Эмоциональное неблагополучие детей и его причины – § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Под эмоциональным неблагополучием
понимается отрицательное самочувствие
ребенка. Оно вызывается многими причинами.
Главной выступает неудовлетворенность
ребенка общением со взрослыми, прежде
всего с родителями и со сверстниками.
Недостаток тепла, ласки, разлад между
членами семьи, отсутствие тесных
эмоциональных контактов с родителями
приводит к формированию у ребенка
тревожно-пессимистических личностных
ожиданий. Их характеризует неуверенность
малыша, чувство незащищенности, иногда
страх в связи с прогнозируемым
отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует
у ребенка упрямство, нежелание подчиняться
требованиям родителей, то есть является
серьезным «психологическим» барьером
между взрослым и детьми. Тогда как
тесные, насыщенные эмоциональные
контакты, при которых ребенок является
объектом доброжелательного, но
требовательного оценочного отношения
как личность, формирует у него
уверенно-оптимистические личностные
ожидания. Для них характерно переживание
возможного успеха, похвалы, одобрения
со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное
с затруднениями в общении с другими
детьми, может приводить к двум типам
поведения. К первой группе относятся
дети неуравновешенные, легко возбудимые.
Безудержность эмоций у них часто
становится причиной дезорганизованности
их деятельности. При возникновении
конфликтов со сверстниками эмоции детей
часто проявляются в аффектах: вспышках
гнева, обиде, нередко сопровождаемых
слезами, грубостью, драками. Наблюдаются
сопутствующие вегетативные изменения:
покраснения кожи, усиление потоотделения
и пр. Негативные эмоциональные реакции
могут быть вызваны серьезными или
незначительными причинами. Однако,
быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым
негативным отношением к общению. Как
правило, обида, недовольство, неприязнь
и т. д. надолго сохраняются в их памяти,
но при их проявлении дети более сдержанны.
Такие дети характеризуются обособленностью,
избегают общения. Эмоциональное
неблагополучие часто сопряжено с
нежеланием посещать детский сад, с
неудовлетворенностью отношениями с
воспитателем или сверстниками. Острая
восприимчивость ребенка, его чрезмерная
впечатлительность могут привести к
внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей
эмоциональное неблагополучие, являются
индивидуальные особенности ребенка,
специфика его внутреннего мира
(впечатлительность, восприимчивость,
ведущие к возникновению страхов) (Е.
Гаспарова).

Причины детских страхов очень разнообразны.
Их появление прямо зависит от жизненного
опыта ребенка, степени развития
самостоятельности, воображения,
эмоциональной чувствительности,
склонности к беспокойству, тревожности,
робости, неуверенности. Чаще всего
страхи порождаются болью, инстинктом
самосохранения.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться
один в квартире на несколько минут, пока
мама вытрясет ковер. Как только мама
ушла, мальчик бросился к окну и, увидев
ее на улице, стал стучать по стеклу,
метаться, плакать, кричать: «Вернись
сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда
не прощу!»

В 6-7 мес. младенец беспокоится, если мать
внезапно уходит, отрицательно реагирует
на незнакомых людей. Беспокойство
возникает и в том случае, если мать редко
берет ребенка на руки, относится к нему
слишком сдержанно, недостаточно обращает
на него внимание.

В раннем детстве для малыша непереносима
даже короткая разлука с матерью, поэтому
ребенок становится плаксивым, плохо
засыпает и просыпается в слезах, а днем
старается быть поближе к матери. Страх
темноты и одиночества не возникает,
если ребенок привык спать еще на первом
году жизни в неосвещенной комнате.
Страхи проявляются чаще всего перед
сном. Поэтому время после ужина должно
проходить в атмосфере уюта и покоя.
Перед сном неуместны шумные игры,
просмотр страшных фильмов и прослушивание
страшных сказок. Лучше подходят истории
о безобидных существах, добрых и забавных
гномах, животных, но не богатые
приключениями. Эмоциональный комфорт
в семье, внимание к чувствам и переживаниям
малыша, готовность прийти на помощь
предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого
и неадекватные средства воспитания
приводят к перенапряжению нервной
системы и создают благоприятную почву
для появления страхов. К таким средствам
воспитания относятся угрозы, суровые
или телесные наказания (шлепки, удары
по рукам, голове, лицу), искусственное
ограничение движений, пренебрежение
интересами и желаниями малыша и пр.
Постоянное запугивание приводит к тому,
что дети становятся бессильными, теряют
способность рассуждать, переживают
острый эмоциональный дискомфорт. Большую
роль в возникновении страхов у ребенка
играет наличие страхов у самой матери.
Помня о своих детских страхах, она
непроизвольно ограждает малыша от
когда-то пугавших ее объектов, например
животных. Так неосознанно формируются
тревожные чувства, возникают
«наследственные» страхи.

Развивающееся воображение приводит к
тому, что к трем годам появляется целая
группа страхов, связанных со сказочными
героями, темнотой, пустой комнатой.
Предрасположенность к страхам имеется
у малообщительных детей, ограниченных
в контактах. У таких детей, кроме страхов,
могут возникать агрессивность, упрямство,
капризы. Развитие страхов взрослые
стимулируют, когда заставляют детей
сдерживать свои эмоции, не понимают их
переживаний. Тогда на вид сдержанные
дети на самом деле исполнены всевозможных
сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый
страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны.
Под влиянием насмешек малыш начинает
скрывать страх, который не только не
исчезает, но в таком случае даже
усиливается. Ребенок становится
пассивным, склонным к переживанию
депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее
разнообразными. Они свойственны
большинству дошкольников, часто переходят
в навязчивые формы, близкие к невротическим
состояниям. Страхи вызываются совокупностью
следующих компонентов: высокой
эмоциональностью дошкольника, малым
жизненным опытом, богатым воображением;
они легко появляются и исчезают в течение
3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать
необдуманные поступки взрослых, например
ошибки в умственном воспитании, которые
приводят к снижению уровня ориентации
в окружающем. Если ребенок не получает
ответа на то, что его одновременно пугает
и интересует, он пытается найти ответ
сам, но не лучшим образом. Необходимо
давать правильные ответы на детские
вопросы. Важно обогащать знания детей
о предметах и явлениях. Не следует
оставлять ребенка одного в незнакомой,
в сложной обстановке. Следует поучаствовать
в пугающей деятельности, например вместе
войти в темную комнату.

Литература

Волосова Е.Развитие эмоций у детей
раннего возраста в действиях с
предметами//Дошкольное воспитание. —
1981. — № 7. -С. 65-67.

Гаспарова Е.Эмоции ребенка раннего
возраста в игре//До-школьное воспитание.
— 1981. -№ 10. — С. 61-64.

Мещерякова С.Ю.Особенности «комплекса
оживления» у младенцев при воздействии
предметов и при общении со взрослыми//Вопросы
психологии. — 1975. — № 5. — С. 81-89.

Миронов В.Моральное чувство: его
формирование с помощью художественной
литературы/Дошкольное воспитание.
-1993. -№10. -С. 41-42.

Рояк А.Эмоциональное благополучие
ребенка в группе детского сада//Дошкольное
воспитание. — 1977. -№ 2. — С. 12-19.

Эмоциональное развитие дошкольника/Под
ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.

studfiles.net

Эмоциональное неблагополучие у детей и его причины


Эмоциональное неблагополучие у детей и его причины


Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главная причина неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками:

недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи;

отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями.

Эти причины приводят к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий . Их характеризует:

неуверенность малыша;

чувство незащищенности;

иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми.

Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания . Для них характерно: переживание возможного успеха; похвалы;

одобрения со стороны близких взрослых.


Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения .

  • К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.
  • Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).


Причины детских страхов очень разнообразны .

Их появление прямо зависит:

  • от жизненного опыта ребенка,
  • степени развития самостоятельности,
  • воображения,
  • эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности.

Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов.


К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.


Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых

  • ошибки в умственном воспитании , которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем.
  • если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует ,

он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом.

  • Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы .
  • Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях .
  • Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке .
  • Следует поучаствовать в пугающей деятельности , например, вместе войти в темную комнату.
  • Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в

навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов:

  • высокой эмоциональностью дошкольника,
  • малым жизненным опытом,
  • богатым воображением.

multiurok.ru

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Под эмоциональным
неблагополучием понимается отрица­тельное
самочувствие ребенка. Оно вызывается
многими при­чинами. Главной выступает
неудовлетворенность ребенка об­щением
со взрослыми, прежде всего с родителями
и со сверст­никами. Недостаток тепла,
ласки, разлад между членами семьи,
отсутствие тесных эмоциональных
контактов с родителями при­водит к
формированию у ребенка тревожно-пессимистических
личностных ожиданий. Их характеризует
неуверенность малы­ша, чувство
незащищенности, иногда страх в связи с
прогнози­руемым отрицательным
отношением взрослого.

Такое отношение
взрослого провоцирует у ребенка
упрям­ство, нежелание подчиняться
требованиям родителей, то есть является
серьезным «психологическим» барьером
между взрослым и детьми. Тогда как
тесные, насыщенные эмоциональные
контакты, при которых ребенок является
объектом доброжела­тельного, но
требовательного оценочного отношения
как лич­ность, формирует у него
уверенно-оптимистические личностные
ожидания. Для них характерно переживание
возможного успе­ха, похвалы, одобрения
со стороны близких взрослых.

Эмоциональное
неблагополучие, связанное с затруднения­ми
в общении с другими детьми, может
приводить к двум ти­пам поведения. К
первой группе относятся дети
неуравновешен­ные, легко возбудимые.
Безудержность эмоций у них часто
ста­новится причиной дезорганизованности
их деятельности. При возникновении
конфликтов со сверстниками эмоции детей
час­то проявляются в аффектах: вспышках
гнева, обиде, нередко сопровождаемых
слезами, грубостью, драками. Наблюдаются
сопутствующие вегетативные изменения:
покраснения кожи, усиление потоотделения
и пр. Негативные эмоциональные ре­акции
могут быть вызваны серьезными или
незначительными причинами. Однако,
быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую
группу составляют дети с устойчивым
негативным отношением к общению. Как
правило, обида, недовольство, неприязнь
и т. д. надолго сохраняются в их памяти,
но при их проявлении дети более сдержанны.
Такие дети характеризуются обособленностью,
избегают общения. Эмоциональное
неблаго­получие часто сопряжено с
нежеланием посещать детский сад, с
неудовлетворенностью отношениями с
воспитателем или сверст­никами. Острая
восприимчивость ребенка, его чрезмерная
впечатлительность могут привести к
внутриличностному конфликту.

Другой существенной
причиной, вызывающей эмоциональ­ное
неблагополучие, являются индивидуальные
особенности ребенка, специфика его
внутреннего мира (впечатлительность,
восприимчивость, ведущие к возникновению
страхов) (Е. Гаспарова).

Причины детских
страхов очень разнообразны. Их появле­ние
прямо зависит от жизненного опыта
ребенка, степени разви­тия
самостоятельности, воображения,
эмоциональной чувствительности,
склонности к беспокойству, тревожности,
робости, не­уверенности. Чаще всего
страхи порождаются болью, инстинк­том
самосохранения.

Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться
один в квартире на несколь­ко минут,
пока мама вытрясет ковер. Как только
мама ушла, мальчик бросился к окну и,
увидев ее на улице, стал стучать по
стеклу, метаться, плакать, кричать:
«Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого
тебе никогда не прощу!»

В 6-7 мес. младенец
беспокоится, если мать внезапно уходит,
отрицательно реагирует на незнакомых
людей. Беспокойство воз­никает и в
том случае, если мать редко берет ребенка
на руки, относится к нему слишком
сдержанно, недостаточно обращает на
него внимание.

В раннем детстве
для малыша непереносима даже короткая
разлука с матерью, поэтому ребенок
становится плаксивым, плохо засыпает
и просыпается в слезах, а днем старается
быть поближе к матери. Страх темноты и
одиночества не возникает, если ребенок
привык спать еще на первом году жизни
в неосве­щенной комнате. Страхи
проявляются чаще всего перед сном.
Поэтому время после ужина должно
проходить в атмосфере уюта и покоя.
Перед сном неуместны шумные игры,
просмотр страш­ных фильмов и
прослушивание страшных сказок. Лучше
подхо­дят истории о безобидных
существах, добрых и забавных гномах,
животных, но не богатые приключениями.
Эмоциональный ком­форт в семье,
внимание к чувствам и переживаниям
малыша, го­товность прийти на помощь
предупреждают детские страхи.

Неоправданно
строгая позиция взрослого и неадекватные
средства воспитания приводят к
перенапряжению нервной сис­темы и
создают благоприятную почву для появления
страхов. К таким средствам воспитания
относятся угрозы, суровые или телесные
наказания (шлепки, удары по рукам, голове,
лицу), искусственное ограничение
движений, пренебрежение интере­сами
и желаниями малыша и пр. Постоянное
запугивание при­водит к тому, что дети
становятся бессильными, теряют
спо­собность рассуждать, переживают
острый эмоциональный дис­комфорт.
Большую роль в возникновении страхов
у ребенка иг­рает наличие страхов у
самой матери. Помня о своих детских
стра­хах, она непроизвольно ограждает
малыша от когда-то пугавших ее объектов,
например животных. Так неосознанно
формируют­ся тревожные чувства,
возникают «наследственные» страхи.

Развивающееся
воображение приводит к тому, что к трем
годам появляется целая группа страхов,
связанных со сказоч­ными героями,
темнотой, пустой комнатой. Предрасположен­ность
к страхам имеется у малообщительных
детей, ограничен­ных в контактах. У
таких детей, кроме страхов, могут
возни­кать агрессивность, упрямство,
капризы. Развитие страхов взрослые
стимулируют, когда заставляют детей
сдерживать свои эмоции, не понимают их
переживаний. Тогда на вид сдержанные
дети на самом деле исполнены всевозможных
сильных отрица­тельных чувств.

Нельзя стыдить
ребенка за переживаемый страх. Ведь
страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием
насмешек малыш начи­нает скрывать
страх, который не только не исчезает,
но в таком случае даже усиливается.
Ребенок становится пассивным, склон­ным
к переживанию депрессии.

С 3 до 5-6 лет страхи
становятся наиболее разнообразны­ми.
Они свойственны большинству дошкольников,
часто пере­ходят в навязчивые формы,
близкие к невротическим состояни­ям.
Страхи вызываются совокупностью
следующих компонен­тов: высокой
эмоциональностью дошкольника, малым
жизнен­ным опытом, богатым воображением;
они легко появляются и исчезают в течение
3-4 недель. Нередко страхи могут вызывать
необдуманные поступки взрослых, например
ошибки в умст­венном воспитании,
которые приводят к снижению уровня
ори­ентации в окружающем. Если ребенок
не получает ответа на то, что его
одновременно пугает и интересует, он
пытается найти от­вет сам, но не лучшим
образом. Необходимо давать правильные
ответы на детские вопросы. Важно обогащать
знания детей о пред­метах и явлениях.
Не следует оставлять ребенка одного в
незна­комой, в сложной обстановке.
Следует поучаствовать в пугаю­щей
деятельности, например вместе войти в
темную комнату.

Литература

  1. Волосова
    Е.
    Развитие
    эмоций у детей раннего возраста в
    дей­ствиях с предметами//Дошкольное
    воспитание. — 1981. — № 7. -С. 65-67.

  2. Гаспарова
    Е.
    Эмоции
    ребенка раннего возраста в игре//До-школьное
    воспитание. — 1981. -№ 10. — С. 61-64.

  3. Мещерякова
    СЮ.
    Особенности
    «комплекса оживления» у младенцев при
    воздействии предметов и при общении
    со взрос-лыми//Вопросы психологии. —
    1975. — № 5. — С. 81-89.

  4. Миронов
    В.
    Моральное
    чувство: его формирование с помо­щью
    художественной литературы/Дошкольное
    воспитание. -1993. -№10. -С. 41-42.

  5. Рояк
    А.
    Эмоциональное
    благополучие ребенка в группе дет­ского
    сада//Дошкольное воспитание. — 1977. -№ 2.
    — С. 12-19.

  6. Эмоциональное
    развитие дошкольника/Под ред. А.Д.
    Ко-шелевой. — М., 1985.

studfiles.net

Родительское собрание «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины»

      1. Родительское собрание 
      1.  “Эмоциональное неблагополучие детей и его причины” 

         

Цель: Укрепление сотрудничества педагогов группы и родителей по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

— разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья;

— пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка;

— привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами с целью устранения выявленных проблем, к активному участию в образовательном процессе детей;

— создать условия для обмена семейным опытом.

План собрания:

Диагностика эмоционального состояния родителей с использованием восьмицветной гаммы

Беседа «Что такое — эмоциональное благополучие ребенка»

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Определение путей решения выявленных проблем

Итог, разное

    Ход собрания

    1. Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

    Закройте глаза и представьте, какого цвета у вас настроение. Теперь откройте глаза и краской такого же цвета или наиболее подходящего закрасьте бусинку в наших бусах (Приложение 1)

    2. Беседа «Что такое — эмоциональное благополучие ребенка»

    Программой ДОУ одной из важнейших задач определена – забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка

    — Что же такое здоровье? (Ответы родителей)

    По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

    Что касается физического здоровья, то его значимости всегда придавали значение. Существует огромное множество различных услуг, идей и людей, рассказывающих нам о том, как о нем заботиться. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

    В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

    — Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

    На сегодняшнем собрании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.

    3. Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

    Вернемся к результатам нашего цветового теста. Что говорят оценочные результаты о вашем эмоциональном благополучии? (интерпретация теста)

    А вот бусы нарисованные вашими детьми, давайте сравним цветовую гамму. (Обсуждение результатов теста детей)

    Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

    Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка.

    — Вы знаете своих детей, считаете ли вы, что ваш ребенок испытывает эмоциональное напряжение? (высказывания родителей)

    Предлагаем вам проверить свои наблюдения заполнив Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову (Приложение 2) (родители заполняют тест и подсчитывают результаты)

    Далее педагог знакомит с интерпретацией результатов (родители обсуждают результаты, соотнося их со своим видением эмоционального состояния ребенка).

    4. Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

    — Как же ваши дети проявляют свое неблагополучие в эмоциях? В чем это проявляется? Давайте подумаем? (Высказывания родителей, запись на доске)

    Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность.

    Мы подготовили для вас небольшие видеозарисовки из жизни группы в течение дня (просмотр видеозаписей осуществления режимных моментов и НОД). Взгляните на своих детей со стороны, ведь часто ребенок с родителями ведет себя по иному.

    Добавлю лишь, что условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально–эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой – в особенностях внутреннего мира ребенка (Приложение 3).

    5. Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

    Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (Высказывания родителей, запись на доске)

    1. Нарушение режима дня

    2. Несогласованность требований к ребенку

    3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

    4. Изобилие информации

    5. Неблагополучное состояние в семье

    6. Определение путей решения выявленных проблем

    Что же необходимо предпринять родителям, чтобы устранить выявленное эмоциональное неблагополучие ребенка? (высказывания родителей, педагог наталкивает родителей на необходимость устранения причин)

    В первую очередь определить причину нарушения. Для этого возможно необходимо обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту.

    Чем может помочь специалист?
    Специалист может помочь родителям определить причины эмоционального неблагополучия ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

    В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу эмоциональных нарушений необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. В нашей группе про каждого ребенка можно сказать, что он не здоров. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. В таком случае правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и осложнений.

    Выступление директора детского оздоровительного развивающего центра «Капитошка» о программе тренинговой работы по коррекции эмоциональной сферы.

    7. Итог, разное

    Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.

    Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. 

    Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

    Эмоционально здоровые люди уверены в себе и в самом деле довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы. Кроме того, они лучше подготовлены к любым изменениям и сбоям в своей жизни и легче готовы их принять.

    Когда мы находимся в хорошем эмоциональном состоянии нам кажется что все по плечу и мы можем справиться с любыми переменами и событиями, которые бы жизнь нам не подбросила. У нас как будто есть все необходимые инструменты, чтобы разгладить неровности эмоций, которые возникают в виде тревог, страхов, отчаяния или депрессий. 

    Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни.  Всякое серьезное эмоциональное нарушение – это крик о помощи. И вы можете ее оказать!!!

    Приложение 1

    Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

    Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.

    Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

    Обработка результатов

    Выбор карандаша: — оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;

    — пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета – на эмоциональное неблагополучие;

    — коричневого цвета – на эмоционально нейтральное состояние.

    Приложение 2

    Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

    __________________________________________________________________

    Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

    Легко расстраивается, много переживает.

    Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

    Капризничает и раздражается по пустякам.

    Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

    Бывают припадки злости.

    Заикается.

    Грызёт ногти.

    Сосёт палец.

    Имеет плохой аппетит.

    Разборчив в еде.

    Засыпает с трудом.

    Спит беспокойно.

    Неохотно встаёт.

    Часто моргает.

      15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

      16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

      17.Старается быть тихим.

      18. Боится темноты.

      19. Боится одиночества.

      20. Испытывает другие страхи.

      21. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

      22. Испытывает чувство неполноценности.

      Обработка результатов

      28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

      20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

      14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

      7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

      Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

      Приложение 3

      Эмоциональные нарушения дошкольников

      Сфера 
      проявления

      Характеристики

      Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

      • Неуравновешенность;
      • возбудимость;
      • бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение. усиленное потоотделение; 
      • негативизм;
      • упрямство; 
      • неуступчивость; 
      • конфликтность;
      • жестокость;
      • устойчивое негативное отношение к общению;
      • застревание на отрицательных эмоциях; 
      • эмоциональная холодность; 
      • отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах

      Особенности внутреннего 
      мира

      • Острая восприимчивость
      • впечатлительность;
      • болезненная чувствительность;
      • наличие страхов;
      • не являющихся возрастными;
      • мешающими нормальной жизнедеятельности детей; 
      • тревожность;
      • мнительность

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Статья на тему: Консультация для родителей: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».

      Консультация 1: «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины».

      Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

      По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчёркивая важность эмоциональных переживаний ребёнка при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношение с близкими взрослыми и сверстниками создаёт опасность нарушения последующего формирования личности  [6].

      Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — особенностях внутреннего мира ребёнка.

      Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка [3]. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищённости, иногда страх в связи с отрицательным отношением взрослого.

      Такое отношение взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьёзным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них
      характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

      Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения [3].

       К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубость. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинами, однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

      Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и так далее надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями со взрослыми или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.

      Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).

      Причины детских страхов очень разнообразны. Их проявление прямо зависит
      от жизненного опыта ребёнка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

      В 6 — 7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берёт ребёнка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

      Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и прочее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт.

      Развивающееся воображение приводит к тому, что к трём годам проявляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

      Нельзя стыдить ребёнка за переживаемый страх, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезнет, но в таком случае даже усиливается. Ребёнок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

      С 3 до 5 — 6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трёх-четырёх недель.

      Таким образом, на эмоциональное благополучие ребёнка оказывает воздействие ряд различных причин, а нарушения могут быть вызваны разными причинами.

      Список литературы:

      1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384с.
      2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений. / Российская АН; Российский фонд культуры; – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: АЗЪ, 1994. – 928с.
      3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 336с.
      4. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 160с.
      5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272с.
      6. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002. – 156с.
      7. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 304с.

      nsportal.ru

      § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

      обожаю! Ой, какие нежные лепестки!» Постоянно отмечает краски в природе: «розовый закат», «сиреневый восход», любимый цвет — розовый, но определенного оттенка.

      Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

      Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

      Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

      -ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

      -изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

      -чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

      -формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

      Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

      Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

      Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные

      эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

      Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

      Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

      Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

      Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»

      В6-7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

      Враннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.

      Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

      studfiles.net

      Консультация «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины» — МЦОиП

      Автор: Богонович Надежда Петровна

      Консультация

      «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины»

       Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворительность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие телесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

               Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослыми и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональнее контакты,  при которых ребенок является объектом доброжелательного,  но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностными ожидания. Для одних характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

             Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые, безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их действий. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемы — слезами, грубостью, драками. Наблюдается сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиленное потоотделение и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

            Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общении. Как правило, обиды, недовольство, неприязнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегать общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенность отношениями с воспитателями или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

            Другой существенность причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страха).

            Причины детских страхов разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувственности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

           Максим Д.(5л.9мес) согласился остаться один в квартире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидел ее на улице, стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я этого тебе никогда не прощу!»

           В 6-7 месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относиться к нему слишком сдержано, недостаточно обращает на него внимания.

          В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате, страхи проявляются чаще всего перед сном.

      Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя.

      Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь, предупреждают детские страхи.

          Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватное средство воспитания приводит к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональны дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери.

      Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например, животных. Так неосознанно формируется тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

             Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темной, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контактах. У таких детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимая их переживаний.

      Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

            Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

            С 3-х до 5-6 страхи становится наиболее разнообразными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивую форму, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональность дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением они легко появляются и исчезают в течение трех-четырех недель. Нередко страхи могут вызывать необдуманные поступки взрослых, например, ошибки в умственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ориентации в окружающем. Если ребенок не получит ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например, войти в темную комнату.

       

      mcoip.ru

      Отправить ответ

      avatar
        Подписаться  
      Уведомление о