Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают – Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают

Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают


новорожденный ребенок

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом

www.babysovet.ru

Рефлексы новорожденных: безусловные и условные

После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем  по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Основные группы рефлексов

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.

[box type=»note»]Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой.[/box]

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.

Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Отдельная категория рефлексов – это двигательные и хватательные, среди которых можно отметить:

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный — выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный, когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.

Рефлекс Моро — происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига — проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый — малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок становится с опорой на пальчики, то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта, при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, выгибание спинки может говорить о проблемах).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

Оцените статью

&nbsp Загрузка…

ladyibaby.ru

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Ириной Беляевой, д. м. н., зав. отделением для недоношенных детей НЦЗД РАМН.

Новорождённый малыш от природы вооружён целым комплексом врождённых рефлексов. Они помогают быстро адаптироваться к новым условиям жизни вне материнской утробы. Проверяя их, можно оценивать развитие нервной системы ребёнка и своевременно сглаживать выявленные нарушения путём устранения сбоев.

Содержание статьи

Нам кажется, что новорождённый ребенок совсем беспомощен. Но это неправда. Вот он только родился, а уже ищет грудь мамы. И как только захватит сосок, он начинает активно высасывать молоко. Поэтому «добыть» еду ему точно под силу. Но это только один из многих жизненно важных навыков.

О природе врождённых рефлексов

Врождённые рефлексы достались нам в результате эволюции от далёких предков. Их закладка происходит на начальном этапе внутриутробного развития, а проявляться они начинают в первые часы, дни и недели после появления на свет.

Все врождённые рефлексы относятся к безусловным. Это значит, что они возникают независимо от нас, и контролировать их осознанно мы не можем. Это же непроизвольные реакции нервной системы в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.

Врождённые рефлексы регулируются средним мозгом, который развивается самым первым. К моменту активного развития коры головного мозга, состоящей из более совершенного серого вещества, большая доля нервной системы переходит под её контроль. Тогда врождённые рефлексы замещаются условными. Причём большая часть непроизвольных реакций угасает в первый год жизни младенца.

Задания для проверки рефлексов

Зная, когда должны проявляться и угасать врождённые рефлексы, родители могут проверять, нормально ли развивается нервная система малыша. А при любых отклонениях от нормы они должны обращаться к врачу.

Чтобы проявления рефлексов были яркими, их проверку нужно проводить при определённых условиях. Сытый малыш будет реагировать на раздражения вяло, если малыш голоден, то более энергично. Поэтому после кормления тесты лучше отложить на 30 минут. Важно, чтобы в помещении было естественное освещение, а температура в нём была в диапазоне 22–24 градусов.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Оральные рефлексы — самые важные из всех врождённых навыков. Они проявляются при раздражении губ младенца. И именно благодаря им малыш «находит» пищу и съедает её. Они включают в себя четыре безусловных рефлекса:

  • Сосательный. Если новорождённому предложить грудь, он сразу начнёт её сосать. Так же он поступит со своим или чужим пальцем, игрушкой или пустышкой. Такой рефлекс возникает в первые часы жизни младенца и угасает в среднем к году-полутора;
  • Хоботковый. Если быстро, но легко коснуться губ малыша пальцем или соской, то его губки выпятятся, формируя трубочку (хоботок). Эта реакция возникает в первые часы после появления на свет и проходит к 2–3 месяцам;
  • Поисковый. Нежно погладьте ребёнку уголок рта или дотроньтесь соской до его щёчки неподалёку от губ. Малыш тут же повернёт голову в ту сторону, с которой он почувствовал раздражение. Если же слегка надавить пустышкой на середину нижней губы, то младенец раскроет рот, согнёт шею и попытается захватить соску ртом. Проявление этого рефлекса говорит о том, что глубокие структуры головного мозга крохи развиты гармонично. Навык помогает формировать мимические реакции. Он появляется в первые сутки после рождения и исчезает к 3–4 месяцам;
  • Ладонно-ротовой. Если положить младенца на спинку, взять его руку и немного надавить пальцем на середину его ладошки, то он раскроет рот и наклонит голову вперёд. Точно так же малыш должен реагировать, если воздействовать на другую ручку. Этот рефлекс участвует в формировании осознанных движений рук и рта, которыми в ближайшее время ребёнок начнёт изучать окружающий мир. Навык возникает в первые 2–3 суток после рождения и исчезает примерно к 3 месяцам.

Это интересно! Сосательный навык начинает угасать примерно в 12 месяцев, а полностью пропадает в 1,5–2 года. Специалисты считают, что этим природа сама определила наилучший срок для завершения ГВ.

Спинальные рефлексы — это двигательные непроизвольные реакции, которые регулируются спинным мозгом. Благодаря им наше тело принимает различные позы и передвигается в пространстве. Врач судит о двигательной активности малыша, оценивая силу проявления следующих рефлексов:

  • Хватательный. Вложите в ладошку младенца небольшой предмет (платочек, игрушку или пустышку), и он тут же сожмёт её в кулачок. Такой захват может быть настолько крепким, что если малыш схватится за мамины или папины пальцы, то его можно будет поднять. Такой рефлекс участвует в развитии речи и мелкой моторики. Он возникает в первую неделю после появления на свет и угасает к 3–4 месяцам;
  • Рефлекс ползания. Если положить ребёнка на живот и коснуться ладонями его подошв, то он тут же начнёт отталкиваться от опоры, продвигаясь вперёд. Этот навык заставляет работать все отделы головного мозга и отвечает за развитие согласованности движений. Он появляется на 3–4 сутки после рождения, а осознанно «ползать» детки начинают после 3–4 месяцев;
  • Рефлекс Галанта. Если положить малыша на живот и провести пальцами вдоль позвоночного столба сверху вниз, отступив от него в левую сторону на 1 см, то он выгнет спинку в правую сторону. Если проделать это же с правой стороны, то ребёнок выгнет спину в левую сторону. Такой навык подготавливает нервную систему к осознанной согласованности движений и связывает работу обоих полушарий головного мозга. Рефлекс начинает проявляться на 5-м или 6-м дне жизни и угасает в 3–4 месяца;
  • Защитный. Положите ребёнка на живот. Он приподнимет голову или повернёт её в сторону. С помощью защитного рефлекса малыш принимает удобное для дыхания положение тела, рук, ног и головы. При родах такой навык не даёт младенцу захлебнуться. Проявляется он сразу после появления на свет и исчезает примерно в 1,5 месяца;
  • Рефлекс Переса. Положив кроху на живот, проведите, слегка надавливая пальцем на позвонки, по позвоночному столбу снизу вверх. Ребёнок должен поднять таз и голову, прогнуть спинку и согнуть ноги в коленях. От этого малыш иногда кричит, какает или писает. Такая безусловная реакция малыша позволяет врачу судить о работе спинного мозга. Она начинает проявляться в первую неделю после рождения, а проходит в 3–4 месяца;
  • Рефлекс Моро. Его можно проверить по-разному. Обычно это делают так: малыша кладут спинкой вниз на твёрдую поверхность (например, стол). Если ударить по этой поверхности, отступив от головки вправо или влево на 15 см, то младенец сначала разведёт руки в стороны, разжав кулачки, и выпрямит ножки, которые до этого были согнутыми. Через 2 или 3 секунды малыш возвращает руки в исходное положение или начинает себя ими обнимать. Не страшно, если 1 и 2 фазы навыка проявляются с разной силой — это норма. Рефлекс проявляется в первые сутки после рождения и исчезает к 4–5 месяцам;
  • Подошвенный. Если надавить на основание среднего или большого пальца стопы, то малыш тут же прижмёт все пальчики. Если же от пятки провести по наружному краю стопы, то большой пальчик разогнётся, а другие образуют веер. Такой навык подготавливает нервную систему для осознанного движения пальцами ног. Он возникает в первые дни после появления на свет и пропадает примерно в 12–14 месяцев;
  • Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поднимите малыша руками за подмышки, повернув его лицом к себе и придерживая пальцами его головку. Если его поставить на пол, он будет опираться на стопы. А если при этом наклонить вперёд, то он начнёт перебирать ножками («ходить»). Не страшно, если ноги крохи перекрещиваются — это нормально до полутора месяцев. Рефлекс, подготавливающий ребёнка к настоящей ходьбе, возникает в первые недели после рождения и проходит примерно в 3 месяца.

Внимание! Некоторые родители с энтузиазмом приучают малышей «стоять» на маминых или папиных ладонях или «ходить по столу». Но во время таких тренировок неразвитый костный аппарат младенца испытывает чрезмерные нагрузки. Это может стать причиной нарушенного развития опорно-двигательной системы (формирования косолапости или неправильной осанки).

Шейно-тонические рефлексы — это рефлексы, отвечающие за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Благодаря им можно проверить тонус крохи и выяснить, нормально ли развивается средний и продолговатый мозг. Выделяют три шейно-тонических рефлекса:

  • Асимметричный. Аккуратно поверните головку малыша вправо. В ответ он согнёт левые ножку и ручку, а правые ручка и ножка разогнутся. Благодаря этому навыку ребёнок в первые месяцы жизни «находит» и рассматривает свои ручки, согласовывает работу зрительного аппарата и мозга, помогает развиваться вестибулярной системе. Рефлекс проявляется в течение первых дней жизни младенца и исчезает в 3–4 месяца;
  • Симметричный. Наклоните головку крохи так, чтобы подбородок достал до груди. Тогда его ноги разогнутся, но согнутся руки. Если же голову вернуть в исходное положение, то ножки сгибаются, а ручки разгибаются. Рефлекс готовит младенца к осознанному ползанию. Он возникает в первые сутки после рождения и пропадает в 3 или 4 месяца;
  • Лабиринтный. Если положить ребёнка на живот, он прижмёт голову к груди или запрокинет её назад. Спину выгнет, а ручки прижмёт к груди, сжав пальчики в кулак. Ножки согнёт в коленах и прижмёт к животику. Если оставить его в таком положении, то через несколько минут малыш начинает делать плавательные движения, которые потом переключаются на спонтанное ползание. Навык тренирует мышцы крохи, подготавливая его к будущей ходьбе. Он проявляется впервые дни жизни и угасает в 4 месяца.

Развитие малыша под наблюдением врача

Врождённые рефлексы врач обязательно проверяет во время каждого приёма. Оценка степени проявления навыков позволяет судить о развитии центральной нервной системы и своевременно выявлять отклонения от нормы. Насторожить должны слишком слабые или слишком сильные безусловные реакции крохи, а также асимметричный ответ на раздражение.

Нарушения в развитии нервной системы чаще всего выявляют у недоношенных детей, а также малышей, перенёсших родовую травму, гипоксию или асфиксию, инфекцию во время внутриутробного развития. Группу риска также представляют малыши с генетическими патологиями (фенилкетонурией, миопатией и пр.). У деток, болевших чем-либо в первые недели после рождения, рефлексы выражаются слабо. К снижению активности нервной системы в таком возрасте приводит любой сбой в организме.

При слабых проявлениях врождённых рефлексов малыша показывают неврологу, который назначает лечение. Обычно оно включает лечебную гимнастику и массаж. Если нужно, то врач назначает ноотропы (средства для нормализации деятельности мозга). Похожее лечение необходимо, если у крохи безусловные реакции долго не угасают.

Читаем также:

Осмотр невролога

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

ПЕРИОД МЛАДЕНЦА (от рождения до 1-го года), Кризис новорожденности

41 Кризис новорожденности

Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок чувствует сильную гипоксию и сдавливание головы ее организм отвечает есть на это значительным выбросом в кровь гормонов стресса: очень активных и сильных биохимических веществ — адреналина и норадреналина. Уровень их в крови новорожденного выше, чем у взрослого в состоянии сильного эмоционального йного напряжения. Считают, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новонародженогного.

После того как ребенок появился на свет, его нервная система глубоко потрясена тем, что произошло, что послужило основанием для осмысления этого факта в терминах психологической травмы рождения

А. Шопенгауэр считал рождения пессимистическим актом, поскольку страдания преобладает в начале существования. И. Кант объяснял крик новорожденного как протест человеческого духа против заключения в»цепи чувствительных тиливості».

Новонародженисть как критический период. Развитие ребенка начинается критическим актом рождения и следующим за ним критическим периодом, который носит название новорожденности. Психоаналитики считают кризис прежде шей травмой, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Вряд ли можно с этим согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка щ е отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в определенном смысле переходом от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это перех ид от тьмы к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Начинают действовать другие виды физиологической регуляции поведения, многочисленные физиологические системы начинают функционировать с а новыезаново.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробной образом жизни. Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождаясь, ребенок попадает в совершенно другие и условия: холод, яркий свет, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то это существо через несколько часов должна была бы погибнутьути.

Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним у условий. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения). В первые дни можно отметить следующее: сильное раздражение кожи (укол например) вызывает защитное одергивания, мелькание какого-либо предмета перед лицом — зажмуривание, а резкое увеличение яркости света — сужение зрачков и т.п.. Эти реакции — защитные рефлексы. Кроме защит менных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы. Наблюдения свидетельствуют о том, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник св итла вызывает поворот головы: в детской комнате роддома в солнечный день председателя большинства новорожденных, как подсолнухи, возвращены в сторону света. Доказано также, что уже в первые дни новорожденным свойственно следить за источником света, медленно перемещается. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы. Прикосновение к уголкам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: она возвращает голову в сторону раздражителя, открывает рот. Кроме перечисленных, у ребенка проявляется еще несколько врожденных реакций: ссальний рефлекс — ребенок сразу же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; хватательный ре флекс — прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) — при прикосновении к подошве ног и некоторые другие рефлексші рефлекси.

Таким образом, ребенок вооруженная определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в первые дни после рождения. За последние годы ученые доказали, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рожден ения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется ссальний рефлекс. Большинство врожденных реакций необходимы ребенку для жизни. Они помогают ей приспособиться к новым условиям существования. Благодаря ц им рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты — детского места — из крови м. Атера в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочного дыхания и так называемого орального питания (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспособление происходит рефлекторно. После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происхо ься с помощью ссального рефлекса. Врожденные действия, включенные в ссального рефлекса, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, задыхается, у него быстро истощаются силы. Вся его активность направлена ??на сосание ради насыщения. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции; организм ребенка уже лучше приспосабливается к температ урних перепадених перепадів.

Новонародженисть — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, то епли). Однако, органические потребности не могут составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание младенца. У ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обесп ечують появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой индивиду с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования. Как показывают исследования, в сравнительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители есть много рефлексов, на основе которых ничего не ро извивается. Это — атавистические рефлексы, наследственность, полученные ребенком от животных предков. Такими рефлексы придирки и ползание. Движения, связанные с этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Рефлекс придирки я заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони. Движения ребенка, необходимые для его психического развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром. Они формируют ся на основе этого рефлекса придирки, а на основе придирки, которое возникает при раздражении пальцев. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться придирки. Рефлекс ползания при опоре на подошв и также не является исходным для развития самостоятельного передвижения в пространстве. Наблюдения показывают, что настоящее ползания начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук: ребенок тянется к предмет в, который привлекает ее внимание,»переступает»руками и продвигается вперед придирки и ползание начинают формироваться не в период новорожденности, а значительно позже — при взаимодействии ребенка со взрослым, с понукае и тренирует эти действия. Таким образом, ребенок гораздо меньше»вооружена»врожденными формами поведения, чем детеныш животного. У ребенка все человеческие формы поведения еще должны сложитьсяорми поведінки ще повинні скластися.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У нее отсутствует единая устоявшаяся форма поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли все инстинктивные функциональные системы. На момент рождения д ребенка не существует ни ранее сформированного поведенческого акта. Все складывается в ходе жизнедеятельности. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности. Потеря инстинктивных форм поведения происходила я в течение сотен тысяч лет, она — чрезвычайное благо, которое расширило возможности развития. Дж. Брунер отмечал, что эволюция приматов основывается на отборе в направлении все более отличного паттерна незримо жительн, благодаря именно такому направлению отбора стала возможной более гибкая адаптация нашего видого виду.

Для решения вопроса о сущности и значения беспомощности следует рассмотреть концепцию. ПЯ. Гальперина. Он указывает на существование психологических последствий антропогенеза. Прежде всего, это отмирание инстинктов в. У животных биологические потребности связаны с инстанцией специфической чувствительности. Напряжение потребности вызывает активное состояние инстанции специфической чувствительности к объекту, удовлетворяющий эту потребность. В внешне м среде существуют предметы, специфические свойства которых служат безусловным раздражителем этой специфической чувствительности. Этот раздражитель вызывает ответную реакцию. Главное в инстинкте — определенное отнош ения к внешней среде. Животное не может»выскочить»из этой ситуации. Инстинкт, по мнению. ПЯ. Гальперина, — это такая форма отношения животного к окружающей среде, которая несовместима с общественной организацией совместной жизни людей. В ходе антропогенеза между человеком и его природной средой вклинивается система общественных отношений (приемы общественного воздействия, идеология) и через это происходит с истематичне торможения инстинктивного отношения к предметам, которые удовлетворяют потребности. В результате потребности теряют свой биологический характер и становятся органическими, предметы, удовлетворяющие потребности бу, перестают быть безусловными раздражителями. То, что будет предметом, который будет удовлетворять потребность, зависит от воспитания в определенной среде. Органические потребности не детерминируют ни объекта, ни формы пове. Динка, в то время как биологические потребности определяют тип жизни. Органические потребности не обусловливают его, все зависит от воспитания, как потребность удовлетворяется, любыми способами, выработанными в обществе, дик туеться. Для понимания природы человека, считает. ПЯ. Гальперин, важно то, что у ребенка не существует биологической определенности поведениелогічної визначеності поведінки.

Таким образом, продолжительность детства зависит не от состояния биологической незрелости, а от того, какие требования предъявляет к ребенку общество

Интересные объяснение вопросу о роли незрелости человека даются с позиции зоологии. Швейцарский зоолог. А. Портман среды птиц и млекопитающих выделял две группы: зрилонароджених и незрилонароджених пример не езрилонароджених есть птицы, грызуны (мыши, белки), хищники (собаки, кошки). Они рождаются с закрытыми глазами и закрытым слуховым проходом и не могут самостоятельно передвигаться. Они растут в. ГНИ. ВВИ или пещере и там получают пищу от родителей. Зрилонароджени: утки, гуси, крупный рогатый скот, антилопы и лошади. Уже через несколько часов после рождения они могут самостоятельно двигаться, имеют ор ганы зрения и слуха, которые хорошо функционируют. Детеныш человека. АПортман называет»вторично незрилонародженим»Хотя оно и рождается с развитыми органами чувств, у него вторично развился удлиненный пе период беспомощности. По мнению. АПортмана, это имеет значение для вызревания типично человеческих способностей. Человеческий детеныш называют таким, что сохраняет рефлекс. Робинзона, который остался от обезьян, матери которых ма ли шерсть, и детеныш должно было хвататься и удерживаться на руках матери. Это атавизм, который отмирает очень быстро. Наблюдая за новорожденным, можно увидеть, что даже сосанию ребенок учится. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы (например, уже упомянутый рефлекс. Робинзона,»велосипедные движения»и др.). Однако, они не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, чтобы сфо рмувався акт хватания или ходьба, щоб сформувався акт хапання чи ходьба.

Таким образом, период новорожденности характеризуется радикальными изменениями условий жизни, умноженными на беспомощность ребенка. Это могло бы стать причиной гибели ребенка, если бы не складывалась особая социал льна ситуация ее развития. Это ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым человеком. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация развития должна а установиться. Психологическая единство ребенка и матери появится позже: и единство, существует изначально, инициируется только матерьютір’ю.

В этот период ребенок 80% времени спит, 20% — находится в бодром состоянии, хотя это состояние носит полудремотном характер. Движения новорожденного еще нельзя назвать движениями в собственном смысле слова, это скорее ф физиологические отправления двигательных органов. Поведение, в собственном смысле слова, еще отсутствует. Поведение новорожденного — это движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей жизни. Она имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Без ориентирования. Есть поведения. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицобличчя.

Для психической жизни новорожденного характерны два главных момента — преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Особенностью психической жизни новорожденного в то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто, ни что-то; все раздражители и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем неподживание) в нем непод ильно слиты, ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матеррі.

Новорожденный почти ничем не интересуется, поэтому не имеет смысла ему покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его беспокоит, — от дсутнисть дискомфорта, а в это состояние он попадает довольно часто: до и после кормления, до и после изменения мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он постоянно стремится вернуться в ст ан сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействиивів.

uchebnikirus.com

Развитие ребенка на разных возрастных этапах |

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Период младенчества (первый год жизни)
Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».
Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги
К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. v него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.
Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцнрованны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л. С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.
Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.
Физическое развитие младенца
Время появления Развитие моторики
1 месяц Поднимает подбородок
2 месяца Поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5—6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

Восприятие. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.
Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.
Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.
Движение и действия. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Восприятие и действие ф—та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.
К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.
Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3—4месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3—4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.
После 3—4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7—8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).
Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.
Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая Л. С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.
Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

lenina-44.ru

6 Младенчество

6 Младенчество. Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития младенца. Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни. Взаимосвязь физического и психического развития младенца.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материно кую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настоль ко сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он будет лишен такой цепкости рук.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Действие яркого света – глаза закрывает

Шлепок по переносице — глаза закр.

Хлопок руками возле головы ребенка- глаза закр.

Поворот головы ребенка направо — Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны — Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка — Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка — Пальцы ног сжимаются

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке — Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются

Укол булавкой подошвы — Колено и стопа сгибаются

Поднимаем лежащего животом вниз ребенка — Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы1. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденное. Начинается собственно младенчество.

studfiles.net

Психология младенца

Содержание:

Введение……………………………………………………….…………………..3

1.Симптомы кризиса новорожденности………………………………………….4

2.Социальная ситуация развития младенца……………………………….…….8

3.Новообразования младенческого возраста…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………………….19

Введение.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособится к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни.

Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком, открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом. Он вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами.

Целью исследования является психология младенчества.

Объектом исследования является ребенок младенческого возраста. Предметом исследования является психология ребенка младенческого возраста.

1.Симптомы кризиса новорожденности.

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действия другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы – это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности. Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование. Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить. На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.

Переживания человека во время собственного рождения детально исследованы и описаны психологом Станиславом Грофом.

Каждое напряжение матки сжимает 3-4-килограммовое тело ребенка с силой приблизительно 50-60 кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности. Вскоре, когда выход уже есть, он безудержно рвётся вперед, к цели, толкаясь ножками и вкручиваясь головой и телом в мамин таз и родовые пути. Теперь малышу известно, что такое борьба и титанические усилия ради жизни. Тяжелый, без преувеличений, путь должен закончиться возле материнской груди за первой самостоятельной трапезой. Последние впечатления, которые остаются с человеком после родов, – всеобъемлющая радость победы, счастья, ощущения своей значимости и силы.

Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. В идеальном случае впечатления родов формируют в психике человека эффективную жизненную стратегию: трудности – действия – результат. С такими первыми знаниями о мире, малыш начинает адаптироваться к принципиально новым условиям существования, которые одномоментно появились после рождения. Но бывает так, что роды проходят не наилучшим образом. В таком случае нагрузки на организм и психику малыша усиливается, превышают норму показатели гормонов стресса, снижается адаптативность, что существенно углубляет кризис новорожденности.

Кризис новорожденности рассматривается в двух аспектах: физиологическом и психологическом. На уровне физиологии организм новорожденного должен адаптироваться к сухопутному способу существования, к гравитации; начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.

Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой. Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему. А к ним еще добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки.

Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. На помощь новорожденному приходят многочисленные рефлексы, которые обусловливают важные для выживания реакции.
Некоторые рефлексы являются актуальными для современного новорожденного, например, сосание и глотание, рефлекс «пищевое сосредоточение», отдергивание головы при попытке перекрыть носовое дыхание, шаговый рефлекс, который помогает ребенку при рождении.
Также у малыша есть рефлексы, которые считаются атавистическими: рефлекс Робинзона, выброс рук и ног и сжимание пальцев при резком движении тела и тому подобное. Однако эти рефлексы не становятся основой для формирования человеческого поведения, они лишь помогают адаптироваться. Формирование сугубо человеческих проявлений обусловливается исключительно социальной ситуацией развития ребенка. Человеческий ребенок чрезвычайно выно

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *