Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают – Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают

Содержание

Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают — Детишки и их проблемы

Появившийся на свет малыш должен в течение короткого времени приспособиться с новым условиям жизни. Некоторые органы и системы его организма еще не готовы к полноценной работе, поэтому новорожденный переживает ряд так называемых транзиторных (переходных) состояний, внешние проявления которых могут вызывать тревогу. Важно отличать такие состояния от патологий, при которых ребенок нуждается в немедленной медицинской помощи.

Источник: depositphotos.com

Содержание статьи:

Физиологическая потеря веса

В процессе рождения малыш расходует энергию. Кроме того, стрессовая ситуация вызывает усиленное выведение жидкости из организма. Это происходит на фоне ограниченного поступления воды и питательных веществ, так как в первые дни жизни ребенок ест не слишком активно, да и молока у молодой мамы, как правило, в данный период немного. Новорожденный использует резервы, что приводит к уменьшению подкожных жировых отложений и потере веса. Нормальным считается снижение на массы тела на 6-7% в течение 10 суток для доношенного и 14 суток для недоношенного младенца. Впоследствии потери быстро восполняются.

Когда у новорожденного не происходит физиологического снижения веса, это свидетельствует о задержке воды, связанной, как правило, с нарушением функций мочевыводящей системы.

Транзиторная лихорадка

Кожа новорожденного пронизана кровеносными сосудами, но потовые железы работают недостаточно интенсивно. Центр терморегуляции, расположенный в мозгу, тоже еще не умеет справляться с внешними тепловыми воздействиями. Поэтому ребенок легко может переохладиться или перегреться. Педиатры считают, что температура воздуха в помещении, где находится младенец, не должна превышать 22 °С (24 °С – для недоношенного малыша), но на деле микроклимат обычно подбирается индивидуально.

У многих новорожденных наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, которая проявляется незначительным повышением температуры тела (до 37 °С). В норме такие симптомы быстро проходят сами, не отражаясь на состоянии ребенка.

Половой криз

В организме новорожденного происходят процессы, вызванные половыми гормонами матери. Нередко наблюдаются:

  • нагрубание и увеличение молочных желез, в отдельных случаях сопровождающиеся выделением молозива из сосков. Подобное бывает и у девочек, и у мальчиков. Названные проявления не отражаются на состоянии ребенка – в отличие от мастита новорожденных, при котором резко повышается температура тела;
  • кровянистые выделения из влагалища. Иногда наблюдаются у девочек 2-3-го дня жизни, как правило, заканчиваются в течение 3-5 дней;
  • транзиторный десквамативный вульвовагинит – обильные выделения слизи из половых путей у девочек. Не причиняют ребенку беспокойства и прекращаются через 3-4 недели.

Симптомы полового криза не требуют медицинского вмешательства и проходят бесследно.

Транзиторная диспепсия

Пищеварительной системе малыша необходимо приспособиться к новому способу питания. В первые часы и дни после рождения его кишечник заселяется микрофлорой, которая передается от матери. В организм, наряду с полезными бактериями и грибками, попадают патогенные формы; различные группы микроорганизмов начинают конкурировать между собой.

В первую неделю жизни у здорового малыша стул обычно меняется: пастообразный темно-зеленый (меконий) превращается в нормальный, обладающий буроватым цветом и полужидкой консистенцией. Если ребенок недоношен или ослаблен, у него может развиться диспепсия, вызванная патогенными микроорганизмами. В этом случае требуется лечение.

Мочекислый инфаркт

Изменения обмена веществ новорожденного приводят к уменьшению количества отделяемой мочи и повышению в ней концентрации солей. В переходном состоянии моча малыша может изменить цвет, стать мутной. На пеленках ребенка при этом появляются пятна темно-желтого или кирпичного цвета.

В норме выделительная система быстро приспосабливается, все симптомы исчезают. Если они сохраняются дольше 12–18 часов, это признак дефицита жидкости в организме малыша. Обычно проблему удается решить, допаивая ребенка водой, но обращение к врачу в такой ситуации будет нелишним.

Транзиторный иммунодефицит

Ребенок появляется на свет стерильным. Сразу после рождения слизистые оболочки его дыхательных путей, половых органов и желудочно-кишечного тракта заселяются микрофлорой. Незрелая защитная система при этом подвергается огромной нагрузке. Данное состояние называется транзиторным иммунодефицитом.

В указанный период высок риск инфицирования младенца контактирующими с ним людьми. Особого внимания требует пупочная ранка, поскольку она представляет собой входные ворота инфекции. Если ранка плохо заживает, мокнет, кожа вокруг нее краснеет, нужно немедленно обратиться к врачу.

Переходные состояния кожи

Кожа новорожденного еще не вполне готова к воздействию факторов внешней среды. В процессе адаптации покровов могут возникать следующие переходные состояния:

  • простая эритема. Привыкание кожи к контакту с воздухом проявляется покраснением, которое наблюдается в первые 6-12 часов жизни малыша и проходит приблизительно в течение недели;
  • шелушение. Как правило, наблюдается у переношенных детей (более 42 недель вынашивания) и проходит самостоятельно через 1-2 недели. Иногда рекомендуют смазывать кожные складки миндальным маслом, чтобы избежать появления трещин;
  • токсическая эритема – характерные пятна диаметром около 1 см с желтоватым уплотнением в центре располагаются на груди ребенка, вокруг суставов рук и ног. Появляются в первый день жизни, исчезают через 3-4 дня;
  • милиа – беловатые узелки, появляющиеся на лбу и крыльях носа младенца в результате временной закупорки протоков сальных желез. Самостоятельно проходят в течение первых 2 недель жизни;
  • «монгольские пятна» – участки кожи на спине, ягодицах и плечах голубоватого или бледно-серого оттенка, наблюдающиеся почти у всех детей негроидной или монголоидной расы. Нередко встречаются они и у новорожденных со смуглой кожей и темными волосами;
  • «пятна аиста» – участки кожи на затылке, веках или лбу оранжево-розового цвета. Появляются в первые дни жизни, в течение 1-1,5 лет постепенно светлеют и делаются незаметными.

Все описанные состояния кожи нормальны, врачебного вмешательства не требуют.

Физиологическая желтуха

У некоторых новорожденных развивается так называемая физиологическая желтуха. Она возникает вследствие повышенного содержания в крови билирубина (продукта распада гемоглобина). Дело в том, что гемоглобин младенца не похож на гемоглобин взрослого человека. Замещение одного вида красного пигмента другим сопровождается активным разрушением эритроцитов и усиленной работой печени, которая должна вывести образующийся при этом билирубин из организма.

Физиологическая желтуха проявляется окрашиванием слизистых оболочек, кожи и белков глаз (склер) ребенка в желтоватый цвет. В норме это состояние характеризуется следующими параметрами:

  • желтоватое окрашивание возникает на 2-3-й день жизни и достигает максимальной интенсивности на 4-5-й день;
  • у доношенного новорожденного желтуха исчезает через 1,5 недели, а у недоношенного может продержаться до 3 недель;
  • прокрашивание начинается с лица и распространяется на тело;
  • общее состояние не вызывает опасений.

Так происходит, если печень малыша работает нормально. О наличии нарушений могут свидетельствовать следующие признаки:

  • появление желтухи в первые часы после рождения;
  • распространение окрашивания на голени, стопы и кисти рук;
  • сохранение желтушности дольше 2 недель;
  • обесцвеченный стул;
  • беспокойство ребенка во время кормления или отказ от еды;
  • появление отеков;
  • вялость, слабость, слишком длительный сон;
  • пронзительный плач;
  • осиплость голоса;
  • дрожь, лихорадочное состояние.

Высокая концентрация билирубина в крови может негативно отразиться на нервной системе, поэтому при наличии тревожных признаков ребенка необходимо показать врачу.

Особенностью функционирования организма новорожденного является стремительное развитие любого болезненного процесса. Важно понимать, что напрасный вызов врача, вызванный неумением взрослых отличить норму от патологии, все же предпочтительнее промедления, которое может оказаться опасным.

Видео с YouTube по теме статьи:

Source: www.neboleem.net

detki.shukshin-net.ru

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Ириной Беляевой, д. м. н., зав. отделением для недоношенных детей НЦЗД РАМН.

Новорождённый малыш от природы вооружён целым комплексом врождённых рефлексов. Они помогают быстро адаптироваться к новым условиям жизни вне материнской утробы. Проверяя их, можно оценивать развитие нервной системы ребёнка и своевременно сглаживать выявленные нарушения путём устранения сбоев.

Нам кажется, что новорождённый ребенок совсем беспомощен. Но это неправда. Вот он только родился, а уже ищет грудь мамы. И как только захватит сосок, он начинает активно высасывать молоко. Поэтому «добыть» еду ему точно под силу. Но это только один из многих жизненно важных навыков.

О природе врождённых рефлексов

Врождённые рефлексы достались нам в результате эволюции от далёких предков. Их закладка происходит на начальном этапе внутриутробного развития, а проявляться они начинают в первые часы, дни и недели после появления на свет.

Все врождённые рефлексы относятся к безусловным. Это значит, что они возникают независимо от нас, и контролировать их осознанно мы не можем. Это же непроизвольные реакции нервной системы в ответ на внешнее или внутреннее раздражение.

Врождённые рефлексы регулируются средним мозгом, который развивается самым первым. К моменту активного развития коры головного мозга, состоящей из более совершенного серого вещества, большая доля нервной системы переходит под её контроль. Тогда врождённые рефлексы замещаются условными. Причём большая часть непроизвольных реакций угасает в первый год жизни младенца.

Задания для проверки рефлексов

Зная, когда должны проявляться и угасать врождённые рефлексы, родители могут проверять, нормально ли развивается нервная система малыша. А при любых отклонениях от нормы они должны обращаться к врачу.

Чтобы проявления рефлексов были яркими, их проверку нужно проводить при определённых условиях. Сытый малыш будет реагировать на раздражения вяло, если малыш голоден, то более энергично. Поэтому после кормления тесты лучше отложить на 30 минут. Важно, чтобы в помещении было естественное освещение, а температура в нём была в диапазоне 22–24 градусов.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Оральные рефлексы — самые важные из всех врождённых навыков. Они проявляются при раздражении губ младенца. И именно благодаря им малыш «находит» пищу и съедает её. Они включают в себя четыре безусловных рефлекса:

  • Сосательный. Если новорождённому предложить грудь, он сразу начнёт её сосать. Так же он поступит со своим или чужим пальцем, игрушкой или пустышкой. Такой рефлекс возникает в первые часы жизни младенца и угасает в среднем к году-полутора;
  • Хоботковый. Если быстро, но легко коснуться губ малыша пальцем или соской, то его губки выпятятся, формируя трубочку (хоботок). Эта реакция возникает в первые часы после появления на свет и проходит к 2–3 месяцам;
  • Поисковый. Нежно погладьте ребёнку уголок рта или дотроньтесь соской до его щёчки неподалёку от губ. Малыш тут же повернёт голову в ту сторону, с которой он почувствовал раздражение. Если же слегка надавить пустышкой на середину нижней губы, то младенец раскроет рот, согнёт шею и попытается захватить соску ртом. Проявление этого рефлекса говорит о том, что глубокие структуры головного мозга крохи развиты гармонично. Навык помогает формировать мимические реакции. Он появляется в первые сутки после рождения и исчезает к 3–4 месяцам;
  • Ладонно-ротовой. Если положить младенца на спинку, взять его руку и немного надавить пальцем на середину его ладошки, то он раскроет рот и наклонит голову вперёд. Точно так же малыш должен реагировать, если воздействовать на другую ручку. Этот рефлекс участвует в формировании осознанных движений рук и рта, которыми в ближайшее время ребёнок начнёт изучать окружающий мир. Навык возникает в первые 2–3 суток после рождения и исчезает примерно к 3 месяцам.

Это интересно! Сосательный навык начинает угасать примерно в 12 месяцев, а полностью пропадает в 1,5–2 года. Специалисты считают, что этим природа сама определила наилучший срок для завершения ГВ.

Спинальные рефлексы — это двигательные непроизвольные реакции, которые регулируются спинным мозгом. Благодаря им наше тело принимает различные позы и передвигается в пространстве. Врач судит о двигательной активности малыша, оценивая силу проявления следующих рефлексов:

  • Хватательный. Вложите в ладошку младенца небольшой предмет (платочек, игрушку или пустышку), и он тут же сожмёт её в кулачок. Такой захват может быть настолько крепким, что если малыш схватится за мамины или папины пальцы, то его можно будет поднять. Такой рефлекс участвует в развитии речи и мелкой моторики. Он возникает в первую неделю после появления на свет и угасает к 3–4 месяцам;
  • Рефлекс ползания. Если положить ребёнка на живот и коснуться ладонями его подошв, то он тут же начнёт отталкиваться от опоры, продвигаясь вперёд. Этот навык заставляет работать все отделы головного мозга и отвечает за развитие согласованности движений. Он появляется на 3–4 сутки после рождения, а осознанно «ползать» детки начинают после 3–4 месяцев;
  • Рефлекс Галанта. Если положить малыша на живот и провести пальцами вдоль позвоночного столба сверху вниз, отступив от него в левую сторону на 1 см, то он выгнет спинку в правую сторону. Если проделать это же с правой стороны, то ребёнок выгнет спину в левую сторону. Такой навык подготавливает нервную систему к осознанной согласованности движений и связывает работу обоих полушарий головного мозга. Рефлекс начинает проявляться на 5-м или 6-м дне жизни и угасает в 3–4 месяца;
  • Защитный. Положите ребёнка на живот. Он приподнимет голову или повернёт её в сторону. С помощью защитного рефлекса малыш принимает удобное для дыхания положение тела, рук, ног и головы. При родах такой навык не даёт младенцу захлебнуться. Проявляется он сразу после появления на свет и исчезает примерно в 1,5 месяца;
  • Рефлекс Переса. Положив кроху на живот, проведите, слегка надавливая пальцем на позвонки, по позвоночному столбу снизу вверх. Ребёнок должен поднять таз и голову, прогнуть спинку и согнуть ноги в коленях. От этого малыш иногда кричит, какает или писает. Такая безусловная реакция малыша позволяет врачу судить о работе спинного мозга. Она начинает проявляться в первую неделю после рождения, а проходит в 3–4 месяца;
  • Рефлекс Моро. Его можно проверить по-разному. Обычно это делают так: малыша кладут спинкой вниз на твёрдую поверхность (например, стол). Если ударить по этой поверхности, отступив от головки вправо или влево на 15 см, то младенец сначала разведёт руки в стороны, разжав кулачки, и выпрямит ножки, которые до этого были согнутыми. Через 2 или 3 секунды малыш возвращает руки в исходное положение или начинает себя ими обнимать. Не страшно, если 1 и 2 фазы навыка проявляются с разной силой — это норма. Рефлекс проявляется в первые сутки после рождения и исчезает к 4–5 месяцам;
  • Подошвенный. Если надавить на основание среднего или большого пальца стопы, то малыш тут же прижмёт все пальчики. Если же от пятки провести по наружному краю стопы, то большой пальчик разогнётся, а другие образуют веер. Такой навык подготавливает нервную систему для осознанного движения пальцами ног. Он возникает в первые дни после появления на свет и пропадает примерно в 12–14 месяцев;
  • Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поднимите малыша руками за подмышки, повернув его лицом к себе и придерживая пальцами его головку. Если его поставить на пол, он будет опираться на стопы. А если при этом наклонить вперёд, то он начнёт перебирать ножками («ходить»). Не страшно, если ноги крохи перекрещиваются — это нормально до полутора месяцев. Рефлекс, подготавливающий ребёнка к настоящей ходьбе, возникает в первые недели после рождения и проходит примерно в 3 месяца.

Внимание! Некоторые родители с энтузиазмом приучают малышей «стоять» на маминых или папиных ладонях или «ходить по столу». Но во время таких тренировок неразвитый костный аппарат младенца испытывает чрезмерные нагрузки. Это может стать причиной нарушенного развития опорно-двигательной системы (формирования косолапости или неправильной осанки).

Шейно-тонические рефлексы — это рефлексы, отвечающие за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Благодаря им можно проверить тонус крохи и выяснить, нормально ли развивается средний и продолговатый мозг. Выделяют три шейно-тонических рефлекса:

  • Асимметричный. Аккуратно поверните головку малыша вправо. В ответ он согнёт левые ножку и ручку, а правые ручка и ножка разогнутся. Благодаря этому навыку ребёнок в первые месяцы жизни «находит» и рассматривает свои ручки, согласовывает работу зрительного аппарата и мозга, помогает развиваться вестибулярной системе. Рефлекс проявляется в течение первых дней жизни младенца и исчезает в 3–4 месяца;
  • Симметричный. Наклоните головку крохи так, чтобы подбородок достал до груди. Тогда его ноги разогнутся, но согнутся руки. Если же голову вернуть в исходное положение, то ножки сгибаются, а ручки разгибаются. Рефлекс готовит младенца к осознанному ползанию. Он возникает в первые сутки после рождения и пропадает в 3 или 4 месяца;
  • Лабиринтный. Если положить ребёнка на живот, он прижмёт голову к груди или запрокинет её назад. Спину выгнет, а ручки прижмёт к груди, сжав пальчики в кулак. Ножки согнёт в коленах и прижмёт к животику. Если оставить его в таком положении, то через несколько минут малыш начинает делать плавательные движения, которые потом переключаются на спонтанное ползание. Навык тренирует мышцы крохи, подготавливая его к будущей ходьбе. Он проявляется впервые дни жизни и угасает в 4 месяца.

Развитие малыша под наблюдением врача

Врождённые рефлексы врач обязательно проверяет во время каждого приёма. Оценка степени проявления навыков позволяет судить о развитии центральной нервной системы и своевременно выявлять отклонения от нормы. Насторожить должны слишком слабые или слишком сильные безусловные реакции крохи, а также асимметричный ответ на раздражение.

Нарушения в развитии нервной системы чаще всего выявляют у недоношенных детей, а также малышей, перенёсших родовую травму, гипоксию или асфиксию, инфекцию во время внутриутробного развития. Группу риска также представляют малыши с генетическими патологиями (фенилкетонурией, миопатией и пр.). У деток, болевших чем-либо в первые недели после рождения, рефлексы выражаются слабо. К снижению активности нервной системы в таком возрасте приводит любой сбой в организме.

При слабых проявлениях врождённых рефлексов малыша показывают неврологу, который назначает лечение. Обычно оно включает лечебную гимнастику и массаж. Если нужно, то врач назначает ноотропы (средства для нормализации деятельности мозга). Похожее лечение необходимо, если у крохи безусловные реакции долго не угасают.

Читаем также:

Осмотр невролога

https://www.youtube.com/watch?v=pw5gJoZXI60

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Психология младенца

Содержание:

Введение……………………………………………………….…………………..3

1.Симптомы кризиса новорожденности………………………………………….4

2.Социальная ситуация развития младенца……………………………….…….8

3.Новообразования младенческого возраста…………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………………….19

Введение.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери.

Жизнь новорождённого зависит от того, как он сможет адаптироваться к новым условиям среды. Новорождённый изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособится к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорождённого, прежде всего, зависит от того, как его организм сможет адаптироваться к новым условиям жизни.

Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребёнок быстро развивается в подвижное, весёлое дитя. Он быстро устанавливает контакт с взрослым человеком, открывает зрительно свои руки, учится хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом. Он вступает в отношения с матерью и другими близкими взрослыми. Маленький ребёнок также испытывает тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребёнком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими способами.

Целью исследования является психология младенчества.

Объектом исследования является ребенок младенческого возраста. Предметом исследования является психология ребенка младенческого возраста.

1.Симптомы кризиса новорожденности.

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Но вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что у новорожденного ребенка еще отсутствует психическая жизнь, и крик новорожденного есть переход к новой форме дыхания. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действия другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. (Инстинктивные системы – это такие системы, в которых известный раздражитель вызывает заранее заданные формы поведения). К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности. Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование. Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить. На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.

Переживания человека во время собственного рождения детально исследованы и описаны психологом Станиславом Грофом.

Каждое напряжение матки сжимает 3-4-килограммовое тело ребенка с силой приблизительно 50-60 кг и принуждает его задерживать дыхание почти на минуту. После комфортной и беззаботной внутриутробной жизни, человек получает первый опыт страха и безвыходности. Вскоре, когда выход уже есть, он безудержно рвётся вперед, к цели, толкаясь ножками и вкручиваясь головой и телом в мамин таз и родовые пути. Теперь малышу известно, что такое борьба и титанические усилия ради жизни. Тяжелый, без преувеличений, путь должен закончиться возле материнской груди за первой самостоятельной трапезой. Последние впечатления, которые остаются с человеком после родов, – всеобъемлющая радость победы, счастья, ощущения своей значимости и силы.

Опыт рождения не осознается человеком, но остается с ним на всю жизнь. В идеальном случае впечатления родов формируют в психике человека эффективную жизненную стратегию: трудности – действия – результат. С такими первыми знаниями о мире, малыш начинает адаптироваться к принципиально новым условиям существования, которые одномоментно появились после рождения. Но бывает так, что роды проходят не наилучшим образом. В таком случае нагрузки на организм и психику малыша усиливается, превышают норму показатели гормонов стресса, снижается адаптативность, что существенно углубляет кризис новорожденности.

Кризис новорожденности рассматривается в двух аспектах: физиологическом и психологическом. На уровне физиологии организм новорожденного должен адаптироваться к сухопутному способу существования, к гравитации; начать самостоятельно дышать и непрерывно обеспечивать обмен кислорода и углерода; приспособиться к колеблющимся температурам; научиться сосать грудь, переваривать и усваивать еду новым путем. Должны заработать на полную мощность кишечник, почки, иммунная система.

Огромную нагрузку получает нервная система – посредник между физиологией и психикой. Ребенок из темноты попадает в яркий свет, наполненный разнообразием цветов и форм, и, хотя достаточно плохое зрение ограничивает количество впечатлений, все-таки информация от зрительного канала переполняет нервную систему. А к ним еще добавляются слуховые впечатления – тишина с резкими и громкими звуками вместо постоянного глухого шума, который сопровождал его всю жизнь внутри материнского тела. А еще тактильные ощущения – их огромное количество по сравнению с лишь двумя внутриутробными – водами и стенками матки.

Приспособление к новым условиям существования требует от человека мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. На помощь новорожденному приходят многочисленные рефлексы, которые обусловливают важные для выживания реакции.
Некоторые рефлексы являются актуальными для современного новорожденного, например, сосание и глотание, рефлекс «пищевое сосредоточение», отдергивание головы при попытке перекрыть носовое дыхание, шаговый рефлекс, который помогает ребенку при рождении.
Также у малыша есть рефлексы, которые считаются атавистическими: рефлекс Робинзона, выброс рук и ног и сжимание пальцев при резком движении тела и тому подобное. Однако эти рефлексы не становятся основой для формирования человеческого поведения, они лишь помогают адаптироваться. Формирование сугубо человеческих проявлений обусловливается исключительно социальной ситуацией развития ребенка. Человеческий ребенок чрезвычайно вынослив, но его возможностей недостаточно, чтобы существовать без взрослого. Первое время малыш целиком зависит от взрослого, который обеспечивает его потребности в питании, в тепле, безопасности, гигиене, движении и т.д. С другой стороны, новорожденный еще не владеет языком, который существенно снижает возможности общаться. Такое противоречие – полная зависимость при невозможности себя выразить понятным для окружающих способом – становится основой, движущей силой развития ребенка в течение всего периода младенчества.

Некоторое время после рождения малыш почти все время спит; глубокий сон часто изменяется дремотой, «быстрым» сном, даже периоды активности более похожи на полудремоту. Он еще не различает свои ощущения, которые неразрывно совмещены с эмоциями. Миелинизация нервных волокон еще не завершена, потому возбуждение от любого раздражителя разливается по всей коре. В это время для малыша очень важны новые впечатления – именно они способствуют миелинизации мозга и специализации его клеток. Дозревание мозга происходит благодаря активному функционированию анализаторов. На этой основе начинают возникать условные рефлексы. Одним из таких рефлексов является ориентировочный рефлекс. Он заключается в том, что ребенок замирает, прислушиваясь или присматриваясь к чему-то, у него появляется зрительное и аудиальное сосредоточение.

mirznanii.com

Период новорождённости | Sherbakova.com

Процесс рождения – переломный момент в жизни ребёнка. Он физически отделяется от матери и попадает в совершенно новые условия, к которым нужно приспособиться. Это температура, освещённость, другая воздушная среда, другой способ питания. Что помогает новорождённому приспособиться к новым условиям?

Общая характеристика новорождённости

К температурным перепадам, новому освещению, к смене дыхания и питания помогут приспособиться наследственные механизмы ребёнка – безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс – генетически обусловленная форма реагирования на внешние раздражители, являющиеся биологически значимыми.

Это система пищевых, ориентировочных и защитных рефлексов. Когда прикасаются к углам губ или языку, срабатывает сосательный рефлекс. Эта реакция называется «пищевым сосредоточением» , потому что младенец полностью сосредоточен на сосании.

Среди безусловных рефлексов активно выделяются защитные и ориентировочные. Если включить яркий свет или хлопнуть ладошками возле головы, глаза малыша закрываются. При нажатии на ладонь или стопу, пальцы ребёнка сжимаются. Если поднять лежащего животом вниз малыша, то он попытается поднять голову и вытянуть ножки.

Первые условные рефлексы появятся к концу первого месяца.

Условный рефлекс – сформированная в эксперименте реакция живого существа на биологически нейтральные стимулы.

Когда мать, взяв малыша на руки, начинает приготовления к кормлению грудью, у него появляются сосательные движения. Или, если ребёнка напугали звуком какого-то предмета, он будет впоследствии испытывать страх, услышав этот звук вновь.

Развитие психической жизни новорожденного связано в основном с подкорковыми центрами и ещё не зрелой корой, так как мозг ещё не сформирован и находится на стадии своего развития. Ощущения младенца тесно слиты с эмоциями.

На 2 – 4 неделе появляется слуховое сосредоточение, а на 3 – 5 –зрительное. Ребёнок реагирует на источник звука и недолго задерживает взгляд на ярком предмете. Основное время суток он проводит во сне, чередуя с краткими периодами бодрствования.

К концу первого месяца жизни новорождённый начинает узнавать мать, реагирует на её присутствие улыбкой и активными движениями рук и ног. Устанавливаются новые эмоциональные связи. Такая активная эмоциональная реакция называется «комплексом оживления» , который включает в себя первую потребность в общении. Появление потребности в общении означает, что в психическом развитии ребёнок переходит от этапа новорождённости к младенчеству.

В наш мир новорождённый приходит абсолютно беззащитным и беспомощным. Он отделяется от матери физически, но биологически тесно связан с ней. Все потребности ребёнка: кормление, купание, переодевание, перемещение, общение, забота о здоровье выполняет мать или другие близкие люди. Маленький человек находится в полной зависимости от взрослых. Период рождения ребёнка психологи называют «кризисом новорождённости» .

 

sherbakova.com

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

 

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

 

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

 

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

 

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

 

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

 

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

 

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

 

studfile.net

6 Младенчество

6 Младенчество. Новорожденность. Предпосылки и условия психического развития младенца. Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни. Взаимосвязь физического и психического развития младенца.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это прежде всего система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материно кую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настоль ко сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он будет лишен такой цепкости рук.

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители

Действие яркого света – глаза закрывает

Шлепок по переносице — глаза закр.

Хлопок руками возле головы ребенка- глаза закр.

Поворот головы ребенка направо — Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

Разведение локтей в стороны — Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка — Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка — Пальцы ног сжимаются

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке — Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются

Укол булавкой подошвы — Колено и стопа сгибаются

Поднимаем лежащего животом вниз ребенка — Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы1. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений».

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он снова испытывает чувство страха.

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2—3-й неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на 3—4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3—5-й неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденное. Начинается собственно младенчество.

studfile.net

Рефлексы новорожденного. Условные и безусловные.

Понимание того, какие рефлексы присущи новорожденному с первых минут жизни, помогает маме лучше приспособиться к его потребностям и различать всю палитру эмоций ребенка.

Рефлексы новорожденного разделяют на условные и безусловные. Для выражения первых не требуется никакого времени или даже элементарного обучения: малыш с первых секунд после рождения дышит, может хватать маму ладошкой за палец, сосать грудь. Иными словами, делать все необходимое для поддержания собственной жизнедеятельности. Ведь, несмотря на кажущуюся хрупкость новорожденного, рефлексы способны обеспечить ему большую силу для того, чтобы жить.

Рефлексы новорожденного ребенка.

Первый месяц жизни, который в педиатрии называется периодом новорожденности, является сложным и в то же время самым познавательным для малыша. Рефлексы новорожденного ребенка помогают ему без особых усилий осваивать мир и приспосабливаться к нему. На смену некоторым безусловным рефлексам приходят условные, которые базируются на пережитом младенцем опыте.

Безусловные рефлексы новорожденных.

К основным безусловным рефлексам относятся:

Защитный рефлекс. Ребенок рефлекторно поворачивает головку в сторону, если положить его на живот. Этот рефлекс развит у всех детей, центральная нервная система которых не повреждена.

Рефлекс опоры и автоматическая походка. Когда поставить малыша ножками на плоскую поверхность, поддерживая его плечики, он будет опираться на стопы, несмотря на то, что самостоятельно стоять еще не сможет. Если же потянуть плечики вперед, ребенок будет делать шаги, хотя ножки периодически будут перекрещиваться.

Рефлекс ползания. Впервые ярко выражается приблизительно на четвертый день жизни. А именно в позе лежа на животе: на спине и боку рефлекс действовать не будет. Движения малыша, когда он отталкивается нижними конечностями от поверхности, называют спонтанным ползаньем. Особенно оно проявляется, если подложить под ступни новорожденного ладонь. У здоровых детей этот рефлекс исчезает где-то на 4-м месяце. Он нужен малышу лишь как переходной способ передвижения, до тех пор, пока не научится ходить.

Хватательный рефлекс. Проявляется он в том, что новорожденный обхватывает палец мамы (или другого человека), если надавить ему на ладошку. Сила обхвата настолько сильная, что ребенка можно даже приподнять на пальце. Это явление называют также рефлексом Робинзона.

Корень этого приспособления кроется в необходимости наших предков — обезьян — удерживаться на шерсти матери самостоятельно с помощью собственных кистей.

Так же и с пальчиками ножек: после надавливания на подушечку стопы пальцы сгибаются. Так называемый рефлекс Бабинского, наоборот, говорит о расхождении пальчиков веером вследствие тыльного сгибания стопы.

Этот рефлекс, как и предыдущий, проявляется у деток только до 4-5 месяцев, после чего трансформируется в произвольное захватывание предметов, которое затем переходит в осознанное, чему способствуют развивающие игры.

Часто можно наблюдать проявления рефлекса Моро: когда малыш лежит на спине, и его ножки приподнимают, он разводит ручки в стороны и через пару секунд возвращает их в прежнее положение. То же самое произойдет, если легонько ударить по постели в 15 см от головки малыша.

С 5-6-го. дня жизни развивается рефлекс Галанта. Он означает, что при раздражении кожи вдоль позвоночника спинка малыша выгибается дугой, как бы избегая неприятного ощущения.

А рефлекс Переса, например, означает, что проведение рукой по позвоночнику с легкими нажатиями вызывает у малыша отрицательные эмоции: он может плакать, кричать и извиваться.

Вышеприведенные безусловные рефлексы касались опорно-двигательного аппарата новорожденного. Кроме них есть оральные рефлексы, которые играют не менее важную роль в жизни малыша.

Хоботковый рефлекс. При легком ударе по губкам, они выпячиваются вперед. Поисковый рефлекс. Поглаживание губы ведет к открытию рта, опусканию нижней губы и поворачиванию головы к раздражителю. В зависимости от места нажатия на губку рефлекс будет проявляться в разных вариациях, но цель его одна: найти грудь матери.

Ладонно-ротовой рефлекс. Если нажать на середину обеих ладошек малыша, он откроет ротик и согнет головку.
Очень важен в жизни младенца сосательный рефлекс, о котором отдельно будет расписано ниже.

Безусловные рефлексы новорожденных нужно хорошо знать всем родителям, ведь понимание многих деталей обезопасит малыша от неосторожных действий самых близких людей.

Условные рефлексы новорожденных.

Первые месяцы жизни центральная нервная система ребенка быстро утомляется, поэтому малыш почти все время спит: так его организм отдыхает от внешних раздражителей. В этот период кора головного мозга новорожденного не является достаточно зрелой для того, чтобы обеспечивать выработку условных рефлексов.

Самые простые из них можно наблюдать не ранее, чем на 2-3 неделе жизни. Первым проявляется вестибулярный рефлекс в качестве реакции на покачивания.
Условные рефлексы более сложного типа появляются у новорожденных только к четвертому месяцу.

Родители должны обратить внимание, что развитие условных рефлексов у младенца зависит не только от возраста, но и от состояния органов чувств: глаз, ушей, органов обоняния, осязания, вкуса. Рефлекс—это непосредственная физиологическая реакция на раздражающие факторы внешнего мира, и если ребенок лишен возможности чувствовать одних из его элементов, развитие рефлексов будет соответствующим.

Сосательный рефлекс у новорожденных.

Всем известно, что каждый новорожденный может сосать грудь матери или соску без какого-либо обучения или привыкания и полностью самостоятельно, то есть рефлекторно.

Сосательный рефлекс, пожалуй, самый важный для выживания новорожденного. Поэтому наблюдается он уже с первых часов жизни. Он более ярко выражен, когда малыш голоден, и после кормления на время угасает.

Любопытно, что процесс сосания успокаивает малыша. Объясняется это просто: он знает, что имеет доступ к еде, и к тому же рядом есть мама, которая защитит от всех невзгод и трудностей этого мира.
Сосательный рефлекс у новорожденного ослабевает к годику и полностью исчезает к 3-4 годам.

utro-zhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *