Когда новорожденный начинает слышать и видеть
Дети сразу после рождения не могут нормально сфокусировать зрение, от чего родители становятся рассеянными. Взрослые думают, что у их ребенка началось заболевание, потому как они не знают, когда новорожденный начинает слышать и видеть. Органы чувств, ответственные за зрение и слух, формируются и начинают функционировать на эмбриональной стадии развития. В то же время после родов зрение и слух не обладают той остротой, которая есть у взрослого человека. Поэтому выявить патологический процесс сложно.
Особенности развития слуха и зрения
Многие люди задаются вопросом, видят ли новорожденные. Зрение, ровно как и другие органы чувств, формируются во II-III триместре эмбрионального развития. Поэтому после родов дети различают источники шума и активно реагируют на световые раздражители. Постепенно формируется зрительная и слуховая память, благодаря которой при знакомых голосах и лицах ребенок проявляет положительные эмоции.
Проверить наличие слуха позволяет негромкий хлопок около каждого уха. Если младенец услышит его, он повернет голову на источник звука. При этом важно не издавать сильного шума и не разговаривать громко, чтобы не испугать ребенка. В противном случае он может замереть, кричать или плакать, что обусловлено высокой чувствительностью органов чувств.
Ребенок видит вещи расплывчато, потому что для адаптации к новым условиям ему необходимо время.
Чтобы защитить нежную сетчатку, новорожденные часто щурятся и редко открывают глаза. После рождения младенцы лучше видят боковым зрением, в центральной части предметы остаются мутными. Полностью зрение формируется к 8-12 месяцам.
Формирование слуха и зрения до рождения
Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.
Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек — специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.
На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.
Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.
Особенности слуха и зрения после рождения
Когда новорожденные начинают видеть и слышать, они рефлекторно вздрагивают. Сильные световые и слуховые раздражители могут спровоцировать развитие стресса, поэтому в первые месяцы жизни ребенка следует разговаривать тихим тоном. В течение 30 дней с момента рождения новорожденный только приспосабливаться к окружающей среде. По прошествии этого времени он начинает запоминать интонации и различать цвета.
После родового стресса ребенку необходимо восстановиться:
- 5-10 дней младенец проводит большое количество времени во сне, просыпаясь для кормления. Во время лактации ребенок запоминает основные черты лица матери.
- В процессе прохождения через родовые пути голова новорожденного подвергается высокому внешнему давлению, поэтому зрение остается расплывчатым. Припухшие веки и лопающиеся от яркого света капилляры также препятствуют фокусировке.
- Ребенок сосредоточивается на предметах только к 4 месяцам. До этого времени из-за слабых глазных мышц возможно скашивание органов зрения к носу.
Когда, что и как видят новорожденные?
Младенец начинает познавать окружающий мир сразу после рождения. 90% грудничков видят только расплывчатые формы объектов. Органам зрения необходимо время, чтобы полностью адаптироваться. Из-за низкой приспособленности дети закрывают глаза и часто щурятся, защищая сетчатку от яркого света.
В некоторых случаях детки в 1 час после родов широко открывают глаза, получая информацию о ближайших предметах и людях.
Как видят новорожденные дети?
Педиатры объясняют родителям, как видит новорожденный, и помогают вовремя выявить патологии:
- в 1 неделю жизни ребенок начинает фокусировать взгляд на предметах в течение 4 секунд;
- в 2 месяца повышается острота зрения, поэтому наблюдается скольжение взгляда по объектам без остановки;
- полностью фокус формируется к 4 месяцам.
До полугода груднички скашивают глаза. Это явление обусловлено неспособностью ребенка контролировать оба органа зрения и комбинировать их движение. Поэтому до 6 месяцев жизни нормально, если ребенок после длительного разглядывания новой игрушки внезапно заинтересуется собственной переносицей или скосит 1 глаз на другой предмет.
Что видит новорожденный?
Родителей интересует, что видит новорожденный, когда начинает долго фокусировать взгляд на одной точке. После выхода из родового канала ребенок реагирует только на присутствие источников света. В 1 месяц видят дети только крупные объекты. После этого они могут прослеживать движения больших предметов и родителей. На 12-16 неделе жизни ребенок различает более мелкие игрушки и начинает различать их перемещения. В 6 месяцев младенец узнает лица родственников, отличая их от незнакомцев. В этот период острота зрения прекращает повышаться, зрение полностью адаптируется.
На что любит смотреть малыш?
Когда ребенок начинает видеть, наибольший интерес для него представляют лица родителей. Знакомые черты вызывают в детях положительные эмоции, которые в 80% случаев отмечаются у отцов. Такое явление обусловлено, что у мужчин есть борода, усы, крупные линии лица и другие хорошо запоминающиеся признаки. Если произойдут изменения в облике родственников, младенец его не узнает и примет за незнакомца.
Привлекают внимание новорожденных черно-белые рисунки, фотографии высокого качества и геометрические фигуры.
Когда новорожденный начинает видеть?
Когда новорожденный впервые открывает глаза, он обладает периферическим зрением. В результате ребенок видит участки по сторонам от своего тела. Центральные объекты остаются расплывчатыми. Контролировать хрусталик дети учатся в течение 6 месяцев. На 30-36 сутки жизни ребенок останавливает взгляд на объектах, которые сохраняют дистанцию в 30 см от его тела.
В утробе матери нет источников света, поэтому глаза эмбриона не различают окружающие его органы и плаценту. Плод реагирует только на яркие лучи, которые могут пробиться через слой кожи и мышц организма матери.
Как наладить контакт?
Чтобы помочь младенцу научиться различать лица, следует воспользоваться несколькими рекомендациями:
- новорожденные фокусируют взгляд в вертикальном положении и подождать, пока ребенок сконцентрируется;
- лицо или объект должны находиться в пределах 20-25 см;
- голос должен быть спокойным и тихим, необходимо улыбаться и активно пользоваться мимикой;
- игрушки в колыбели должны располагаться в области ног или в боковой части кроватки.
Такие действия помогут получить внимание младенца. Начинают слышать новорожденные рано, поэтому высокий тон голоса может спровоцировать негативную реакцию. Когда ребенок начинает узнавать маму или отца, он улыбается или смеется.
Как определить нарушение слуха или зрения у новорожденного?
К основным методам проверки слуха и зрения относятся проверка реакции в первые недели жизни на:
- шелест бумаги;
- движение объектов, начиная с 3 месяца;
- изменения интонации, тембра и громкости голоса;
- сильные световые и звуковые раздражители.
При этом для определения патологических нарушений зрительного и слухового аппарата важно учитывать аналитические способности ребенка.
Рассказать об остроте зрения или цветовой гамме предметов дети смогут только после того, как научаться выражать свои мысли.
Родители должны немедленно обратиться за консультацией к ЛОР-врачу, педиатру или детскому офтальмологу в следующих ситуациях:
- по прошествии 1 месяца после рождения отсутствует заинтересованность и фокусировка при движении предметов крупного размера;
- младенец не реагирует на громкие звуки и яркие источники света;
- к 4 месяцам ребенок не отличает родителей и родственников, которые ухаживают за ним длительное время, от незнакомцев;
- не пытается повторить комбинации звуков, не рассматривает объекты и не тянется за игрушками с ярким окрасом;
- к 7 месяцам не начал разговаривать — причины нарушения речи могут быть вызваны патологическим расстройством слухового аппарата;
- при достижении 1 года с момента рождения не ориентируется в пространстве, не играет и не реагирует на световые и звуковые раздражители.
В процессе игр или ухода за ребенком родители могут заметить визуально различимые дефекты и аномалии развития. Они проявляются в скошенном или рассеянном косоглазии, частых горизонтальных или вертикальных движениях глазных яблок.
Признаки патологий
При заболеваниях слухового аппарата ребенок не реагирует на источники сильного шума. Новорожденный при появлении громкого звука должен замереть, испугаться или закрыть глаза. Если в 2-3 месяца младенец относится равнодушно к обращенному к нему голосу или шуму погремушек, необходимо пройти осмотр у педиатра или сурдолога.
В редких случаях грудные дети слышат только частоты низкого и среднего уровня, тогда как высокочастотные звуки не вызывают никакой реакции. В такой ситуации возможно развитие тугоухости различной степени выраженности. Чтобы исключить наличие патологии, следует в стеклянную или металлическую емкость насыпать манную крупу и потрясти ее над головой новорожденного. В норме он должен пытаться повернуться к источнику шума.
При достижении 1 месяца следует проверить реакцию зрачка на свет. Если он не сужается, необходимо посетить офтальмолога. Причиной беспокойства может служить отсутствие реакции в 12-14 недель жизни на беззвучные объекты, а также если ребенок не фокусирует взгляд на различных предметах. В таком случае младенец не будет следить за направлением взгляда матери и движениями. Дети со зрительными патологиями не отличают родителей от незнакомцев.
Посещать детского офтальмолога в качестве меры профилактики рекомендуется в 1, 3, 6, 12 месяцы жизни ребенка. В группу риска попадают недоношенные дети или новорожденные, которые перенесли острую гипоксию при родах или ишемию головного мозга. Патологии наблюдаются при наличии наследственных заболеваний у одного или обоих родителей, резус-конфликте.
Стадии развития после рождения
Зрение и слух формируются постепенно, проходя различные этапы развития. После рождения ребенок не воспринимает объемные предметы и не запоминает тон голоса. Он реагирует только на простые раздражители:
- источники света и шума;
- крупные размеры предметов.
Младенец не отмечает различия в цвете.
Новорожденный
Зрение фрагментировано, из-за чего младенец видит только отдельные образы и изображения. После зрение узкое, поэтому ребенок не наблюдает мелких вещей, располагающихся по бокам от тела. Новорожденный различает 2 объекта, если показать ему только один. Изображение, получаемое от обоих глаз, не комбинируется в один рисунок.
Ребенок реагирует на яркие источники света, плачет и кричит. Он слышит голоса людей, которые кажутся ему громкими. Любые звуки раздражают нежный слух.
3 недели после рождения
Ребенок адаптируется к окружающему миру. На данном этапе развития он не различает цвета и интонации в голосе. Дети постоянно щурятся, пытаясь привыкнуть к освещению. Они видят объекты в двухмерной плоскости. Наблюдается дальнозоркость, поэтому младенец не различает объекты на расстоянии 40 см.
1 месяц
Младенец учится отличать белые и темные оттенки, реагирует на отсутствие или наличие световых источников. Объекты воспринимают расплывчато, одной цветовой гаммы. На 30 сутки острота зрения усиливается в 2 раза. Взгляд скользит по поверхности объектов. Ребенок учится распознавать интонацию в голосе.
2 месяца
Дети начинают видеть предметы на расстоянии до 80 см. Их интересуют крупные объекты однородного оттенка, на которых можно сконцентрироваться. При этом предметы не должны двигаться.
3 месяца
На 12 неделе жизни ребенка интересуют простые геометрические узоры. Дети разглядывают лица, но не запоминают увиденное. Груднички начинают следить за движущимися объектами.
4-5 месяцев
В это время ребенок начинает различать расстояние между объектами. Он фокусирует взгляд как на близких, так и на дальних предметах. Активно развивается боковое зрение. Если дети фиксируют движение на периферии зрительного поля, они поворачиваются в сторону перемещающегося человека или объекта.
Младенец различает красные и желтые цвета, но не различает оттенки по их глубине.
Благодаря развитию зрительной памяти ребенок запоминает эмоции на лицах родителей, их жесты и одежду.
6 месяцев
Бинокулярное зрение позволяет складывать видимое изображение обоих глаз в единое целое. Помимо боковых объектов, дети хорошо различают предметы, располагающиеся перед ними. Ребенок хорошо контролирует хрусталик, его привлекают яркие оттенки и глубина цвета. Контрастные изображения и сложные рисунки дети рассматривают длительное время.
7 месяцев и старше
В этот период активно развивается память, поэтому ребенок активно реагирует на свое имя. Грудные дети способны связать название объекта с его визуальной формой. Младенцы начинают видеть четко, острота зрения прекращает меняться. Глаза полностью сформировываются и должны полностью передавать визуальную информацию.
Как помочь малышу развить органы чувств?
Для развития слухового аппарата необходимо часто разговаривать с детьми, давать им слушать звуки с различной частотой. Специалисты рекомендуют включать классическую музыку, ограничивать прослушивание громких и резких мелодий. При этом не следует оставлять ребенка в тишине. Беседовать с грудничком следует в процессе развивающих занятий, сопровождать свои действия стихотворениями или сказками.
На начальном этапе развития ребенок будет реагировать только на интонацию, но с течением времени будет разделять слова и пытаться анализировать смысл предложений. Когда дети слушают, они одновременно учатся говорить. В 3-4 месяца младенцы пытаются повторить услышанные звуки.
Чтобы у ребенка не возникло проблем со зрением, необходимо впускать в детскую комнату большое количество солнечного света. Затемненное помещение замедляет развитие глаз. Игрушки нужно показывать или подвешивать на расстоянии 50-60 см. Колыбель следует поставить в середине комнаты, чтобы родители смогли подходить к ней с разных сторон. При этом рядом с кроватью не должны располагаться зеркала или лампы.
Погремушки и другие изделия для игр следует подбирать одинакового цвета и менять их каждый месяц. Если после родов у ребенка будут синие игрушки, то в последующем их следует заменить на красные или оранжевые. После полугода необходимо приобрести предметы разных цветов.
Ребенку с 1,5-2 месяцев рекомендуется показывать иллюстрированные книжки или черно-белые рисунки. При достижении возраста 3 месяцев следует распечатывать яркие контрастные изображения. В ходе прогулки необходимо отвлекать ребенка на животных, проезжающие машины и других людей.
Самостоятельная проверка зрения
Проверять зрение самостоятельно родителям и другим людям в домашних условиях не рекомендуется. Осматривать ребенка на предмет имеющихся зрительных заболеваний должен только детский офтальмолог или педиатр. Специалист обращает внимание на цвет склеры. В норме она должна обладать бледно-голубым оттенком. Если склера окрашивается в желтый цвет, это свидетельствует о развитии желтухи и повышенном уровне билирубина.
Зрачок новорожденного при разглядывании источника света должен сужаться. При этом ребенок должен щурится. Яркое освещение способно довести детей до плача и крика.
В некоторых случаях возможно развитие астигматизма, который является физиологической нормой и проходит самостоятельно к 2 годам. Это явление характерно для детей, у которых хрусталик имеет неправильную форму. Естественная линза постепенно сформировывается к 4 годам.
Родители должны обращать внимание на следующие детали:
- Размер и положение глазных яблок. Выпячивание органов зрения не является нормой и требует срочной консультации с лечащим врачом.
- Постоянное слезотечение или сильная сухость глаз может говорить о травме слезного канала.
- Зрачки должны обладать круглой формой и одинаковым размером.
- Появление гноя свидетельствует о развитии инфекционно-воспалительных процессов, которые характерны для конъюнктивита.
Если у детей наблюдаются отклонения, следует обратиться к лечащему врачу. Только специалист может назначить правильное лечение. При самостоятельн
medru.su
Когда новорожденный начинает слышать? — Статьи — Новорожденные
Интересно мнение со стороны.Есть подруга. Дружим ооочень много лет. Она меня сильно поддержала в один из этапов моей жизни.
Есть мужчина. Другом не назову, скорее хороший знакомый. Познакомились в сетях. Начали общаться. Встретились с детьми (он ребенка воспитывает один). Еще при переписке знала, что не моё в плане отношений, сразу озвучила. Ок. Дети наши очень сдружились.
Дружат около года, переписываются, встречаются, в гости приезжают. Но только дети. У нас общение лишь на тему их интересов.
Теперь сама ситуация «раздора»:
Подруга одна, тоже воспитывает дочку. Причем, когда я с ним только познакомилась, то изначально озвучила ей в разговоре, что он меня как мужчина не зацепил. Предложила еще тогда (год назад) их познакомить. Она отказывалась долго. Но в итоге решилась.
Они встретились, начали общаться, вроде всё хорошо. Я рада была за них обоих.
Проходит недели три. Мой ребенок просит в гости своего уже друга. Я пишу об этом знакомому (договоренность сразу была делать это через взрослых, потому как одни так далеко дети не ездят). И слышу в ответ: Наташа (имя изменено) против общения наших детей.
Я сначала в шоке. Пишу в ответ, типа, ну раз вы так решили, то хорошо — ваше право, но общение придется нам прекратить, потому как я его поддерживала ради детей.
Пишу «подруге». Она начинает что-то из серии, да я ему сказала, что это неправильно, что созваниваются родители, а не дети и всё в таком духе. О том, что это договоренность потому, что дети еще не достаточно взрослые, она не слышит.
Крч, я понимаю, что это уже обычная ревность. Пишу в ответ, что всё поняла, надеюсь, она счастье своё с ним найдет, но раз у нее такая позиция, то дружбу нашу придется прекратить. Потому как такого недоверие я не понимаю.
Удаляю обоих из друзей. После чего она мне пишет, что я не права абсолютно. Я молчу, считаю, что поступила правильно.
PS Возможно, это важно: у меня есть мужчина, поэтому я никак не могу претендовать на того знакомого. Общались и встречались только вчетвером, отдыхали тоже «семьями» с детьми. Мой мужчина в курсе всего, я ничего не скрываю, поддержал меня, согласился с тем, что подруга перегнула палку.
deti.mail.ru
Когда новорожденный начинает слышать и видеть: особенности зрения и слуха
Родители малыша стремятся узнать максимум информации о том, как он будет развиваться. Важно понимать, что груднички начинают видеть и слышать постепенно, при рождении эти навыки еще не полноценны. На то, когда появляются слух и зрение, влияют индивидуальные особенности малыша.
Видят ли новорожденные дети
За первый месяц жизни зрение ребенка существенно меняется. При рождении оно периферическое. Ребенок видит зоны, расположенные по бокам. При этом картинка расплывчатая, нечеткая. Большую часть времени новорожденный смотрит вверх отрешенно. Постепенно он учится фокусировать взгляд по центру. К концу первого месяца жизни ребенок видит значительно больше:
- Новорожденный глядит в потолок, скользящим взглядом изучая карусель с игрушками и погремушками. Улавливает очертания предметов на расстоянии 20-25 см.
- Умеет приостанавливать взгляд на вещах, находящихся на расстоянии до 30 см. При этом иногда глаза могут косить или разбегаться, это нормально для такого возраста.
- Рассматривает контрастные узоры, наибольшее внимание уделяет черно-белым рисункам.
- С любопытством изучает человеческие лица.
Яркий свет для новорожденных
Зрение малыша в первые дни имеет повышенную чувствительность. У него маленькие зрачки. Эта особенность задумана природой, чтобы внутрь неокрепших глаз не проникало слишком много световых лучей. Реакция на свет у младенцев наблюдается с рождения. Они щурятся, редко открывают глазки. Спустя примерно две недели зрачки начинают понемногу расширяться. Младенец воспринимает больший спектр теней и света.
Этапы развития зрения у младенцев
С рождения новорожденный видит лишь периферически, но быстро обучается новому. Как развивается зрение младенца:
- В первые несколько недель малыш может задерживать взгляд на каком-либо предмете на 5 секунд максимум, реагирует на наличие или отсутствие света.
- С месяца новорожденный начинает видеть лучше. Он умеет ненадолго фокусировать взгляд на чем-нибудь ярком, в основном скользит взглядом по поверхности предметов. Чуть позже он уже пытается следить за перемещениями в комнате.
- Приблизительно с 3 месяцев новорожденный уже видит лучше, чуть дольше удерживает взгляд. В этом возрасте он уже узнает маму и других людей, которые проводят с ним время, когда он бодрствует.
- По мере взросления малыша развивается сетчатка, поэтому он различает все более сложные и интересные предметы и игрушки.
Когда ребенок начинает узнавать маму
Радоваться появлению рядом близкого человека новорожденный способен примерно с 3 месяцев, иногда чуть позже. Он видит очертания мамы, слышит ее голос и осознает, кто перед ним находится. С 5 месяцев кроха угадывает даже ее настроение по выражению лица. Уже к полугоду грудной ребенок начинает определять и других людей, которые проводят с ним много времени.
Когда младенец начинает фиксировать взгляд
Сфокусировать глаза на том или ином предмете ребенок умеет с 4 месяцев, но не на каждом. Наибольший интерес для него представляют лица родителей, особенно папы (из-за более крупных черт). Еще малышам очень нравится рассматривать черно-белые узоры, фотографии. Когда новорожденный начинает фокусировать взгляд, его лучше держать в вертикальном положении, так ему будет проще сосредоточиться.
В каком возрасте ребенок начинает слышать и различать звуки
Навык слуха развивается у малыша даже не при рождении, а с 16 недели беременности. Ребенок слышит голоса, звуки и даже запоминает некоторые из них. Впоследствии кроха может реагировать на сказки и песенки, посредством которых мама общалась с ним, будучи беременной: агукать, шевелить ручками и ножками.
Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни он реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:
- Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
- В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
- К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
- К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Как проверить слух у новорожденного
Способность слышать у младенца впервые проверяют еще в роддоме. У здорового ребенка слух есть еще до рожденья. После появления на свет в роддоме это сразу проверяют специальным аппаратом. Он показывает, передают ли звук специальные волосковые клетки. Более совершенна проверка слуха в роддоме на компьютере (аудиометрия). Проведение методики:
- Процедуру выполняют во время сна, она не доставляет младенцу дискомфорта.
- В слуховой проход ребенка вводят датчики. Они посылают импульсы.
- Компьютер фиксирует, отвечает ли слуховая система на раздражение.
Если вы переживаете о том, что новорожденный не слышит, проверьте это в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Незаметно похлопайте рядом с ушком малыша, не слишком громко. Он должен моргнуть или проявить другую реакцию, например, повернуть головку или замереть. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко. Что является поводом для визита к врачу:
- Малыш не отреагировал на слуховой тест в домашних условиях.
- Слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваше чадо появилось на свет раньше срока, пройдите обследование, чтобы исключить патологии.
- Регулярно проверяться у врача следует, если у ребенка есть пороки развития, генетическая предрасположенность к глухоте, перенесенные мамой во время беременности краснуха или корь.
Видео
mosmama.ru
Когда и КАК новорожденный начинает видеть и слышать |
Каждого родителя интересуют все вопросы о здоровье своего ребенка. Любой тревожный сигнал становится стимулом для серьезных размышлений и действий. Однако не все признаки и симптомы у ребенка становятся причиной для такого поведения родителей. Многие характеристики состояния здоровья маленького крохи являются вполне нормальным развитием. К таким характеристикам относятся притупленный слух и зрение у новорожденного. Сегодня мы с вами поговорим о том, когда новорожденный начинает нормально видеть и слышать, а также, почему родителям не следует беспокоиться.
Содержание статьи
Когда новорожденный начинает видеть
Только что рожденный кроха не может фокусировать взгляд, у него пелена на глазках и это может вызвать беспокойство у родителей. До определенного возраста такое состояние у малыша является нормой. Однако некоторые родители считают, что ребенок при рождении совсем ничего не видит, а когда новорожденный начинает видеть становится заметным. Однако данная позиция не совсем правильная. Новорожденный ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, из-за пелены на глазках изображение расплывчато, поэтому создается ощущение, что ребенок ещё ничего не видит. В этот период у малыша неосознанный взгляд, он не может еще следить за предметами, за мамой. При этом яркий свет может спровоцировать малыша отреагировать, прищурить глазки. Со временем происходит взросление крохи и формирование полноценного зрения.
Следует обратить внимание на следующие моменты:
- В первые недели жизни малыш реагирует только на свет, но к концу первого месяца уже начинает распознавать крупные предметы;
- Следующим этапом развития зрения является слежение крохи за перемещением своих родителей;
- Примерно к трехмесячному возрасту ребенок начинает активно следить за движением и движущимися предметами;
К полугодовалому возрасту ребенок уже вполне хорошо видит, умеет распознавать предметы, активно фокусирует взгляд на интересующих его игрушках, взгляд становится осознанным, сосредоточенным.
У подавляющего большинства новорожденных существуют любимые предметы для наблюдения. К таким предметам, прежде всего, относятся родители. У пап очень часто бывают усы и борода, что особенно активно привлекает деток. Лица родителей служат самым любимым предметом для наблюдения малышом.
Иногда, изменения привычного облика родителей может привести к неадекватному поведению малыша. Глобальное изменение внешности для вашего крохи может стать причиной серьезного эмоционального срыва. Дело в том, что малыш уже привык за вами наблюдать, знает все ваши черты лица, реагирует на каждое ваше мимическое действие. Но изменения во внешнем облике вызывают у ребенка ощущение неизвестного, чужого, чего ваш малыш еще очень боится. Поэтому, если вы решили сбрить бороду, либо покрасить и подстричь волосы, то малыш может после этого плакать, капризничать, отворачиваться от вас, поэтому будьте к этому готовы.
Также очень часто малыши любят смотреть на разнообразные фотографии, также им нравится разглядывать фигуры, узоры. Но это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Отметим, что существуют некоторые особенности развития зрения у детей.
- До первого месяца жизни ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, останавливаться на предметах, осознавать объемы и формы;
- К двухмесячному сроку зрение становится немного лучше. Начинают формироваться навыки фокусировки, однако ещё совсем слабые, чаще всего скользящий взгляд;
- К четырехмесячному сроку фокусирование является уже нормальным, ребенок может останавливаться на предмете, сосредотачивать свое внимание;
У некоторых детей может проявляться косоглазие, когда взгляд на глазах скошен относительно друг друга. До полугодовалого возраста это является вполне нормальным явлением. Дело в том, что малыш ещё не умеет пользоваться обоими глазами одновременно, поэтому один смотрит в одну сторону, другой в другую. К полугодичному периоду такое состояние проходит, а если нет, то необходимо обратиться к врачу.
Как ускорить развитие ребенка
Каждый родитель может помочь своему крохе быстрее научиться нормально видеть. Для этого необходимо выполнять следующие советы:
- Стараться ребенка чаще носить в вертикальном положении, так ваш малыш быстрее научится сосредотачивать свой взгляд на предметах, активно познавая окружающий мир;
- Ребенку необходимо дать время, чтобы он мог сфокусировать свой взгляд на предмете. В этом случае родителям следует проявить терпение, всему свое время;
- Если вы пытаетесь натренировать зрение малыша, то вам необходимо учесть, что расстояние до наблюдаемого объекта должно быть не менее двадцати пяти сантиметров, тогда вашему ребенку будет легче сфокусировать свой взгляд;
- Такое расстояние следует учитывать также и при расположении игрушек в коляске и манеже. Нельзя вешать объекты для наблюдения очень близко к лицу вашего малыша, тогда ребенок не сможет правильно сфокусироваться и вместо пользы будет только вред.
- Родителям следует учитывать, что общение с малышом должно проходить в нежной, ласковой форме, тогда ребенок будет пытаться наблюдать за вашей мимикой, сосредотачивая взгляд на вашем лице. В противном случае, ребенок будет испуган и интереса ваше лицо для него представлять уже не будет.
Итак, на вопрос «когда начинает видеть новорожденный ребенок» можно с легкостью ответить, что с момента родов, а некоторые особенности зрения (фокусировка, внимание и сосредоточивание) начинают развиваться со временем.
Когда новорожденный начинает слышать
Миф о том, что ребенок при рождении ничего не слышит – это заблуждение. Уже давно доказано, что малыши начинают слышать еще во время беременности мамы, примерно на семнадцатой неделе. Во время внутриутробного развития ребенок уже слышит и осознает голос любимой мамы.
Доказано, что в последний триместр беременности, если мама читает своему животику стихи, то ребенок это запоминает. После того, как кроха родился, эти же самые стихи вызывают знакомое чувство и реакцию малыша в виде движений ножками и ручками, и так далее.
Миф о том, что ребенок начинает слышать только на третий-четвертый день после родов – неправда. Да, в ухе у малыша ещё есть не рассосавшаяся жидкость, которая притупляет слух, но не лишает малыша его вовсе. При рождении тихие шумы ребенку услышать сложно, однако громкие вполне ощутимы и могут вызвать определенную реакцию у малыша.
Если на вашего ребенка не влияют звуки от телевизора, либо другие вполне монотонные и спокойные звуки, то это не значит, что малыш ничего не слышит. Ребенок не хочет реагировать на данные раздражители, потому что они ему не мешают. Однако громкие звуки (крики, хлопанье и другие) могут вызвать испуг и негативное влияние на эмоциональный настрой и поведение вашего малыша.
Самым первым, что начинает узнавать ребенок – это человеческий голос. Причем голос любимой мамочки для него представляет наибольший интерес и является самым узнаваемым. Дело в том, что малыш слушал мамин голос на протяжении всей беременности, поэтому он для него стал самым любимым, надежным, узнаваемым. Мамин голос малыш не может перепутать ни с каким другим. Для человека распознавание человеческого голоса является врожденным рефлексом.
Наибольший интерес для малыша представляет интонация и темп речи взрослых. Причем малыш легко различает тембр голоса и может распознавать по тембру маму, папу, бабушку, дедушку – наиболее знакомых для него близких людей. Новорожденным также интересно слушать звуки погремушек, других предметов, но все это зависит от индивидуальных особенностей ваших детей.
Как проверить слух малыша?
Проверить слышит ваш малыш или нет вполне легко, достаточно пронаблюдать за поведением крохи. Когда ребенок заинтересовался каким-то звуками, либо просто прислушивается, то видно замирание крохи, либо активное поведение, например, на мамин голос – малыш начинает дрыгать ножками и ручками, плачет, поворачивает голову, замирает. Также легко пронаблюдать, позвав вашего кроху, реагирует ли он на зов или нет. Однако, если реакции нет это не значит, что малыш ничего не слышит, просто ему неинтересен данный звук.
Важно! Если все-таки есть какие-то моменты, которые вызывают у вас опасение и тревогу, то вам лучше всего обратиться к врачу.
Отметим, что вне зависимости от того на каком этапе находится ваш малыш – сон или бодрствование, слышит ребенок одинаково.
Трехмесячный порог является критерием для диагностики нормы или патологии слуха вашего малыша. Если к этому периоду ребенок активно различает звуки, реагирует на них, то это норма, а если нет, то необходимо обратиться к врачу для дальнейшей диагностики.
Для проверки слуха вашего новорожденного ребенка вы можете выполнить следующие действия: на третий – четвертый день после рождения вы можете создать искусственные раздражители – хлопнуть в ладоши, либо погреметь недалеко от ушей игрушками. Если ребенок никак не реагирует, то вам необходимо обратиться к врачу.
Резкие, неожиданные и громкие звуки могут вызвать неадекватную реакцию у вашего крохи, но это не является патологией. Дети вплоть до школьного возраста очень эмоциональны и чувствительны, поэтому могут очень резко реагировать на такие неприятные внешние раздражители. Для полноценного развития с ребенком необходимо разговаривать ласково и спокойно.
Отметим, что иногда ребенок не слышит звуки, если чем-то очень увлечен. В этом случае ребенок учится сосредотачивать свое внимание на игре и его нельзя отвлекать.
Рекомендуем также ознакомиться с мнением педиатра на этот счет, чтобы не упустить важные детали в развитии малыша:
Поэтому на вопрос когда новорожденный начинает видеть и слышать можно с уверенностью сказать, что с самого рождения. Как видите при постоянном и заботливом наблюдении за вашим малышом вы вполне сможете распознать норму и патологию в развитии своего крохи. Поэтому побольше вам терпения и внимания, и пусть ваши детки будут всегда здоровы!
Возможно, вам будет интересно:
lazy-mama.ru
Когда начинает слышать новорожденный ребенок: как проверить слух
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Что нужно знать про слух?
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Реакции на звуки
Бытует мнение, что новорожденный малыш начинает слышать лишь на 2 – 3 день со дня появления на свет, и все из-за скопившейся жидкости во внутреннем ухе, между тем оно в корне неправильно. Возможно, ребенок хуже реагирует на спокойные, тихие звуки, так как таким образом природа оберегает его от шока, однако он прекрасно их улавливает. Более того, уже в первые дни он может различать голоса. Нужно ли говорить о том, что самым приятным для него является материнский.
Интересно, что уже с момента рождения у малыша хорошо развит слух. Он замечает:
- изменившийся тембр голоса;
- темп речи;
- интонацию;
- окружающие его звуки, включая звуки погремушек.
Как в этом можно убедиться? Просто понаблюдать за ним. О прекрасном слухе могут свидетельствовать:
- активные движения ручками и ножками;
- замирание и вздрагивание в ответ на новые звуки;
- поиск внешнего раздражителя глазками;
- плач;
- прислушивание.
Более того, новорожденные дети одинаково хорошо слышат и во время бодрствования, и во время сна. Но, тот факт, что они на эти звуки не реагируют, просто означает, что те их не раздражают.
Читайте также сколько в весе должен прибавлять новорожденный.
Как развивается слух
Существует миф, что в первые несколько недель после рождения ребенок отдаленно слышит голоса. Именно поэтому некоторые родители стараются громче разговаривать с ним, думая, что тем самым они могут помочь ему их услышать. Что происходит в итоге? Плач, крики и капризы малыша. И все потому, что тот боится громкости. Причем совсем небезосновательно, ведь на деле все это может негативно сказаться на его нервной системе.
А по сути, привлечь внимание крохи могут просто высокие тона. Кстати, именно поэтому наши мамы и бабушки так любят с детьми «сюсюкаться». И именно поэтому те всегда реагируют на других детей, точнее на их голоса.
Как и когда проверить слух
Знаете ли Вы, с какого времени ребенок может реагировать на звуки? По словам специалистов, уже с 5 дня от роду. Убедиться в этом можно, просто хлопнув в ладоши возле его ушка. Главное, не делать слишком резких движений и не создавать чрезмерно громких звуков, чтобы не испугать малыша.
Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.
При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.
В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.
Когда забить тревогу
Пожалуй, для всех родителей знакома ситуация, когда увлеченный чем-то ребенок никак не реагирует на звук. Его зовут, а он будто не замечает. Самое интересное, что такие явления могут наблюдаться у детей любого возраста. Дабы успокоиться, мамы отправляются на прием к врачу, хотя чаще всего все объясняется особенностями детского развития. Дети умеют абстрагироваться.
Другое дело – серьезные проблемы со слухом. У младенцев чаще всего они проявляются тугоухостью и глухотой. Разумеется, диагностировать эти недуги может только врач, однако сама мама способна помочь ему в этом.
В группе риска всегда находятся дети рожениц, которые:
- переболели краснухой, корью, гриппом во время беременности, особенно на ранних сроках, когда закладываются органы слуха плода.
- употребляли алкоголь или наркотики;
- работали на вредном предприятии, вдыхали токсические вещества;
- родили раньше или позже установленного срока.
Дополнительным признаком проблем со слухом может служить отсутствие реакции на шум в возрасте нескольких недель от роду.
Читайте также как обрабатывать пупок новорожденному, чтобы он быстрее зажил.
Ухаживая за крохой, не забывайте о себе. Зачастую период грудного вскармливания — это испытание для красоты молодой мамы. Особенно часто страдают волосы — они становятся тусклыми и начинают буквально лезть. Всё это объясняется гормональными перестройками и нехваткой витаминов в организме, ведь сейчас много ресурсов уходит на выработку молока. Решать эту проблему нужно в нескольких направлениях: приёмом внутрь витаминов и снаружи — балуя волосы специальным комплексом питательных уходовых компонентов Ultra Hair Spray. Он приносит быстрый результат, обеспечивая внешний лоск и дорогой вид волос уже после нескольких применений.
Маленькие дети приносят радости и огорчения, и понять их могут лишь те, кто к ним терпим. И не имеет значения, во сколько месяцев они Вас услышат или заговорят. Главное, что они у Вас есть и они с Вами!
Сохраняйте себе эту статью на стену в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога!
Это была Лена Жабинская, пока-пока!
www.baby-lifestyle.ru
Когда новорожденный начинает слышать?
Развитие органов чувств у новорожденного ребенка – это вопрос не до конца изученный, поэтому до сих пор остается спорным. В частности, когда новорожденный ребенок начинает слышать и видеть? На самом деле ваш малыш еще на этапе своего внутриутробного развития слышит голос мамы и папы, закрывает глазки на яркий свет, то есть уже имеет признаки формирования слухового и зрительного анализатора. Далее мы рассмотрим, когда начинают слышать новорожденные дети.
Во сколько и как начинают слышать новорожденные дети?
Многих молодых родителей настораживает, что малыш, которого только принесли из родильного дома домой, не реагирует на звуки, не просыпается от посторонних шумов (телевизора, стука в соседней квартире). Интересно то, что ребенок во сне может не реагировать на громкие звуки, но просыпаться от шепота. Ребенок способен узнавать голос своей мамы, а в последующем научится различать голоса всех членов семьи, которые с ним взаимодействуют. Так что малыш отлично слышит с самого рождения, просто не реагируют на эти звуки.
С какого возраста слышат новорожденные?
Ребенок еще не успеет появиться на свет, а уже видит и слышит. Новорожденный ребенок настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от громких и неожиданных звуков. А услышав голос мамы, ребенок может оживиться, активно сжимать кулачки и перебирать ножками. Ребенок способен запомнить сказки, стихи и музыку, которые часто слышал на последних неделях беременности, а когда он слышит их после рождения, то он успокаивается и засыпает. Новорожденный ребенок очень восприимчив к внешним раздражителям, поэтому в его присутствии нужно говорить спокойно, чтобы не испугать.
Как понять, слышит ли новорожденный?
Ближе к 4 месяцу жизни ребенок начинает поворачивать головку в сторону громкого звука или голоса. Если этого не отмечается, тогда следует показать малыша доктору, чтобы проверить слуховые способности. Кстати, если малыш слишком увлекся погремушкой или игрой с кем-то из членов семьи, то он может не отреагировать на посторонний шум или голос. Такие эпизоды увлеченности игрой могут наблюдаться у ребенка до трехлетнего возраста.
Как видим, слух у ребенка не только есть, но он еще и обострен. Грудничок лучше воспринимает звуки низкой тональности, поэтому следует чаще читать ему сказки, включать песенки, что способствует развитию слуха.
womanadvice.ru
Когда начинают видеть и слышать новорождённые дети
Рождаясь, ребёнок приходит в новый для него мир, полный ярких красок, резких звуков и запахов. Эти раздражители создают условия противоположные тем, в которых находился малыш в период внутриутробного развития, и если бы не мудрая природа, которая отложила конечный этап формирования всех органов восприятия на более поздний период, кроха испытывал бы постоянный стресс.
В первый месяц жизни считается периодом адаптации, поскольку все органы и системы работают в новом режиме или же завершают своё формирование. Так что же видят и слышат новорождённые дети, и какое поведение малыша свидетельствует об отклонениях в развитии органов зрения и слуха?
Как видит новорождённый ребёнок?
Сразу после рождения ребёнок открывает глаза и окружающим, особенно родителям, кажется, будто он подолгу и с интересом изучает мир.
На самом же деле острота зрения малыша в пять раз ниже, чем у взрослого, а нервные волокна зрительной сетчатки только формируются, поэтому окружающие предметы кроха видит размыто. Но самое главное то, что анализирующие центры в головном мозге, ещё не способны справляться со своей задачей и картинка предстаёт перед новорождённым в виде серых образов с нечёткими очертаниями на фоне ярких источников света.
Сразу после рождения младенец видит мир размытым.
Две недели после рождения
Двухнедельный ребёнок способен фокусировать взгляд на крупных предметах расположенных на расстоянии метра, они также представляются ему в виде размытого пятна, но сетчатка уже способна различать цвета красно-жёлтого спектра.
На второй неделе взгляд малыша фокусируется на крупных предметах.
Поэтому педиатры рекомендуют вешать на бортик кроватки, противоположный изголовью, яркие игрушки, диаметром не менее 30 см. Дальнозоркость младенцев обусловлена небольшим размером и сплюснутой формой глазного яблока.
Конец первого месяца
К концу периода новорожденности (1 месяц жизни) цилиарная мышца, отвечающая за движение глаз, всё ещё слаба, поэтому кроха не следит за перемещающимися объектами, но может видеть мамино лицо или близкорасположенные предметы, находящиеся прямо перед ним на дистанции 30–50 см. Глаза при этом не фокусируются, взгляд блуждающий, скачкообразный. Возможно небольшое косоглазие, которое проходит в возрасте 2 месяцев.
К концу первого месяца малыш может рассмотреть мамино лицо.
Чувствительность к свету возникает только к первому месяцу жизни, поэтому весь период новорожденности малыш не реагирует и может продолжать спать даже в том случае, если в комнате включить яркое освещение.
Этапы развития зрения по месяцам
На 2–3 месяце сетчатка глаза способна различать формы предметов, их очертания становятся чёткими, но по-прежнему, плоскими.
На втором месяце жизни ребёнок начинает различать формы предметов.
Малыш зрительно различает цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный. Оттенки сине-фиолетового спектра остаются недоступными для фоторецепторов. Возрастает светочувствительность.
Совершенствуется мышечная и нервная координация глазных яблок – ребёнок следит за предметами. Во время кормления малыш подолгу рассматривает лицо матери, водить глазами не только вправо и влево, но и вверх-вниз без поворотов головы.
4-6 месяц
К 4–6 месяцу формируется жёлтое пятно глаза, отвечающее за остроту зрения. Кроха чётко видит предметы, может анализировать расстояние между ними – это выражается в способности захватывать близкорасположенные игрушки и тянутся к своим ножкам. Возникает зрительная память, малыш бурно реагирует при виде родного человека, любимой игрушки или бутылочки, или пугается и плачет при приближении незнакомых людей.
На пятом месяце жизни ребёнок чётко видит окружающий мир.
7 месяц
В период 7 месяцев развивается анализирующий центр мозга связанный со зрением. Так, кроха видит не только разницу между большим и маленьким, но и далёким и близким. Различает геометрические фигуры, следит за быстро движущимися предметами во всех направлениях и может искать их глазами при исчезновении из поля зрения.
На седьмом месяце малыш различает геометрические фигуры.
8 месяц
У восьмимесячного малыша зрение развито на уровне взрослого здорового человека.
На восьмом месяце ребёнок видит как взрослый.
Патологии развития зрения у новорождённых
Первые признаки врождённых патологий органов зрения, такие как глаукома и катаракта, диагностируются ещё в роддоме.
Врача неонатолога могут насторожить помутнение хрусталика, увеличение в размерах глазного яблока, отсутствие динамики сужения зрачка, воспалительные процессы в области слёзного мешочка или конъюнктивы.
Факторы риска возникновения врождённых патологий:
- внутриутробные инфекции;
- курение, употребление матерью алкоголя, наркотиков;
- перенесение краснухи;
- наследственность;
- тяжёлые роды.
Курение во время беременности способствует развитию патологии зрения.
Родителям стоит посетить офтальмолога, если после выписки зрение малыша развивается с задержкой и не соответствует нормам. Ребёнок к концу первого месяца не фокусирует взгляд на отдалённых предметах, не следит за движущимися объектами, взгляд его блуждающий устремлён в пространство. В некоторых случаях отсутствие зрительного контакта с родителями свидетельствует о сложной форме раннего аутизма, но такой диагноз не ставят до достижения ребёнком двух лет.
Как слышит новорождённый малыш
Слух ребёнка развивается намного быстрее, чем зрение, это связано с тем, что слуховой аппарат к моменту рождения полностью сформирован.
Слух у новорождённого формируется быстрее чем зрение.
Височные доли коры головного мозга, отвечающие за восприятие и анализ звуков, находятся на стадии становления, поэтому ребёнок реагирует на различный шум по-разному. Гул бытовой техники, шум транспорта или монотонный разговор, не являются раздражителями. Тогда как возглас или резкий хлопок вызывают вздрагивание и замирание младенца.
К концу периода новорожденности кроха может различать направление источника звука и поворачивать к нему голову, а на втором месяце анализирует, запоминает и различает их. Такая способность выражается в изменении поведения при мамином голосе, эмоциональных ответах на звуковое общение. Двухмесячный малыш способен различать тембр голоса, его интонацию, проявлять интерес и даже отвечать гулением.
Когда стоит волноваться – признаки тугоухости и глухоты
Диагностику слуха новорождённых, имеющих высокую степень риска развития внутриутробных и антернатальных патологий, целесообразно проводить на 4 день после рождения методом аудиологического скрининга.
Признаками глухоты новорождённых могут быть отсутствие реакции на резкие звуки – хлопки или возгласы на расстоянии метра от младенца. При проверке слуха, следует поместить источник шума за пределами видимости, например, сбоку или сзади от ребёнка. Положительная реакция на домашний тест не исключает возможности развития или прогрессирования тугоухости. В этом случае следует наблюдать за малышом, у слабослышащих детей отсутствует гуление и реакция на голос мамы, находящейся в соседней комнате.
При любых подозрениях на отклонения в развитии органов слуха и зрения, следует обратиться к специалисту. Своевременная диагностика увеличивает шансы успешного лечения.
Следует обратиться к врачу, если у ребёнка отсутствует реакция на звук.
Видео про то, как видит и слышит новорождённый
ayamama.ru