Слух у новорожденных в первые дни – Когда новорожденный начинает слышать и как проверяют слух у грудных детей?

Содержание

слышат ли грудные дети и как это проверить

Новорожденные не очень хорошо видят сразу после рождения, но у них отлично развит слух. Будучи еще в утробе матери, малыши слышат много разных звуков: стук маминого сердца, тон ее голоса, шумы извне. На многие из звуков окружающего мира они даже реагируют. Например, ребенок в животике может вздрогнуть от резкого звука, а также он поворачивает головку в сторону шума.

Зачем проверять слух ребенку?

Проверка слуха очень важна. Если малыш не слышит, он не сможет усвоить ту информацию, которая идет из внешнего мира. Соответственно, не сможет развиваться речь. Здесь есть смысл говорить о нейропластичности мозга: если какая-то часть коры головного мозга (в том числе, слуховая кора) не получает информацию извне, она начинает выполнять функции тех областей, которые рядом. Со временем она теряет возможность различать звуки, то есть слышать человек может, но различать звуки — нет.

Важно: критический возраст — 3 года. Если до этого возраста при выявлении нарушений слуха у ребенка родители не начинают слуховую реабилитацию, то научить его различать звуки и понимать речь в будущем будет почти невозможно.

Этапы развития слуха у детей до года

При рождении окружающая среда обрушивается на новорожденного множеством звуков. Это активизирует его слуховые функции. С этого момента слух будет во многом определять развитие мозга ребенка, стимулируя такие навыки и умения, как сидение, ползание и переворачивание.

Окончательно слух формируется у новорожденных к концу первого месяца жизни. Вы замечаете, что малыш как-будто прислушивается к вашей речи, замирает, если слышит знакомый звук, некоторые дети уже могут реагировать на собственное имя или какие-то наиболее часто повторяющиеся слова. Если громко хлопнет дверь или что-то упадет на пол, малютка вздрогнет.

В 3 месяца слуховой центр (и речевой тоже) уже достаточно «продвинут», чтобы новорожденный мог отзываться на голос мамы и «отвечать» ей лепетом. Однако не спешите что-то читать малышу — он еще не может сконцентрироваться на вашем чтении. Даже песенки еще не доступны его пониманию. Этот навык появится у него не раньше 5 месяцев, а то и полугода.

В 5-6 месяцев младенцы реагируют на имя, поворачивают головку в сторону источника шума, прислушиваются, что говорят взрослые. Некоторые звуки могут испугать их настолько, что они начнут плакать (например, повышенные тона родителей), а также малыши будут смеяться, если с ними играть.

От 6 месяцев до 1 года карапузы, у которых нет проблем со слуховыми функциями, уже реагируют на шумы разной интенсивности и громкости, легко локализуя их сбоку и снизу. Они слышат голосовые призывы взрослых и реагируют на них. Обратной связью при этом является то, что они сами начинают произносить все больше слов и сопровождать все это жестикуляцией.

Все вышеописанное является нормой в развитии слуха новорожденных. А каковы особенности детей с нарушением этой функции?

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.


Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки — шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук — отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

К какому врачу обращаться?

К врачу-сурдологу. Дело в том, что в обычных поликлиниках ни у врача-отоларинголога, ни у семейного доктора, ни у педиатра нет таких условий и нет такого оборудования, с помощью которого можно проверить слуховые функции новорожденных. Специальные условия для проверки слуха есть в областных детских больницах и в некоторых роддомах. Надо обращаться в специализированные центры к сурдологу.

Проблемы со слухом

Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха. Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.

Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:

  • До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
  • К 4-6 месяцам не появляется гуление.
  • К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
  • К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
  • В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.

Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:

  • врожденную,
  • наследственную,
  • приобретенную.

У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость.

Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.

Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.

Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций — кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.


Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — метод проверки слуха у новорожденных до года

Особенности проверки слуха детей до 1-го года

Чтобы проверить слуховые реакции малышей до года, используется отоакустическая эмиссия (ОАЭ). С помощью ОАЭ получают акустический ответ внутреннего уха, реагирующего на внешний сигнал-раздражитель.

Данная процедура занимает примерно 5-10 минут при условии, что ребенок спит или находится в состоянии покоя. В противном случае проверка может затянуться до 2-х часов. Такое исследование абсолютно безопасно и безболезненно. Специальный аппарат соединяется с компьютером, на экране которого видны все показатели для оценки состояния слуха.

Малышу вставляется наушник в ухо, и аппарат фиксирует, как улавливают звуковые волны уши ребенка. После чего на экран компьютера выводятся цифровые значения. Эти данные врач может распечатать и подклеить в карточку пациента для дальнейшего наблюдения за динамикой заболевания.


Малышам, у которых наблюдается проблема со слухом, нужно особое внимание и участие родителей. Задача последних — сделать все, чтобы ребенок получил квалифицированную помощь, и в то же время не почувствовал себя неполноценным членом общества

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

floragaz.ru

Особенности слуха у новорожденного

Слух у ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Еще в утробе мамы малыш слышит разнообразные звуки: мамино сердцебиение, голос родителей, шум улицы, музыку и т.д. Именно поэтому после рождения кроху не пугают звуки из окружающей среды, которые он уже слышал, что не скажешь о ярком свете или новых зрительных образах, ведь они могут создавать чувство дискомфорта. С этого можно сделать вывод, читать книги, петь песенки и просто разговаривать с малюткой следует начинать, будучи еще в положении.
Сразу после рождения слух у новорожденного несколько снижен, так как среднее ухо заполнено жидкостью, а полость уха заполняется воздухом постепенно и это в небольшой степени ухудшает слух. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса. Самостоятельно определить хорошо ли слышит малыш в первые дни после рождения, не возможно. Для этого используют специальное оборудование. Но к тому моменту, как ребенок окажется дома, он будет слышать почти на уровне взрослого и у него появятся видимые реакции на звуки. При достаточно громком звуке, младенец вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Позже такая реакция возникает у ребенка и на голос. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием.

Особенности поведения ребенка с нормальным развитием слуха:

В первые 2-3 недели — ребенок, как правило, вздрагивает от громких звуков, или он может развести ручки и после свести обратно, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро;
В возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя, услышав его, он будет замирать и замолкать;
В возрасте 2-3 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, особенно если это такой родной голос мамы, малыш начинает агукать, двигать ножками и ручками. Ребенок слышит звуки на расстоянии не более 3 метров;
С 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки;
К 4-7 месяцам начинает формироваться навык поиска источника звука;
К 6-7 месяцев кроха слышит звуки на расстоянии 5-6 метров;
К году малыш откликается на свое имя, произносит первые слова.
Для того, чтобы проверить слух новорожденного нужно использовать громкие источники звука, которые не создают вибрацию. На звуки с вибрацией (топот ног, стук двери, удары по пеленальному столику) могут ответить и детки с нарушением слуха.

Причиной нарушения слуха у ребенка могут стать:

Осложнения во время беременности и родов;
Перенесенные матерью во время беременности заболевания: грипп, вирусные инфекции;
Тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;
Вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отит, увеличенные аденоиды) ребенка;
Черепно-мозговые травмы ребенка;
Наследственность.

При первом же подозрении на снижение слуха и отклонение от нормального развития следует немедленно обратиться к ЛОР-врачу, а затем к сурдологу и произвести исследование слуха. Только аппаратное исследование способно дать достоверную информацию.

40-nedel.ru

зрение, слух, осязание и обоняние



Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…


К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.


Зрение ребенка: 1 месяц жизни


Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.


К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.


Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.


К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.


Зрение ребенка: 2 месяц жизни


У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.


Зрение ребенка: 3 месяца


В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.


Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.


Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.


Зрение ребенка: 4–5 месяцев


Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.


К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.


 



Зрение ребенка: 6 месяцев


К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.


Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.


Зрение ребенка: 7 месяцев и далее


В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.


Слух ребенка: 1 месяц


Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.


С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза. Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи. На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.


Слух ребенка: 2–3 месяца


Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.


Слух ребенка: 4 месяца


В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.


Слух ребенка: 5 месяцев


В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от голосов незнакомых людей.


Слух ребенка: 6–7 месяцев


К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.


Слух ребенка: 8–9 месяцев


В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».


Слух ребенка: 10–12 месяцев


К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.


 



Осязание ребенка


Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.


У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.


Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.


Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.

Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.


Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.


После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.


С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.


Обоняние ребенка


Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.


В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.


После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.


 



Эмоции ребенка


Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.


Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.


1 месяц жизни


Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.


Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.


2–3 месяца жизни


С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления». Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит. Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.


4–6 месяцев жизни


В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.

На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие. В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать. Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.


Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.


7 месяцев и далее


Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.


В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.


В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.


Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты. А развиваются они в процессе общения со взрослыми. Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.


Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

www.9months.ru

Зрение и слух новорожденного

Когда в доме появляется малыш, родители и родственники пытаются побольше времени уделить новому члену своей семьи: носят на руках, улыбаются ему, что-то рассказывают. Хоть нередко можно услышать, что новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Попробуем ответить на вопрос, что и как воспринимает младенец в первый месяц жизни.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца, как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме. Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения. То есть ребенок различает свет и темноту.

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе. Такое своеобразное косоглазие  является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными. Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.  

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них. А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его. Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен. В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни. И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.  

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном. Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии.

Специально для nashidetki.net- Ксения Бойко

nashidetki.net

Как проверить слух у новорожденного ребенка до 2 месяцев

Без полноценного слухового восприятия страдает развитие ребенка. Проверить слух у новорожденного можно несколькими способами, поэтому каждая будущая мама должна знать все об этих методах, особенно если один из родителей страдает слуховыми нарушениями.

Необходимость проверки

Проверка слуха у новорожденных является неотъемлемой частью осмотра при рождении

Слух играет важную роль в развитии новорожденных детей, ведь нарушение восприятия звуков влияет на возможность изучения ребенком информации, поступающей из окружающего мира. В первую очередь нарушения слуха, даже незначительные, сказываются на речевых функциях.

Врожденная тугоухость или слуховые дисфункции в раннем детском возрасте не дают корковым областям головного мозга, отвечающим за слуховое восприятие и когнитивные функции, правильно работать и развиваться.

У новорожденных с нарушениями слышимости, слуховая кора головного мозга не получает информации, и постепенно ее нейроны начинает выполнять функции других областей, находящихся рядом. Если своевременно не проверить слух у младенца, то слуховая кора полностью потеряет возможность различать звуки, и даже при восстановлении слуха не сможет различить поступающую звуковую информация.

С периода новорожденности и до 3-летнего возраста самый критический период. Если в это время не заняться лечением, то шансы на восстановление слухового восприятия и понимание речи минимальны. Даже если своевременно начать реабилитацию, существует риск, что у маленького пациента будут незначительные когнитивные нарушения – проблемы с речью, вниманием и памятью.

Проведение проверки слуха у младенца

Первая проверка слуха у новорожденного проводится еще в роддоме на 3–4 день жизни ребенка. Слуховое восприятие проверяют специальным аппаратом, пока малыш находится в состоянии покоя или во сне. Следует учитывать, что если у младенца заложен нос или наблюдаются родовые травмы, то аппарат может дать ошибочный результат. В этом случае, рекомендуется дополнительная проверка слуха, после снятия симптомов. Проводят проверку слуха новорожденному несколькими способами.

Аудиометр

Поочередно в каждое ухо новорожденного вставляется наконечник от аппарата и подается специальный сигнал. На экране аудиометра специалист видит данные, говорящие об остроте слуха и активности областей мозга, обрабатывающих полученный сигнал. Со стороны больного уха врач увидит отрицательный результат, говорящий, о том что ребенок не прошел проверку.

Рефлекс Моро

Таким способом каждая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Ребенок должен лежать на ровной поверхности в спокойном состоянии. Мама должна резко хлопнуть в ладоши на расстоянии 20 см от уха и оценить его реакцию. Если новорожденный заплакал, или стал размахивать руками и ногами, то исключают врожденную тугоухость 3 и 4 степени. При сомнительном результате необходима проверка аудиометром.

Метод Калмыковой

Для этой проверки слуха необходимо наполнить на три четверти пластиковые бутылки разными крупами. Достаточно всего три:

  • манная крупа;
  • гречка;
  • горох.

Одни из родителей должен отвлекать малыша яркой игрушкой, а второй в это время поочередно, начиная с бутылки, заполненной манкой, издает шумы возле уха ребёнка на расстоянии 10–15 см. При отсутствии реакции рекомендуется повторить проверку через несколько дней или обратиться к специалисту.

Проверка слуха у новорожденного обязательна не только при рождении, но и после перенесения инфекционных заболеваний дыхательных путей, отита, травм головы и затяжной младенческой желтушки.

Возможные проблемы со слухом

Многие ошибочно думают, что новорожденный либо слышит, либо нет. На самом деле, существуют различные нарушения слуховых функций, причем чаще всего развивается не полная глухота, а снижение слуха разной тяжести. Родители должны быть внимательны и следить за реакцией новорожденного на шум погремушек, громкие звуки, речь взрослых и другие посторонние шумы.

Признаки тугоухости у детей:

Степени тугоухость

  • Новорожденный в возрасте до 4 месяцев не реагирует на громкие звуки.
  • К полугоду не появляется гуление, новорожденный не реагирует на свое имя, не ищет источники шума.
  • В возрасте одного года ребенок не произносит слоги и слова.

В старшем возрасте заподозрить снижение звуковосприятия можно, если ребенок старается подойти поближе, чтобы расслышать речь, часто переспрашивает, слишком громко говорит.

Важно выявить не только причину, но и степень тугоухости, прежде чем подбирать слуховую реабилитацию новорожденного. Очень часто причинами тугоухости у новорожденных становятся, перенесенные матерью во время беременности, инфекции. На слух ребенка влияет состояние матери в первый триместр беременности, когда только начинается закладка органов ребенка, и третий триместр, в который формируются слуховые функции, продолжающие развиваться после рождения.

Провоцирующие факторы

Что влияет на развитие врожденной тугоухости:

На развитие врожденной тугоухости влияет курение и употребление алкоголя беременной женщиной

  • Прием матерью некоторых препаратов: антибиотиков, салициловой кислоты.
  • Курение и употребление алкоголя беременно женщиной.
  • Перенесение инфекций, простудные заболевания, грипп.
  • Рождение раньше срока и с весом до полутора килограмм.

Кроме врожденной тугоухости новорожденных, специалисты выделяют еще приобретённые и наследственные проблемы со слухом. О наследственной тугоухости говорят, когда у одного из родителей или близких родственников есть проблемы со снижением слухового восприятия.

Приобретенная тугоухость развивается после отитов, травм уха и головы, а также после перенесенных тяжелых инфекций – краснухи, коклюша, свинки и кори. В редких случаях причиной становятся серные пробки, появляющиеся из-за неправильной гигиены новорожденного или слишком узких слуховых проходов.

Когда следует беспокоиться?

Если ребенок не реагирует на посторонние звуки, стоит его показать врачу

Особое внимание слуху новорожденного должны оказывать родители, если ребенок родился недоношенным, с патологиями или у матери были проблемы со здоровьем во время беременности.

Не следует полностью успокаиваться, если проверка в роддоме показала, что младенец хорошо слышит – согласно статистике у 8–10% детей с тугоухостью, проблемы со слухом начались не при рождении, а в первый год жизни.

Поэтому, если новорожденный ребёнок не реагирует на окружающие громкие звуки, не вздрагивает, не расширяет глаза и не начинает шевелить ручками, когда рядом раздается шум, необходимо показать его специалисту.

Не следует затягивать с посещением врача и проверкой слуха у новорожденного – чем раньше начать слуховую реабилитацию, тем больше шансов на полное выздоровление или на то, что останутся минимальные нарушения, а больное ухо не помешает малышу нормально развиваться.

Видео по теме: Скрининг слуха у новорожденных

gorlonosik.ru

Как развивается слух у ребенка?

Малыш начинает слышать, еще находясь в животе у мамы, но его слух продолжает активно развиваться после рождения.

Когда появляется слух у ребенка?

Еще во время беременности уже на четвертой-пятой недели у крохи начинает формироваться слуховой аппарат, но пока что малыш не может слышать. Уже начиная с 15-16 недели, малютка может различать звуки.

Примерно с 26 недели кроха начинает реагировать на звуки, а с 32 недели – поворачиваться в сторону источника звука.

Этапы развития слуха до года?

Уже в первые недели жизни малыш реагирует на громкие резкие звуки вздрагиванием, а также может внезапно раскидывать согнутые в локтях ручки с растопыренными ладошками в стороны – это называется симптом Моро. Причем этот рефлекс может сохраняться до четырех месяцев.

Также в возрасте одного месяца кроха замирает, реагируя на звук. Кроме того. Он отличает голос мамы среди других, и также реагирует на него.

К двум месяцам ребенок начинает ворочаться во сне, если слышит громкий звук, или может проснуться. Также когда малыш слышит мамин голос, он становится более оживленным, активно двигает ножками и ручками, улыбается.

Уже в 3-4 месяца кроха начнет поворачивать голову в ту сторону, где слышит голоса, погремушку и другие знакомые звуки.

Еще с двух месяцев кроха начинает пытаться издавать звуки, «агукать». Это напрямую связано со слухом – кроха слышит речь и пытается что-то повторить. Уже к 4-5 месяцам малютка начинает лепетать, издавая более разборчивые звуки, его интонация меняется при смене настроения, в голосе можно различить радость при виде родителей.

В возрасте 8-10 месяцев признаком нормального развития слуха является увеличение количества новых звуков, произносимых ребенком. Он уже намного быстрее поворачивается в сторону источника звука, а ее начинает внимательно слушать, когда люди разговаривают между собой.

В годик кроха начнет выговаривать что-то более похожее на слова, которые вы будете понимать. Для незнакомых людей эти звуки будут непонятны, но вы будете знать, что те слоги, которые издает малютка, означают конкретные слова.

Как проверить в домашних условиях слух новорожденного?

В первые месяцы или даже недели вы можете проверить, слышит ли малыш, при помощи обычного громкого хлопка. Если кроха вздрогнул, отреагировал резким морганием или широко открыл глазки, раскинул ручки – это все признаки наличия слуха.

Если у новорожденных деток нарушен слух, это выглядит как нарушение в развитии. Ведь слух – один из основных способов познания мира, а если малыш не слышит, или слышит плохо, то развиваться будет намного медленнее.

Что должно насторожить?

Ребенок реагирует на громкие звуки уже в первые недели жизни. Если вы видите, что нет никакой реакции, что кроха не воспринимает мамин голос, не вздрагивает от громких резких звуков – вы обязательно это заметите.

Когда заканчивается формирование слуха ребенка?

Сам слуховой орган на момент рождения уже практически сформирован. Но после появления малыша на свет продолжает активно развиваться центральная нервная система, то есть мозг, который учится распознавать звуки и реагировать на них, а также развивается острота слуха. Формирование слуха продолжается примерно до четырех лет, а иногда может длится до достижения ребенком школьного возраста.

К какому доктору обращаться в случаи нарушения слуха ребенка?

Проверкой органов слуха и их лечением занимается отоларинголог, или, другими словами, ЛОР. Если у вашего малыша возникнут проблемы с речью, что может случиться из-за плохого слуха, вам нужно будет обратиться и к логопеду.
 

40-nedel.ru

Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях?

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Особенности развития слуха у младенцев

Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.

  1. Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
  2. К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.

Как проявляется патология?

Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные ( высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.

Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах  развития дитя.

Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:

  • До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
  • до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
  • к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
  • к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.

Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.

Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.

Методы проверки слуха

Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.

Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.

Рефлекс Моро

Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.

  1. Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
  2. На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
  3. Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.

Методика И. В. Калмыковой

Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.

  1. Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
  2. Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
  3. В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
  4. После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.

В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.

Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.

netotita.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о