стихи, поговорки, чистоговорки для отработки тонких движений губ и языка.

Своевременная диагностика и квалифицированная коррекционная работа помогут вовремя исправить дефекты речи дошкольника и подготовить его к обучению в общеобразовательной школе.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

www.medaid.ru

Дочери 6 лет, не выговаривает букву «Р»,,говорит не очень четко. Может кто сталкивался с подобной проблемой?

ничего страшного-эт не проблема)))

Логопед сталкивался.)) ) К нему и надо на консультацию.

Моей дочке 12 лет, таже «проблема», но я даже не замарачиваюсь по этому поводу .Мне даже очень нравится ее произношение.

Перед школой обратиться к логопеду, бывает, что быстро это исправляется. Однозначно нужен специалист.

Нужно обратиться к логопеду, пока не поздно:)

Мы не говорили и не только р… нашли хорошего логопеда, поставил детям все буквы и шипящие тоже за 3 месяца. Но желательно делать до школы-меньше комплексов у ребенка будет. Дополню-Тут сказали девочке 12 лет и им нравится её произношение. А понравится ли самой девочке в 30 лет её неправильная речь? Об этом думать нужно.

Два-три месяца занятий с логопедом — и все проблемы решатся!

Нам 4 года и букву р поставили сами. В инете почитали как. Если бы за месяц не справились, то пошли бы к логопеду (я уже и про врача все узнала)

Дочке 5. Когдаона в три года не выговаривала «Р» я задумалась. Ведь я в ее возрасте уже ее говорила. И каждый вечер перед сном она у меня говорила скороговорки. Я купила такую малнькую книжечку, там скороговорки на все звуки. Достаточно быстро начала выговаривать и еще я показывала, как язык делать. Этим летом обнаружила, что проглатывает «Л» твердую. Опять помогли скороговорки. А так конечно логопед.

Хороший логопед это исправит за 2-3 занятия. Упражнение с конфеткой во рту — очень весело и вкусно. Обратитесь к логопеду, не пожалеете.

Звук Р у детей в речь встаёт последним. Происходит это гдето в возрасте 5-6 лет. Если ваш ребёнок всётаки произносит этот эвук хоть даже и мягко вам не стоит паниковать скорее всего она будет его говорить. Если же нет то тут вам поможет консультация у логопеда. Вы можете обратиться даже сейчас. Тогда логопед поможет вам поставить произношение быстрее. Моей дочке скоро 5 и мы не стали ждать- занимаемся с логопедом .Прошло 2 месяца и мы уже почти сносно рычим. Удачи

нужно для начала определить: Нет ли у ребенка таких нарушений, как дизартрия или дислалия. Дизартрия – это расстройство речи (артикуляции) при поражении продолговатого мозга (бульбарный паралич) , коры головного мозга. Дислалия по другому называется косноязычием. Каким именно «образом» ребенок пытается произнести букву Р, как он ее произносит – горлом, заменяет другими буквами, вообще не произносит, произносит только в середине слова, а в начале нет и т. д. Может, проблема в слабом развитии дыхания и мышц артикуляционного аппарата. Логопед выясняет особенности произношения и подбирает упражнения специально для вас. Если артикуляция звука правильная, т. е. вибрирует кончик языка у альвеол, то беспокоиться не стоит, но если ребёнок «рычит» горлом — это повод для беспокойства. Что еще может помешать: зубы, слабое дыхание, заложенный нос, уздечка и т. д. Звук Р может не идти из-за короткой уздечки, проверьте ее сами или сходите к ортодонту, так как не всегда в этом виновата неподвижность языка. Если Вы не уверены в том, как Ваш ребёнок артикулирует этот звук, то с этим вопросом нужно обращаться только к логопеду, а не пытаться «услышать» самим и пробовать подбирать упражнения. Постановка звука Р является очень кропотливой работой. Многие дети требуют длительного времени для вызывания этого звука. Помимо упражнений на развитие правильного диафрагмального дыхания и растягивания уздечки, рекомендуется вырабатывать воздушную струю и укреплять мышцы кончика языка. Работа с ребенком должна проводиться каждый день по 10-15 минут. Логопед сможет порекомендовать Вам нужные упражнения. Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют упражнения. Например, такие: Чьи зубы чище? Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Маляр Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Краткое описание. Улыбнуться, открыть рог и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

лучьше сходить к логопеду, в таком возрасте это уже нарушение произношения.. . лучше сейчас вылечить, чем потом у ребенка будут комплексы. . у моего мужа была проблема с произношением р, так на фоне этого у него комплекс развился. . он очень боиться произносить речи, первым заговаривать или обращаться к кому-то. . от проблемы он избавился сам в 17 лет, но до этого комплекс уже укоренился и до сих пор аукается.. . так что лучьше походить немного к логопеду и избавиться от проблем, чем потом мучаться глядя на неуверенного ребенка…

Так- то много кто сталкивался и почти всем решить эту проблему помог логопед.

конечно Вам стоит обратиться к логопеду. Вы можете, конечно, попробовать скорригировать произношение сами или подождать, пока оно Вас не начнет удовлетворять. Но, с одной стороны, исправлять вовсе не так просто, как кажется, с другой — Вы, не являясь специалистом, едва ли сможете самостоятельно определить причину нарушения. Кроме того, в этом возрасте велика вероятность того, что ребенок не «перерастет» речевой недостаток. Если же это функциональная дислалия (см. выше боооольшую статью) , то на коррекцию логопед потратит совсем немного времени. Успехов Вам!

У меня дочка тоже не выговаривала букву Р, вот такие упражнения мы делали: нужно по нескольку раз в день тренироваться на стишках: У Иринки мандаринка, съест Иринка мандаринку, бросит корочку в корзинку (проговаривая каждое слово) и ребенку нравится. И еще подберите стишки, где к каждом слове присутствует буква Р. Мы быстро научились, но не без помощи логопеда, поэтому пробуйте и все получится!

touch.otvet.mail.ru

упражнения для постановки и произношения звука, если ребенок в 5 лет не выговаривает букву р / Mama66.ru

Чтобы научить ребенка говорить букву «р» правильно, необходимо заниматься с ним еще в дошкольном возрасте, прикладывая максимум усилий. В большинстве случаев дети справляются с этим самым трудным для произношения звуком, если уделять им внимание и ежедневно выполнять артикуляционные упражнения. По мнению логопедов, чтобы произношение буквы «р» было четким и красивым, речевой аппарат у ребенка должен быть хорошо тренированным, а амплитуда движений и вибрация языка достаточно развитыми.

как научить ребенка букве р

как научить ребенка букве р

Для начала следует посетить специалиста, чтобы выявить причину, по которой ребенку не удается правильно выговорить букву «р». Иногда родительской решимости и энтузиазма самостоятельно научить малыша произносить верно сложные звуки бывает недостаточно, так как причина его картавости кроется в особенностях строения речевого аппарата или других факторах.

Когда дети начинают говорить букву «р»?

На практике большинство букв ребенок произносит правильно уже в возрасте 5 лет или на полгода-год раньше. Исключением являются две буквы – «р» и «л». Эти сложные звуки для детей чаще становятся подвластны годам к шести. До этого времени от ребенка то и дело слышится «лыба» вместо «рыба» или «койова» вместо «корова». В окончаниях зачастую дети просто «глотают» букву «р» или произносят ее, грассируя, на «французский» манер.

Стоит задуматься об обращении за консультацией к логопеду или проведении активных домашних тренировках речевого аппарата, если ребенок в 5 лет не умеет правильно выговаривать букву «р». Детская речь в эти годы проходит основной цикл развития, становления и закрепления, поэтому повода для паники пока нет и требовать от малыша безупречного произношения еще рано.

Но и пускать процесс на самотек тоже нельзя. Если ребенок не выговаривает сложную букву «р» в 6 лет, то необходимо его речь откорректировать. Иначе произноситься картаво эта буква будет даже тогда, когда малыш станет взрослым. Специальные артикуляционные тренировки можно проводить дома или заниматься у логопеда.

Причины картавости

В отличие от взрослых, ребенку приходится учиться управлять язычком, губами и дыханием, совмещая эти действия. Для него это – большой труд.

Если малыш не говорит звук «р» правильно, то это может быть обусловлено:

  • физиологическим строением языка. Данная причина является самой распространенной. Подъязычная уздечка в таком случае сдерживает амплитуду движения язычка вверх, поэтому он не может достать небо. Звук «р» при этом получается картавым. Если ранее существовал хирургический метод исправления с помощью подрезания уздечки, то сегодня логопеды советуют использование специальной гимнастики для растяжения данной складки, соединяющей нижнюю часть языка с дном ротовой полости;
  • малоподвижностью артикуляционного аппарата, в котором главную роль играет язык. Недостаточная разговорная практика у молчунов приводит к тому, что амплитуда языка и его вибрация практически не задействуются. Таких детей сначала надо учить работе с язычком в игровой форме – достать им до носа, повертеть влево-вправо, прижать им карандашик к верхней губе и так далее. Эти упражнения устраняют вялость языка, увеличивают амплитуду его движения и укрепляют речевой аппарат;
  • дисфункцией фонематического слуха. Малыш, услышав речь взрослого, пытается ее воспроизвести, но при этом путает некоторые звуки – «а» и «я», «у» и «ю», «д» и «т». Во многих словах звук «р» при такой проблеме может отсутствовать вовсе;
  • физиологическими особенностями дыхания. В результате некоторых заболеваний – насморка, увеличенных аденоидов или сердечно-сосудистых патологий – возникают нарушения общего дыхательного процесса и, как следствие, сбои в речевом дыхании. Исправлять ребенку такие дефекты может только логопед, назначающий специальную гимнастику, развивающую нормальное произношение.

Упражнения

упражнения, чтобы научить ребенка букве р

упражнения, чтобы научить ребенка букве р

Как грамотно научить ребенка букве «р»? Логопеды советуют родителям следовать нескольким правилам:

  1. Главное – постепенность. Если ребенок только начал добиваться правильного произношения буквы «р», нельзя приступать к сложным фразам и скороговоркам. На старте необходимо поработать над простыми звуками: «ра», «ро», «ру», «ри», «ар», «ир», «ор».
  2. Регулярные тренировки с ребенком – залог успешного развития речевого аппарата. Занимайтесь дома артикуляционными упражнениями каждый день. Редкие тренировки не дадут результата.
  3. Гимнастика для разминки язычка должна быть интересной детям. Увлекая их рычанием, «как тигр», прятками с язычком, другими забавными сравнениями, в игровой форме начинают тренировки речевого аппарата и переходят к успешной постановке звука «р» у детей.

Все упражнения для постановки звука «р» нацелены на тренировку мышц языка. Они помогают детям почувствовать и научиться управлять его амплитудой и вибрацией, которая требуется для звука «р».

Разминка для губ и языка

Она занимает 20-25 минут, ее необходимо выполнять ежедневно:

  • «Заборчик» — широко улыбайтесь вместе с ребенком, одновременно считая до 10.
  • «Рыбка» — сложите губы «рыбкой» и продержите их вместе с малышом секунд 10.
  • «Дудочка» или «хоботок слоника» — губы должны быть сложены трубочкой. Указательными пальцами ограничьте рот с двух сторон. Затем направьте пальцы вперед и тянитесь губами за ними, вытягивая «дудочку» или «хоботок» перед собой, как можно сильнее.
  • «Лошадка» — пусть ребенок поцокает язычком, чтобы ощутить его вибрацию.
  • Острый язычок «иголочкой» — нужно высунуть язык вперед и задержать на 10 секунд.
  • Достаем язычком до верхней губы, верхнего ряда зубов, а затем прячем за зубки, прижимая его к небу.
  • «Чистка зубов» — проведите по ним языком влево и вправо.
  • «Кисточка маляра» — попросите малыша водить языком по небу от передних зубов к гортани.
  • «Часики» или «хулиганчик» — пусть ребенок высунет язык и поводит им, как маятником, влево-вправо.

При этом необходимо следить, чтобы вместе с языком не двигался подбородок, все действия лучше выполнять перед зеркалом.

Тренировка дыхания

Чтобы поставить звук «р» дома, необходимо с малышом в игровой форме научиться контролировать дыхание:

  • «Снежинка» — нужно вдохнуть носом и с усилием «сдуть» снежинку с ладошки.
  • «Торт для именинника» — попросите ребенка представить множество свечей на празднике и посоветуйте их погасить дыханием.

Комплекс упражнений

Для буквы «р» малышам логопеды рекомендуют следующие тренировки:

  1. Объясните ребенку, как поставить язычок, прижав его к небу на уровне альвеол, позади верхнего ряда зубов. Затем нужно громко произнести звук «д», похожей на автоматную очередь: «д-д-д-д-д». Попросите повторить, усилив выдох, и покажите, как правильно это сделать.
  2. Под язык положите чистый пальчик ребенка, логопедический шпатель или ватную палочку. Малыш произносит продолжительный звук «ж-ж-ж-ж-ж» и водит пальчиком сам, а специалист или родители – инструментом – влево-вправо.
  3. Ребенок широко улыбается, открыв рот и произносит слог «з-з-з-а-а-а», а тем временем мама или логопед водит шпателем или ватной палочкой под языком. Таким образом ставят твердую «р».
  4. Такое же действие, но вместо «з-з-з-а-а-а» нужно произносить «з-з-з-и-и-и». Если поставлена твердая буква «р», то легко усвоится и мягкая «р» из слов: «рис», «фонарь», «ряба» и других.

Если ваши тренировки не дают желаемого результата, вы не видите детей, выговаривающими букву «р» четко и правильно, то лучше обратиться к логопеду. Специалист определит не только причины картавости, но и подберет индивидуальный комплекс упражнений, наиболее действенный. Очень часто логопед за несколько минут ставит ребенку букву «р» и советует, как эффективно заниматься дома.

Автор: Екатерина Перевертнева,
специально для Mama66

mama66.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *