Плавание грудничков – видео, рекомендации по плаванию новорожденных
Плавание новорожденных – когда и как начинать занятия с малышом в воде?
Автор статьи
Екатерина Морозова
Время на чтение: 11 минут
АА
Держаться на воде – это полезное умение для каждого человека. Поэтому многие современные родители стремятся научить малыша плавать еще в первые месяцы жизни. В связи с этим у них возникает много вопросов «Не вредно ли это для ребенка? С какого возраста лучше начинать ребенка плавать? Где лучше это делать» и т.п. Именно на них мы и постараемся вам сегодня ответить.
Читайте также: Как выбрать детский бассейн для ребенка.
Содержание статьи:
Польза плавания новорожденных
Плавание новорожденных – это не просто обучение малыша держаться на воде. Этот процесс даже обучением называть сложно, поскольку применять это слово к детям до года неправильно.
Видео: Грудничковое плавание в домашней ванне
На вопрос «Полезно плавание новорожденным или нет?» существуют разные ответы. Старшее поколение твердит, что этого делать нельзя. «Бассейны грязные, из-за чего будет обостряться атипический дерматит. И вообще — не стоит маленького ребенка окунать в бассейн и заставлять надолго задерживать дыхание.»
- Оно способствует правильному физическому развитию ребенка. Дети, с которыми занимались плаванием в грудном возрасте, в 2 раза меньше страдают простудными заболеваниями. Такие малыши начинают ползать и ходить раньше. Многие специалисты утверждают, что занятие плаванием с малышами до 6 месяцев способствует укреплению иммунитета, избавлению от мышечного гипотонуса, гипертонуса, проявлений рахита, анемии.
- Регулярное плавание новорожденных способствует развитию механизма поддерживания постоянной температуры тела. Благодаря этому ребенок будет не так восприимчив к резкому изменению внешней среды, и поэтому будет реже болеть.
- Плавание способствует повышению уровня гемоглобина, поскольку во время занятий в воде у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, происходит дополнительный выброс эритроцитов в кровь.
- Плавание укрепляет легкие и сердце
- Плавание способствует правильному формированию осанки. Поскольку в воде работают все группы мышц, а суставы и позвоночник «разгружены». Регулярные занятия плаваньем способствуют формированию крепкого мышечного корсета для сводов и позвоночника.
- Ребенок учится не бояться воды.
- Занятие плаванием с родителями укрепляет эмоциональную связь, налаживает тесные доверительные отношения, что создает благоприятную психологическую атмосферу.
Видеоинструкция для молодых родителей: Плавание новорожденных
Плавание новорожденных – когда и как начинать занятия?
Начинать обучать плаванию малышей можно с 3-х недельного возраста. К этому времени пупочная ранка полностью зажила, и ребенок уже немного освоился с окружающей средой.
Лучше всего знакомство с большим водным пространством начинать в обычной ванне. Занятия можно проводить самостоятельно, но, а если вы боитесь, то пригласите домой специалиста. Помните, во время занятий вы должны чувствовать себя уверенно, иначе ваш страх может передаться ребенку. Из-за этого он будет в воде вести себя беспокойно, или вообще сильно испугаться и начнет бояться воды.
В бассейне рекомендуют начинать занятия только с 2-х месячного возраста, когда ребенок уже приобрел определенные навыки плаванья в воде.
Температура воды и время занятий для обучения грудничков плаванию
Для первых водных процедур новорожденного температура воды должна быть не ниже 34-36 градусов С. Заем постепенно температуру можно понижать. Однако детям до 3-х месяцев не рекомендуют заниматься плаваньем в воде, температура которой ниже 32 градусов С.
- Если во время погружения малыш начинает плакать и не успокаивается на протяжении 3 минут нахождения в воде, то вода, скорее всего, для него холодная;
- Если во время погружения ребенок начинает плакать, но затем быстро успокаивается и начинает активно двигать ножками и ручками, значит температура воды оптимальная;
- Если же в воде ребенок ведет себя расслаблено и пассивно
Для малышей до 4 месяцев длительность занятий в воде не должна превышать15 минут, затем время пребывания в воде можно увеличивать ежедневно на 10-15 секунд.
Основные упражнения плавания новорожденных; фото
Начинать каждый урок плаванья необходимо с вертикального погружения в воду. Несколько раз подымите и опусктите ребенка в воду. Обязательно во время занятий необходимо разговаривать с крохой, а также поддерживать зрительный контакт. После того как кроха привыкнет к воде, его можно перевести в горизонтальное положение.
Основные упражнения плавания новорожденных:
- «Плюх-плюх»
Малыш лежит в водичке на животике, родители поддерживают головку за подбородок. Все тело ребенка, кроме головы, полностью погружено в воду. Мама или папа показывают ребенку, как интересно и весело плескаться, как красиво разбегаются круги по воде. - «Плывем за утенком»
Ребенок находится в горизонтальном положении на животе, рукой поддерживаем голову за подбородок. Положите перед ребенком плавающую игрушку и постарайтесь ее догнать. При этом игру нужно сопровождать словестными командами, например: «Скорее догоняй нашего утенка, Смотри, наш кораблик уплывает». Расстояние и скорость заплыва постоянно увеличивайте. - «Восьмерки»
После того, как малыш научился плавать по прямой, можно приступать к восьмеркам. Лежа на спинке или на животике водите ребенка по воде так, как будто рисуете восьмерку его телом. Скорость упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от поведения ребенка. Кто-то любит медленно, а кто-то любит побыстрее. - «Работаем ножками»
Данное упражнение можно выполнять как лежа на животике, так и лежа на спинке. Чаще всего дети с удовольствием выполняют это упражнение. Оно полезно не только для плаванья, но и для обучения ходьбе. Подплывите к бортику ванны (бассейна) и упритесь в него полусогнутыми ножками. Малыш будет рефлекторно отталкиваться от бортика ножками. Родители этот момент должны подловить и дать команду «оттолкнулись» от бортика и поплыли. - «Качели»
Для выполнения этого упражнения погрузите ребенка в воду, голову поддерживайте за подбородок. В этом положении выполняем плавные покачивания. Во время движения вперед грудка малыша должна на половину показаться из воды, назад – возвращаемся в исходное положение.
Плавание для грудничков: ныряние
Неотъемлемой частью обучения грудничка плаванию является ныряние. Правильно обучив его данному упражнению, вы будете спокойны, когда малыш играет в воде.
Нырять нужно учиться постепенно, в несколько этапов:
- После команды «Раз, два, три – ныряем» дуем ребенку на личико. В этот момент он закроет глазки, сморщится и задержит дыхание. Данное упражнение необходимо повторять на протяжении 10 дней.
- Малыш лежит на животике, головку поддерживаем рукой. После слов «Раз, два, три – ныряем» плескаем водичкой в лицо ребенку. Старайтесь не делать этого с низу вверх, чтобы вода не попадала ребенку в нос. После освоения данного упражнения можно переходить к следующему этапу.
- Первый нырок выполнять лучше, когда ребенок находится в хорошем расположении духа и уже немного поплавал. Для этого ребенок должен находиться в положении на животе. После того, как вы произнесли уже знакомую команду, опускаем ребенка неглубоко вод воду на несколько секунд и выводим на поверхность. Обязательно после этого похвалите кроху. В начале, ныряние можно выполнять не больше 3-х раз за занятие. После освоения коротких ныряний, можно переходить к более продолжительным.
После того, как ребенок освоил плавание в ванне и ему исполнилось полгода, можно смело переходить к занятиям в бассейне. Там занятия должны проводиться вместе со специалистами, которые всегда готовы помочь Вам.
Автор статьи
Екатерина Морозова
Многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady
Поделитесь с друзьями и оцените статью:www.colady.ru
Занятия плаванием с новорожденными и грудничками, все о плавании новорожденных плавание для грудничков
Плавание грудничков по методике Фирсова
Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и
формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Как зародилось детское плавание?
Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием «Плавать раньше, чем ходить». Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно «что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.
Когда и как начинать занятия с малышом?
Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.
Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.
Заниматься с ребенком нужно тогда, когда у него хорошее настроение, он сыт, не хочет спать, ему ничего не мешает. Вы должны быть весело настроены и приветливы. Занятия плаванием желательно превратить в увлекательную игру, которая будет доставлять удовольствие и Вам, и ребенку. Вам нужно набраться терпения и не торопиться. Постепенно наращивать нагрузки, постепенно добавлять новые упражнения. Помните, что Ваша главная цель — не достижение результата, а удовольствие и здоровье Вашего малыша. Детское плавание -несложное дело, и ему могут научиться все родители. Вы должны быть спокойны, и ваши руки должны уверенно и надежно поддерживать ребенка. Ребенок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у ребенка желание научиться плавать.
Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.
Как родителям обрести уверенность? Если Вы хотите обучать ребенка плаванию, то во время беременности тоже желательно заниматься в воде. У родителей, любящих воду и умеющих плавать, больше уверенности в целесообразности занятий с малышом. Внимательно прочитайте методическое пособие.Представьте, как Вы будете выполнять поддержки в воде. Подберите подходящее время, и можно начинать. Занятия плаванием проводятся в большой ванне. Потому что в маленькой ванночке ребенку будет также неудобно плавать, как Вам в обычной. Какой должна быть температура воды в ванне? По методике З.П.Фирсова температура на первых занятиях может быть 37 градусов, на пятом занятии -36.5, на девятом — 36, на четырнадцатом — 35.5, на двадцатом — 35, на двадцать четвертом — 34 градуса. Далее температура воды снижается до температуры обычного бассейна — 28 градусов. Мы обычно начинаем с более низкой температуры. Температуру Вы должны подобрать для ребенка индивидуально. Ему должно быть в воде тепло и комфортно, но в то же время вода не должна быть чересчур теплой, чтобы побуждать ребенка делать активные плавательные движения.
Как правило, температура воды для ребенка только родившегося и с весом до 4 кг должна быть около35.5 — 36 градусов, а для ребенка толстенького, со складочками должна быть 34-35. В любом случае Вы подбираете температуру для Вашего ребенка ориентируясь на то, как он ведет себя в ванне.
Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.
Методика З.П.Фирсова рассчитана на занятия в течение 9-12 месяцев. Конечная цель — до годовалого возраста научить ребенка, во-первых, самостоятельно держаться на поверхности воды в течение20-30 минут, во-вторых, нырять на небольшую глубину, до ставать со дна игрушки и плавать под водой в течение 7-8 секунд. В-третьих, находясь в легкой одежде — летний костюмчик, туфли, носки, шапочка — спрыгнуть с бортика бассейна в одежде в воду и в этой одежде продержаться на поверхности воды 2-3 минуты. Последнее кажется мне особенно актуальным в свете статистики трагических случаев, произошедших за последний год с детьми. Оказывается от утопления ежегодно гибнет большое количество детей, и самое странное что в 78% случаев дети гибнут в обычных лужах, то есть падают и от неумения задержать дыхание таким вот образом страшно погибают. Обучив ребенка плаванию с грудного возраста, Вы навсегда убережете себя от этой трагедии.
Вначале мы изучали методику Фирсова, потом — опыт работы его зарубежных коллег и со временем приходил наш собственный опыт. Методика, которую Вы сейчас прочитаете она основана на нашем опыте обучения плаванию новорожденных. Она несколько отличается от базовых методик и является одной из модификаций методик мягкого плавания и кажется нам наиболее оптимальной.
Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.
Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..
При этом Вы можете спокойно объяснять ребенку, что он будет в водичке, что сейчас он будет плавать. Затем, когда он привыкнет к тому, что опустился в воду. Вы спокойно переводите его в горизонтальное положение и при этом поддерживаете снизу. Поддержки в первое время должны быть более сильными, чтобы ребенок ощущал себя надежно- Позднее поддержки приходятся под меньший участок тела. Если Вы находитесь в ванне вместе с ребенком (как правило, в первое время находится папа, потому что маме, пока есть лохии — не рекомендуется принимать ванну), ребенка можно держать на согнутых коленях, можно подложить руки полностью под его спинку, а ладонями охватить головку и покачивать ребенка в таком положении. Можно положить его себе на живот и на грудь так, чтобы голова ребенка была над водой.
Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.
Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.
Вначале вы делаете небольшие проводки на спине вдоль ванны вперед и назад, а потом, желательно, освоить восьмерку, движение по максимальной длине ванны. Вы поддерживаете ребенка, как в предыдущем упражнении, а во время поворотов скрещиваете руки. Можно менять скорость. Вообще есть дети, которым нравится медленное, спокойное движение, а есть дети, которым нравится, когда взрослый задает достаточно большую скорость. Такие проводки на спине — основное упражнение, которое подготавливает к самостоятельному плаванию ребенка на спине.
Следующее упражнение — отталкивание от стенки ванны. Выполняется оно следующим образом. Вы держите ребенка под затылок, подводите ребенка ножками к боковой стенке ванны, устанавливаете две ножки ступнями прямо на стенку ванны и, слегка придвигаете ребенка к бортику. Он отталкивается ногами. И насколько сильно он оттолкнулся, настолько Вы отводите его назад. Чтобы ребенок почувствовал прямую зависимость: на сколько сильно оттолкнется, на сколько далеко он отплывет. Некоторые дети легко и сразу выполняют это упражнение, другие не очень охотно. Но, как правило, со временем это упражнение ребенку нравится и он радуется, отплывая далеко назад.
Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.
Есть дети, которые охотно плавают на спине и на животе, есть дети, которые предпочитают плавание на спине либо на животе. Занятия лучше начинать с той позы, которая более приятна ребенку. Затем с играми, прибаутками постепенно переходить к той позе, которая нравится меньше. Если же какое-то упражнение не нравится, лучше перейти на иное упражнение, но не вынимать ребенка из воды и не прижимать к себе, потому что это может привести вообще к нежеланию потом что-либо делать в воде. Поэтому если не нравится плавать на животе — значит плаваем на спинке, если не нравится на спинке. тогда наживоте.Если устали и оттого, и от другого, молено принять позу для отдыха.
Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе’ ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.
Не пытайтесь взять ребенка силой. Главное в первые два месяца, пока Вы будете плавать в ванне, чтобы ребенок привык к воде и почувствовал к ней доверие. Поначалу его поза будет более напряженной, а чем дальше, тем более расслабленной. Помимо этих основных проводок можно выполнять покачивание ребенка, чтобы он лучше чувствовал воду. Пока ребенок спокоен, ему нравится занятие и он активно участвует в плавание — продолжайте занятие. Когда Вы видите признаки усталости — ребенок начинает похныкивать, капризничать, выгибаться, или же у него голубеет носогубной треугольник — занятие следует постепенно оканчивать. После того как Ваш ребенок научится правильно выполнять проводки на спине и животе, занятия плаванием удлинятся, будут приносить ему удовольствие и Вы увидите, что он доверяет воде, можно приступать к нырянию.
Ныряние — необходимая составная часть обучения ребенка самостоятельному плаванию и то основное, что убережет Вас в последующем от опасности утопления ребенка.
Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: „Внимание, ныряем“ или „Раз, два, три, ныряем!“ И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.
На команду: „Внимание, ныряем“ Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На „Внимание, ныряем“ Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.
Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.
При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: „Что же это было?“ Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.
Возле одного края ванны Вы заныриваете ребенка, проводите по всей длине ванны и выныриваете у другого края. Со временем нырки можно удлинять до 5-6 секунд под водой и на короткое время ребенка выпускать под водой, затем подхватывать и выводить на поверхность воды. Больше 5 нырянии в принципе на начальных этапах делать не рекомендуется, но Вы можете регулировать их по реакциям ребенка. Основные задачи, стоящие перед Вами в обучении ребенка плаванию в ванне — это дружба и доверие к воде и умение нырять, не заглатывая большого количества воды. К этому времени Вашему малышу исполнится 2-3 месяца, и Вы можете переходить в большой бассейн.
В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.
В любом случае, мы рекомендуем воспользоваться с 2-3 месячного возраста еще и вспомогательными приспособлениями. Это набор „Русалочка“. Основной компонент — »корона русалочки». Она надевается на ребенка приблизительно с 2-х месячного возраста для того, чтобы он самостоятельно лежал на поверхности воды.
С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.
Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.
Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без «русалочки» лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает «русалочка», из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова
Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.
Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо
научился нырять подталкивать от одного взрослого к другому. Он будет проплывать метр-полтора, и потом другой взрослый его примет, подождет, пока дыхание нормализуется, и таким же образом направит к первому. Для плавания на животе можно воспользоваться «ожерельем русалочки», оно будет поддерживать головку, и Вам не нужно будет делать это рукой. Есть еще один способ более спокойного перехода от поддержек к самостоятельному плаванию — это «подвески русалочки». Ими Вы поддерживаете ребенка слегка, чтобы помочь ему правильно балансировать на поверхности воды.
Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.
Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:
«Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так». При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.
В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.
Как правило, хороших результатов достигают те родители, которые спокойно, но постоянно занимаются с детьми. Поначалу в ванне каждый день или хотя бы 5 раз в неделю, потом, когда Вы переходите в бассейн — 2-3 раза в неделю. При таком режиме ребенок не утрачивает приобретенные навыки. Плавание доставляет ему огромное удовольствие.
Благодаря урокам плавания Ваш малыш многому научится. Он научится держаться на спинке, плавать на животике, а главное, он научится нырять, и этот рефлекс закрепится у него уже навсегда. Но самое основное — Вы сможете подарить ребенку неповторимую радость.
www.baby.ru
Грудничковое плавание и ныряние… За и Против — грудничковое плавание за и против — запись пользователя Kate4ka (frisik) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Бассейн и водные процедуры
круг для грудничкового плаванияВчера я писала об этом, интересовалась вашим мнением http://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/1708238
Там же я прилагала ссылку на мнение профессиональных тренеров по плаванию.
Там же в комментариях пользователь Алёна поделилась очень интересной ссылкой на статью, а надо ли это, мол, вашему малышу? Или это надо взрослым?? А я думаю, ещё и "тренерам", чтоб без работы не сидеть......Только вчера прочитав ту огромную статью от Тренеров, вдруг стала сомневаться.... А надо ли кому-то вообще это ныряние, если ребёнка потом все равно заново учить?? А не огромный ли это действительно стресс для него?
Конечно прикольно, когда детки маленькие в огромном бассейне уже сами плавают с мамами и уверенно держаться на воде... Но потом их нужно учить заново в возрасте 6-7 лет например, или это все останется?
Со мной грудничковым плаванием не занимались. Но я сама очень хотела в бассейн и силком взяла тренера, чтоб взял меня в группу на прыжки в воду в 6 лет, хотя брали с 7. Я отлично умела плавать под водой, заныривая, научилась сама. Без страха. Но не умела просто плавать. И меня учили уже в бассейне. Потом после прыжков, (группу закрыли) я занималась просто плаванием. И с 10 лет - синхронным плаванием года 2. До 6 тренировок в неделю.... В мастера спорта я не пошла, бросила в 12 лет из-за курсов ин-яза, но плаваю хорошо и люблю очень. А ведь не было грудничкового плавания... А может и правда, всему свое время?? Может малыш должен просто наслаждаться водой без страха, например в круге, или только чтоб мама крепко держала под мышки. И максимум, как показывают, шагать в водичке, или спрыгивать с бортика, сидя на попке?
Что вы думаете, а надо ли оно вообще?? Подвергать стрессу ребёнка, если все его "плавание" это просто инстинкты, в том числе самосохранения...
Спасибо!
www.babyblog.ru
Польза грудничкового плавания и плавательный рефлекс у новорожденных
Рождение ребенка – одно из удивительных чудес природы, такое известное и неизученное одновременно. Новорожденный предстает в этот мир как чистый лист бумаги, но в то же время с огромным внутренним потенциалом, разглядеть и раскрыть который задача каждого родителя. Польза плавания для грудничков уже ни одно десятилетие обсуждается педиатрами всех стран и поколений. Сегодня, в век информатизации, эта тема регулярно выступает предметом дискуссий молодых мамочек.
В чем польза грудничкового плавания выражается:
- в формировании правильной осанки,
- укреплении мышц спины и живота,
- укреплении иммунитета,
- укреплении сердца,
- укреплении легких,
- стимулирует равитие,
- ребёнок будет лучше засыпать на ночной сон,
- Ребёнок будет лучше спать.
Это давно известные факты, которые доказывают целесообразность и пользу плавания для грудничков. Помимо этого педиатры пришли к выводу, что плавание и уровень гемоглобина в крови тоже неразрывно связаны, поскольку при купании дыхание затрудняется и в кровь выбрасывается дополнительная порция эритроцитов.
Немаловажен еще и факт эмоционально-психологического контакта с родителями ребенка, обучающего его плаванию. Именно такое взаимодействие формирует восприятие мира малыша и впредь способствует положительной тенденции отношений «отцы и дети».
При явных преимуществах процесса раннее плавание имеет ряд противников, которые аргументировано заявляют о его вреде и негативном воздействии на развитие малыша. Среди таких выводов заявление об антисанитарии в бассейнах, которым сторонники грудничкового плавания отдают предпочтение с двух месяцев. Неадаптированный организм новорожденного не в состоянии бороться с тем количеством бактерий, которые преобладают в нем. Противостоять им в силах лишь окрепший организм, который постепенно вводился в общественную среду.
Еще одним важным аргументом противников такой практики является то, что новорожденный искусственно погружается в стрессовую ситуацию, которая в последующем может отрицательно сказаться на общем развитии ребенка.
Польза и вред грудничкового плавания на протяжении десятилетий обсуждается среди ведущих специалистов, подробно изучающих эту проблему. Неоспоримым остается тот факт, что новорожденные при купании погружаются в близкую им среду, и плавательный рефлекс малышей, с которым они рождаются.
Плавательный рефлекс у новорожденных
При стремительном развитии науки остается до конца неизученным плавательный рефлекс новорожденных. Относясь к безусловным рефлексам, он дается ребенку от рождения, как способ выживания в экстремальной ситуации. Несмотря на то, что конечности малыша еще не подконтрольны ему, умение держаться на воде и искусно барахтаться в ней, дано ему матушкой-природой.
Именно наличие такого навыка от рождения натолкнуло специалистов на мысль о необходимости раннего обучения плаванию. Поскольку ребенок уже родился с этим навыком, то вовремя отточенная техника и методика позволяют добиться хороших результатов.
Развивать плавательный рефлекс необходимо с первых дней жизни ребенка. До 2 месяцев рекомендуется исключительно ванная, а после этого периода советуют выводить грудничка в бассейн. Это, с точки зрения сторонников такого метода развития, способствует укреплению иммунитета и вырабатывает защитную реакцию на стрессовую ситуацию. Противники приводят те же аргументы как прямо противоположные. То есть излишнее воздействие агрессивной окружающей среды на слабый организм грудничка и вероятность потерять чувство страха и инстинкт самосохранения.
Дар плавать, данный ребенку от рождения, пропадает к четырем месяцам, если его не развивать и не совершенствовать. Он исчезает как безусловный рефлекс, уступая место умениям и навыкам, которым ребенок обучается.
Плавать или нет новорожденному, родители решают индивидуально. Но в любом случае необходимо внимательно подойти к этому вопросу и взвесить все «за» и «против», чтобы ни в коем случае не навредить малышу!
В последнее время детские поликлиники строят со специальными детскими бассейнами, небольшого размера (примерно 5х8 м). И по назначению врача можно попасть на такие занятия. Также при детских садах организовываются группы для грудничкового плавания. Ну и, фитнес клубы и простые муниципальные бассейны тоже проводят такие занятия.
Два варианта проведения занятий: групповое (около 8 малышей с мамами) и индивидуальное. При групповом занятии мамы находятся в ванне бассейна вместе с ребёнком и выполняют команды инструктора. При индивидуальном, может в воде быть инструктор или мама.
Начинать можно, когда зарастёт пупочная рана. Самое оптимальное время – до 3 месяцев. После 3х месяцев у ребёнка угасают плавательные рефлексы, поэтому научить плавать и нырять уже будет сложнее. Если Вы начали заниматься после 3х месяцев, ничего страшного нет, ведь само пребывание ребёнка в воде уже оказывает значительное положительное влияние на организм. И научить плавать не главная задача в грудничковом плавании, здесь важна оздоровительная составляющая.
Плавание для грудничков основывается на природных задатках новорожденных. Находясь в утробе ребёнок всё время плавал и развивался в течение 9 месяцев в водной среде. Малыш рождается с готовыми плавательными рефлексами, которые угасают в возрасте 3-3,5 месяцев, если их не закреплять. Особенно важны дыхательный и толчковый рефлексы. Первый состоит в том, что ребёнок обладает способностью задерживать дыхание, когда его нос и рот погружаются в воду. Это позволяет при обучении грудничков плаванию применять ныряние, не опасаясь, что ребёнок захлебнётся. Толчковый рефлекс заключается в том, что при принудительном сгибании ног ребёнок реагирует их немедленным разгибанием.
Грудничок удивительно комфортно чувствует себя в ванне дома или в специальном бассейне для грудничков. Из-за большого количества лицетиновых жиров удельный вес младенца меньше веса взрослого. Поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде.
Под влиянием регулярных занятий плаванием двигательная активность грудничка совершенствуется быстрее.
Грудничковое плавание обладает закаливающим, механическим и физическим воздействием воды.
plavanieinfo.ru
Методика обучения плаванию новорожденных: рекомендуемая педиатрами программа
Плавающий со счастливой улыбкой грудничок – потрясающее зрелище. Обычное экспресс-купание сейчас не в тренде. В пользе такого мероприятия, как плавание для новорожденных, минусах и плюсах посещения бассейна, правилах организации тренировок мы разобрались в статье «Плавание для младенцев: готовимся к освоению акватории». Почему же не все юные пловцы с удовольствием осваивают водную стихию, и по какой причине попытки ее постижения могут завершиться фиаско?
Основные ошибки взрослых при обучении плаванию грудничков
Для родителей главное понять: плавание – необходимое, полезное, незаменимое занятие. Если малыш хнычет, попробуйте его отвлечь игрушкой, песенкой, включенной на светильнике лампочкой и т.д., не спешите извлекать кроху из воды. Если же началась истерика, то, наоборот, не мешкайте и перенесите занятие на более удачный день, иначе неприятная ассоциация с процедурой сохранится надолго.Нельзя
- Проводить занятия с уставшим, сонным, голодным младенцем.
- Форсировать события – заставлять кроху преодолевать новые этапы, к которым он не готов.
- Нервничать – детки с легкостью распознают тревожный настрой, волнение родителей.
- Быстро сдаваться, если мини-пловец выразил недовольство на первом занятии.
Методика обучения плаванию грудничков
Первый этап занимает около 60 дней. В это время подопечный учится нырять, не бояться, привыкает к длительному купанию. Не спешите записываться в общий бассейн. Для карапузов до трех месяцев вполне подойдет обычная ванна, наполненная водой с температурой 36 °С (для полных детишек 34-35 °С). Каждую неделю понижайте температуру на 0,5 °С, доведя ее до 28 °С.
Важно не опоздать с дебютным занятием. У грудничков эффект задержки дыхания сохраняется до месячного возраста. Немного дольше остаются врожденные рефлексы плавания, ходьбы и ползания.
Изначально не бойтесь прививать навыки ныряния. Наличие рефлекса задержки дыхания у детишек до месяца легко проверить. Имитация погружения происходит следующим образом. В положении лежа на животике придерживайте правой рукой кроху под грудной клеткой и за подбородок. Левой под четкую команду «Внимание! Ныряем!» зачерпните горсть воды и вылейте ее на лобик подопечного. Как только удостоверитесь, что малыш затаивает дыхание, слыша команду, – опустите его головку на мгновенье под воду. Свободную руку при этом держите на затылке.
Не спешите! Прежде чем заныривать головку ребенка под воду, проведите достаточное количество имитаций погружения (в среднем хватает 10–15 купаний). Малыш должен научиться осознанно задерживать дыхание. Тогда новое упражнение не станет для него потрясением. Именно из-за нетерпеливости родителей кроха может испугаться и кричать при следующих занятиях.
Педиатры рекомендуют такую программу тренировок
1. Ходьба по дну. Взрослый опускает карапуза в воду столбиком. Правой ладонью придерживает за грудную клетку, и пальцами – за нижнюю челюсть. Левая рука располагается на верхней части спины, пальцы – на затылке. Такая страховка должна быть максимально свободной, но надежной. Малыш переставляет ножки под водой, как будто идет, что хорошо стимулирует шаговый рефлекс. Если же он этого не делает, то инструктор (родитель) побуждает его шагать, аккуратно поворачивая все тельце из стороны в сторону, как бы имитируя ходьбу. Пункт назначения – противоположный конец ванны, обратный путь преодолевается на спинке. Взрослый положение рук не меняет. Упражнение повторяется пять раз.
Для раздражения стоп младенца, стимуляции рефлекса ходьбы укрепите на дне ванной специальный коврик на присосках. Аксессуар обеспечит не только массаж нижних конечностей, но и лучшее сцепление для облегчения процесса шагания. Пользоваться таким ковриком можно и на «суше», занимаясь с ребенком гимнастикой, зарядкой.
2. Плавание восьмерками. Инструктор поддерживает ребенка в положении на спине, держа его только под голову, а большими пальцами под подбородком (поддержка челночком). Медленными, аккуратными движениями ведет малыша, выписывая его тельцем цифру восемь. После пяти восьмерок это же упражнение повторяется в положении на животе. Завершается комплекс имитацией ныряния или реальным погружением.
Если дыхание подопечного участилось после комплекса упражнений, то позвольте ему немного отдохнуть.
3. Отталкивания. Тренировка проводится поочередно на спинке и животике. Опустите бережно малыша личиком вниз. Придерживайте его под грудью и за спинку. Располагайте руки вдоль туловища младенца. Пальцами руки, находящейся снизу, подпирайте подбородок, чтобы жидкость не попала в ротик. Сверху немного придерживайте затылок. Медленными скользящими движениями проведите малыша от одного края до другого, потом обратно. Приближаясь к противоположной стенке, поощряйте пловца на самостоятельное отталкивание ножками от края. Для этого подведите его вплотную, прижмите стопы к поверхности и резко проведите вперед, чтобы он проплыл. На следующем круге грудничок повторит показанное.
Переверните младенца на спинку, приложите одну руку снизу, поддерживая одновременно головку, вторую разместите на груди. Сделайте пять повторов аналогичного упражнения, так же стимулируя ребенка отталкиваться ножками от стенки. Закончите подходы нырянием.
Дебютное занятие не должно превышать 5–10 минут. Время следующих тренировок увеличивайте постепенно до 30–45 минут, стараясь не давать чрезмерную нагрузку.
Второй этап. Следующие 30 дней инструктор учит ребенка самостоятельному плаванию. Если малыш хорошо затаивает дыхание на несколько секунд, с удовольствием ныряет, выполняет упражнения в ванной, значит, пришло время переходить ко второму этапу.
Итак, во время очередного погружения, скомандовав «Внимание! Ныряем!», отпустите карапуза. Через три секунды (не более!!!) подхватите его, подняв на поверхность. Выполнив ряд упражнений в ванной, повторите заныривание.
Через три недели после начала самостоятельных погружений грудничок способен проплывать под водой до 30 см. Продолжительность одного ныряния в дальнейшем – не более четырех секунд!
medbooking.com
Бассейн для грудничков, новорожденных и детей до года
Многие мамочки знают, что занятия плаванием полезно ребенку с первых месяцев жизни. Но вопросов все равно остается много. Чем полезен бассейн для грудничков? С какого возраста можно начинать? Какие аксессуары для плавания потребуются? Можно ли как-то организовать занятия плаванием дома?
История грудничкового плавания
Многие считают, что бассейн для грудничков – это новомодное увлечение. На самом деле такие занятия с малышами практикуются с сороковых годов прошлого столетия. Начало положила жительница Австралии госпожа Тиммерман. Еще в 1939 году она начала брать с собой на плавание своего грудного ребенка. Сначала это было просто способом совместного проведения досуга, но позже это переросло в настоящее исследование, которое женщина описала в своей книге. Она заметила, что ее сын чувствует себя в воде уверенно и радостно, а его развитие стало значительно опережать развитие сверстников.
Польза занятий в бассейне для грудничков
Водная среда является привычной для крохи. За месяцы внутриутробного развития малыш привыкает к воде как к естественной среде обитания. После рождения кроха лишается привычного окружения, что является огромным стрессом. Бассейн для новорожденных – это способ временно возвращать кроху в ту среду обитания, в которой он провел большую часть жизни с момента зачатия.
Такие занятия имеют массу преимуществ:
- Ребенок активно развивается физически.
- Во время плавания малыш испытывает психологический комфорт, что положительно влияет на его психоэмоциональное развитие.
- Плавание способствует устранению гипертонуса мышц.
- Если кроха страдает гипотонусом, то водные процедуры будут ему также очень полезны.
- Такой вид физкультуры благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему, а также помогает развитию легких.
- Во время купания в бассейне снижается нагрузка на позвоночник, формируется красивая правильная осанка.
- После занятий ребенок отлично спит и ест с аппетитом.
- Замечено, что детки, которые плавают с раннего возраста, развиваются гораздо быстрее сверстников.
Может ли грудничковый бассейн быть вреден?
Если бассейн для новорожденных организован по всем правилам (используется стерильная вода нужной температуры без добавления хлора, подобраны правильные упражнения, длительность занятий не превышает допустимые значения), то риска для ребенка нет.
При выборе бассейна для малыша следует внимательно отнестись к способам очистки воды. Не должно применяться никакой химии! Идеально, если вода и чаша бассейна будут очищаться ультрафиолетом и кварцевыми фильтрами
Основной вред может быть получен, если кроха плавает в воде с хлором. Дело в том, что это вещество легко попадает в организм через рот и дыхательные пути. Хлор имеет свойство накапливаться и отравлять органы – это может вызвать массу опасных болезней.
Совет: Посещать бассейн с грудным ребенком следует утром, в это время суток народу будет меньше, а вода наиболее чистая. Естественные водоемы для занятий с грудничками лучше не использовать, так как вода в них далека от стерильности, это является большим риском для здоровья крохи.
Иногда во время плавания вода попадает в уши и рот ребенка – это может вызвать отит или расстройство кишечника. Чтобы такого не произошло, необходимо после занятия прочистить ушки крохи ватной палочкой с ограничителем, она соберет лишнюю воду. А от кишечных расстройств спасет небольшая доза энтеросгеля или другого сорбента, который разрешен с грудного возраста (об этом можно заранее проконсультироваться с педиатром).
С какого возраста можно начинать занятия плаванием
Посещать бассейн с ребенком можно с возраста 2 месяцев. Обязательное условие, чтобы на занятиях присутствовал тренер: он поможет подобрать нужные упражнения.
Смысл грудничкового плавания в том, чтобы ребенок снова привык к водной среде, чувствовал себя в ней спокойно и уверенно как на поверхности, так и под водой, активно двигался и получал удовольствие.
Большинство деток начинают любить воду с первого занятия. Между прочим, навык задержки дыхания при нырянии сохранен у многих младенцев со времени внутриутробной жизни.
Подготовка к бассейну
Температура воды в бассейне примерно 32-33 градуса, а температура помещения около 26 градусов. Это необходимо учесть и подготовить малыша, чтобы он не испугался прохладной обстановки.
Готовить кроху можно во время домашних купаний, постепенно снижая температуру водички в ванной с комфортных 36 градусов до 33. Главное, не торопиться и делать это постепенно. Такой шаг не только подготовит кроху к занятиям в бассейне, но и станет отличным элементом закаливания.
Перед первым походом в бассейн необходимо убедиться, что кроха здоров, бодр, на теле нет высыпаний и незаживших ранок. А также нужно подгадать время занятия так, чтобы оно не приходилось на кормление или сразу после него.
Что взять с собой на занятия плаванием
Помимо подготовки ребенка, необходимо приобрести несколько полезных аксессуаров для плавания с грудничком.
- Специальные подгузники или трусики для плавания. Этот аксессуар очень важен! Ребенку в 2-3 месяца не объяснишь, что нельзя справлять нужду в воду, поэтому подгузник – вещь обязательная. Сегодня в магазинах довольно большой ассортимент таких подгузников, которые не протекают, не набухают в воде, отлично удерживают внутри мочу и кал ребенка.
- Шапочка с пенопластом или круг на шею для плавания. Эти аксессуары будут полезны на первых занятиях, так как позволяют крохе более уверенно держаться в воде. Но нырять ребенок с такими приспособлениями не научится. Лучше всего заранее поинтересоваться у тренера, нужно ли что-то брать для малыша. Возможно, упражнения подобраны так, что никаких дополнительных атрибутов не потребуется.
- Полотенце для крохи. Необходимо помнить, что малышу в бассейне так же, как и дома, потребуется отдельное полотенце. Нельзя использовать то же, каким пользуется мама.
- Вещи для мамы: купальник, шапочка, полотенце, резиновые тапочки. Иногда бассейн для детей до года не подразумевает совместное плавание мамы и малыша. Занятия проводятся исключительно тренером. В этом случае никакие вещи для мамы не нужны. Но если мамочка будет плавать вместе с крохой, то данные атрибуты необходимы.
Приучение ребенка к воде
Некоторые детки сначала очень боятся больших пространств и прохладной воды. Чтобы кроха привык, нужно сначала зайти в воду по пояс, при этом ребенка держать на руках личиком к себе. Постепенно можно опускать малыша ниже, чтобы его ножки касались воды. Так аккуратно и медленно нужно погрузить кроху в воду, но он должен обязательно чувствовать мамины руки, которые крепко его поддерживают. Необходимо добиться того, чтобы малыш начал двигаться, шевелить руками и ногами.
Если малыш плачет и не хочет плавать, несмотря на старания мамы, то не стоит отчаиваться и бросать затею с плаванием. Через несколько занятий кроха обязательно привыкнет и начнет получать удовольствие!
Как правило, детки быстро привыкают к водичке, часто это происходит уже с первого занятия
Можно ли грудничку нырять
Ныряние и плавание под водой – это естественное продолжение обучения малыша, который уже хорошо держится в воде. Ребенок никогда не потеряет навыка и не сможет утонуть в ванной или любом другом водоеме, так как не испугается погружения в воду с головой, а задержит дыхание и выплывет на поверхность.
Очень важно, чтобы обучение нырянию происходило постепенно. Для начала можно просто брызгать водичкой на лицо малыша – это научит его задерживать дыхание на несколько секунд. Затем можно поливать на личико воду, заставляя кроху задерживать дыхание уже дольше. После этого можно начинать кратковременные погружения в воду с головой.
Все эти манипуляции должны происходить под контролем опытного тренера, который подскажет, как научить ребенка нырять правильно и безопасно.
Важно: По мнению педиатров, ныряние можно осваивать не ранее 2 лет. До этого возраста дыхательная система ребенка еще незрелая, и даже небольшая задержка дыхания может привести к смерти крохи.
Однако многие мамочки говорят, что их детки активно плавают и ныряют с младенчества, и ничего страшного не происходит. Обучать кроху нырянию или нет – это решение родителей. Перед этим необходимо оценить все риски и получить консультацию опытных специалистов.
Как малышу плавать в домашних условиях?
Если нет возможности посещать специальный бассейн для грудничков, то можно организовать занятия дома. Для этого подойдет обычная большая ванна или надувной бассейн. Эти емкости наполняются водой до краев, и новорожденный может плавать в них, как в большом бассейне.
При этом нужно постоянно находиться рядом и поддерживать младенца. Если нет уверенности в своих силах, то нужно использовать круг или шапочку для купания: они удержат малыша на плаву.
Купание с малышом в бассейне – это большое удовольствие и для мамы, и для крохи. А учитывая огромное количество плюсов, точно не стоит лишать себя и своего ребенка этого приятного времяпрепровождения.
floragaz.ru