Современные игрушки – Купить детские игрушки в интернет-магазине Современные Игрушки

Содержание

Серьёзный взгляд на детские игрушки

История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек – это кукла.

Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все – не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми.

История игрушек в России

Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. Многим знакома фраза «тяжёлое детство – деревянные игрушки». Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен, живших на реке Волхов, были в обращении деревянные игрушки. Игрушка XVIII в. сохранилась до наших дней в небольшом количестве.

Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки. Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. Изготовленные из дерева, глины и прочих естественных материалов, с реалистической достоверностью отражали облик эпохи.

Обратите внимание на устрашающий вид большинства игрушек, которые скопированы из детских мультиков последнего десятилетия. Ужасные динозавры, кибер роботы, черепашки ниндзя, солдаты с пушками, демоны, трансформеры, снабженные различным оружием и много другой нечисти, которые не соответствуют санитарным нормам, несут агрессию, издают неприятный звук или сделаны из материалов ядовитого цвета. Их вид не может приносить эстетического удовольствия от созерцания и тем более от игры с ними. Такая игрушка ничего кроме агрессии и жестокости у ребенка вызывать не может.

Если оглянуться на наше недавнее прошлое можно проследить интересную картину того, как менялся облик игрушки:

В 30 е годы прошлого века считалось, что куклы не должны носить платьев и быть барышней (шла так называемая «борьба с пережитками буржуазного прошлого»). В военные годы мамы делали кукол своими руками, а дети раскрашивали их. В 50-е кукол начинают выпускать в большом объёме и игрушка становиться общедоступной. В гардеробе пупсиков – национальные костюмы народов СССР.

60-е в Эру космических полётов лошадок потеснили с полок детских магазинов луноходы и ракеты. Стали популярны фигурки космонавтов. А во времена Хрущева в моде игрушка-кукуруза. В 80-е над кубиком Рубика ломают голову и детвора, и взрослые, появляются тетрисы.

В 90-х на прилавках появляется Барби, отечественная продукция практически исчезает. Детские магазины оккупируют китайские игрушки, среди прочих невероятно популярные Тамагочи. Каждый ребёнок мечтает «завести» себе электронную зверушку, кормить его, лечить и всячески заботиться. А когда надоест – просто выключить. Со временем маленькая электронная игрушка из виртуального персонажа перерастёт в реального робота, по сути являющегося аналогом.

Современные игрушки

Всемирно знаменитая кукла Барби заслуживает пристального внимания. В старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам. Воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга.

Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Яркий макияж, нескромная одежда, кого она может изображать?

Такие  игрушки это неосознанный призыв ребенку: вот какой должна быть девочка. И девочки сравнивают и отождествляют себя с ней. Возьмите любую куклу “до эпохи Барби”: малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, – и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. С Барби же в “дочки-матери” толком не поиграешь. Какая из нее дочка? В результате  материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое.

К слову сказать, Барби уже не так  модна, сегодня на пике популярности кукла Братц.

Усовершенствованная Барби имеет искаженные пропорции (которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки-ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос). А туфли у нее снимаются с частью ноги!

Вот что об этом пишет В.Базарный в своей книге “Дитя  человеческое”:

“В конце 1980-х гг. я работал в детских дошкольных учреждениях г. Стрижевского. Обходя некоторые учреждения, обратил внимание, что самой популярной куклой у детей вдруг стала кукла Барби.

Я задал воспитателям вопрос: “Дорогие женщины! Неужели вы не понимаете, что этой “сексуальной тёткой” вы изначально уродуете детские души девочек?” Последовали возражения типа: “Она же красивая!” “Весь мир её использует!” Вот и вся аргументация. А ведь многие из них сами являлись матерями.

Я предложил им следующее: соберите мне 5 девочек, которые сами с мамами изготовят мягкие куклы, 5 девочек, играющих с готовыми жёсткими куклами, и 5 девочек, которые играют с Барби. Спустя несколько дней в зал для конференций пришли 15 девочек с предложенными куклами. Всех их я пригласил на сцену. Ввожу их в образ будущих мам. Затем прошу прижать своих “деточек” к сердцу.

Пять девочек, которые с мамами дома своими руками изготовили мягкие куклы, быстро прижали их к сердцу. Именно к сердцу! те пять девочек, которым купили готовые жёсткие куклы, стояли в растерянности. Они как-то неохотно то прижмут их к телу, то отдёрнут их от себя. Но истинное “чудо” произошло с девочками, у которых в руках оказались куклы Барби. Их лица внезапно как-то окаменели. Куклы были отодвинуты ими на вытянутую руку. А две девочки разжали пальцы, и куклы полетели вниз.

На вопрос: “Для чего дети рождаются девочками?” – та из них, которая играла с куклой Барби, ответила: “Чтобы быть красивой!” (читай, сексуально привлекательной. – В. Б.). Та же, что играла с рукотворной мягкой куклой, ответила: “Чтобы всегда были дети!” Последующие наши исследования подтвердили: кукла Барби воспитывает у девочек эгоцентрическую сексуальную устремлённость. А мягкая рукотворная кукла воспитывает у девочек материнство. <…>

Час осознания, час выбора таких простых истин настал. И, как убеждает жизнь, многие взрослые уже не могут оставить привитие пагубных для детей сексуальных ценностей. Так чему же удивляться? Если “сильная” духом и мужественная часть половины человечества не может бросить курить, то почему мы ожидаем, чтобы подобные и другие укреплённые с раннего детства привычки бросила “слабая” половина человечества?!”

Символами десятилетия начала 2000-го года можно смело назвать Человека-паука, телепузиков и динозавров. Но визитная карточка XXI века все же компьютерные игры. На смену пупсикам и зайчикам приходят «квесты» и «стрелялки».

Создаётся впечатление, что люди всё больше отрываются от реальности повседневной жизни. Что стало тому причиной? Вседозволенность перестройки или свободомыслие демократии? Этот вопрос ещё предстоит решить, но так или иначе очевидно, что подобная вседозволенность более чем негативно влияет на наших деток. Если мы сами ничего не противопоставляем навязчивому миру рекламы.

Дети всегда просят родителей купить именно те игрушки, повторяющих героев мультиков (либо фильмов), которые дети видят на экранах телевизоров, или имеют в компьютерных играх.

Все остальные игрушки, как правило, спросом не пользуются. Либо дети играют в них слишком непродолжительное время, а потом снова переходят к игрушкам, раскрученным по телевиденью, а в современных детских мультиках фигурируют в основном чудища.

Это драконы и тому подобные агрессивные персонажи, всякие герои с противоестественной физиологией (например Человек-паук), либо просто герои (солдаты в форме и с оружием). Раньше конечно тоже играли в «войну», разделялись между собой, после долгих споров, на «немцев» и «наших». Но если раньше в таких играх превалировали зачатки доблести, отваги и желание защитить и отстоять родину, то теперь игра принимает захватнический характер. И враги радикально изменились, теперь стали убивать инопланетян.

Отдельную категорию составляют всякие черепа, мертвецы, и прочие выходцы с того света. Когда дети видят их на прилавке, то просят купить именно их, а не что-либо иное. Играя с ними, ребенок становится жестоким и злым.

У детей пользуются популярностью страшные, свирепые и агрессивные игрушки. Именно их обсуждают дети при совместном общении. Если какому-то ребёнку родители не покупают “то, что есть у всех”, ребёнок становится изгоем в детском коллективе.

В последнее время в моду стали входить куклы изображающие персонажи потустороннего мира,  которые пользуются популярностью среди представителей различных субкультур. Коллекционные куклы Living Dead Dolls  (Живые мёртвые куклы) от  Эда Лонга и Дамиана Глонека. Успешно выпускаются и продаются вот уже в течении 10 лет.

Недавно эти куклы в небольших количествах стали появляться в российских интернет-магазинах. Это коллекционная серия создана, как говорят на любителя, но неисключено что после просмотров мультфильмов про приключения инфернальных существ ребёнок может заинтересоваться подобной продукцией.

«Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих со “страшными” игрушками, – рассказывает одна мама. Впервые я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи, где очень серьезно относились к вопросам воспитания.

Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с удовольствием возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.

И потом с удивлением рассказывала:

— Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. “Нет, – говорит, и все! – Зубастые кусаются”. Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок…

Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких “монстриков” и покемонов. В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было.

Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.

И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.

У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать».

Страшно представить, кем может вырасти малыш, играющий с нежитью. Ведь, по словам детских психологов впечатления, полученные ребенком в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго.

Конечно же родители, покупая очередную игрушку, хотят порадовать свое дитятко. Но будьте благоразумны и проанализируйте, какой вред может принести та или иная игрушка ребенку. И помните, что то, что смотрят наши дети по телевизору, то с чем они играют должно воспитывать в детях лишь положительные качества. Вспомните советские игрушки и мультфильмы. В каждом из них была мораль, воспитывающая в детях чувство доброты, заботы, достоинства, чести, ответственности.

Там не было ни зла, ни агрессии, ничего что могло бы навредить ребёнку. Добро всегда побеждало зло, сейчас же отличия между добром и злом почти перестали  существовать.

Искажённые гримасы становятся «милыми и симпатичными», причинение боли и даже убийство – естественным. Это, в сущности, касается виртуальной реальности, когда ты ежедневно убиваешь тысячи компьютерных монстров, а сам не чувствуешь боли. И самая главная опасность, которую таит в себе не естественно красочный мир компьютерных игр заключается в том, что ребенок, лишенный живого общения, не проходит так сказать, «школу жизни» и привык жить в мире, которого не существует, который кардинально отличается от реального.

Советы родителям

Воспитательная задача и ответственность родителей в том, чтобы минимизировать негативное воздействие на детей.

Следует более внимательно и серьёзно подходить к выбору игрушек для своих или чужих детей, объяснять, комментировать и играть совместно, что даст незаменимый опыт и возможность усвоить много нового, важного и полезного для всех участников игры.

Особенно полезно создавать игрушки своими руками, приглашая поучаствовать в процессе ребёнка. Спроектировать и выполнить их не так уж и трудно, тем более вместе с ребёнком процесс выполнения  несёт воспитательный характер.

И не нужно тратить деньги на некачественные  вещи, которые со временем всё равно выкидываются. Сам процесс создания – это и игра и обучение. Материалами может служить любая «ерунда», кусочки лоскутов, бумага, пуговицы и т. д.

Не говоря уже о изобилии природных материалов – шишек, камушек, веточек и прочем. Какое всё-таки удовольствии с любовь смастерить, пусть даже незначительную вещь, для своего ребёнка. Сколько радости принесёт такая вещица!

И что немаловажно понять родителям – любой игре надо научить. Недопустимо оставлять своё чадо одного в обществе игрушек, пусть даже самых лучших. Не виноват ребёнок в том, что не умеет обращаться с куклами и зверушками.

Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни.

Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.

По материалам 3rm.info

whatisgood.ru

10 необычных детских игрушек современности: взрыв эмоций гарантирован!

Американцы традиционно определили ТОП 10 лучших и очень необычных игрушек, которые появились в 2014 году. Некоторые из этих игрушек покажутся вам немного странными, другие же наоборот понравятся.

Отличительная черта этих новинок — современная интерактивность.

ТОП – 10 лучших игрушек 2014 по мнению американцев
Makey Makey Kit

Итак, начнем свой топ с игрушки под названием Makey Makey. На вид это очень странная, непонятная игрушка в виде платы. Сразу и не поймешь, что с ней делать.

На самом деле людям из 90-х эта вещь напомнит джойстик от приставки. В действительности функции примерно те же: этот девайс подключается к компьютеру, и уже через него идет управление. При помощи этого джойстика можно создавать разнообразную музыку, управлять компьютером и так далее.

Необычные детские игрушки всегда пользовались спросом. И это изобретение способно привлечь внимание детей — к плате можно присоединять любые предметы для управления, будь то клубника, банан или же другие подручные материалы.

Игрушка уже доступна для покупки. В интернет-магазине JoyLabz такой джойстик стоит 50 долларов.

Пальчиковые машинки Modarri

Казалось бы, простые машинки для мальчишек. Но это лишь поверхностный взгляд. За этими фингер-карами прячется намного большее. Этими машинками заинтересуются на самом деле не только дети, но и взрослые мужчины, которые в душе остаются все теми же маленькими мальчиками.

Дело в том, что эти машинки напечатаны на 3D принтере и внутри они даже напоминают настоящую машину, так как обладают подвеской и рулевой системой, которые являются уменьшенной копией реальных автозапчастей.

В коллекции этих необычных детcких игрушек есть три модели, а управлять ими можно при помощи всего двух пальцев. Машинки при умелом управлении способны составить конкуренцию в трюках некогда популярным фингер-скейтам.

Полюбоваться представленными игрушками можно на страницах каталога Modarri.com.

Playable Art Helicone

В век компьютерных технологий очень важно хотя бы немного внимания уделять расслабляющим, развивающим и удивляющим игрушкам и головоломкам.

С виду эта вещь напоминает произведение искусства, некий предмет интерьера, поэтому заслужила почетное место в топ-10 необычных игрушек.

Предлагаем посмотреть на представленное изобретение поближе и увидеть игрушку в действии:

Уже в июне этого года Playable Art Helicone должна поступить в свободную продажу, и тогда вы сможете удивить своего ребенка, ну или порадовать себя.

I Heart Guts

Развивающие мягкие игрушки бывают разными, но встречали ли вы вживую такие же необычные игрушки для детей?

А вот теперь полюбуйтесь на это изобретение. Плюшевые органы так милы — что там о детях говорить, даже взрослый не устоит перед чарами таких привлекательных созданий! Производители утверждают, что ребенок с легкостью освоит части и органы человеческого тела в процессе увлекательной игры.

Интересно, в каком ключе, по мнению американцев, должна быть построена эта поучительная игра?

Плюшевые органы в Америке пользуются огромной популярностью. За необычной покупкой следуйте в интернет-магазин Iнeartguts.

Ozobot

Хоть в продажу изобретение поступит не раньше зимы текущего года, разговоры о нем не утихают. Это не просто игрушка, а прибор, который поможет заложить самые элементарные навыки управления разной техникой и программным обеспечением.

На панели располагаются роботы, а задача ребенка — управлять ими при помощи прорисовки различных линий. Кажется, что игрушка направлена на развлечение, но в тот же момент она отлично развивает вашего ребенка. И, кстати, станет неплохим развлечением для вас.

Как работает это изобретение, смотрите на видео с выставки CES 2014:

Commonwealth Toys wiki Bear

В начале года американская корпорация Commonwealth Toys представила свою новую игрушку – плюшевого медведя.

Медвежат, наверное, любят все детки. Но это не просто мягкий друг, а интерактивная игрушка, которая умеет разговаривать и даже отвечать на вопросы ребенка, поддерживая беседу с ним.

В голову игрушки заложена сложная программа, которая научит ребенка хорошо разговаривать и вести диалог. Согласитесь, очень полезная разработка. Для полноценной работы игрушка синхронизируется со смартфоном через специально разработанную программу. Радует то, что она фильтрует разговор и ваш ребенок не получит лишней, ненужной информации.

Хотите услышать забавного мишку?

Купить необычную говорящую игрушку можно будет уже этим летом.

Light Stax

Конструкторы всегда имели огромную популярность как среди детей, так и среди взрослых, но сегодня этой игрушкой удивить кого-то очень сложно. Однако в нашем топ-10 необычных игрушек нет привычных вещиц — мы представляем только самые оригинальные и интересные изобретения!

Одна из компаний как-то решила дать новую жизнь старому конструктору. Теперь блоки стали очень легкими, а один из блоков заставляет все остальные светиться красивыми цветами. Так, составив какую-то фигуру из конструктора, вы получите… оригинальный светильник!

Выбрать можно три варианта свечения, как в гирлянде: постоянный свет, мерцание и плавное угасание. Такой игрушке будут рады и взрослые, и дети.

Купить светящийся конструктор можно в интернет-магазине Red5.co.uk.

Nerf N-Strike Elite Demolisher 2-in-1 Blaster

В продажу бластер поступит ближайшей осенью, а сегодня мы можем вам немного рассказать о нем.

Это второй вариант бластера, над которым разработчики трудились целый год. Пока что компания даже не рассказала, чего ожидать от новой игрушки, но знатоки говорят, что, скорее всего, он будет стрелять снарядами, которые подойдут для дартса, и пеной.

Hexbug Aquabot 2.0

Настоящие аквариумы требуют за собой ухода и внимания от владельцев, но согласитесь, дети не совсем любят это делать. Именно поэтому разработчики создали микро роботов в виде аквариумных рыбок, которые будут радовать вас и ваших детей.

Рыбка может жить как в аквариуме, так и купаться с ребенком в ванной, при этом плавать и радовать его своей «живостью». Плюс в том, что рыбок не надо кормить или специально ухаживать за ними! Вы сами можете выставлять режим работы этой необычной игрушки для детей, и контролировать ее действия.

Купить интерактивных рыбок с аквариумом можно в интернет-магазине Hex Bugs.

Worx Toys

А эти игрушки призваны помочь разобраться в строении механизмов.

Принцип работы прост: на специальной панели вводится определенный код — и деталь подсвечивается.

Загляните на сайт производителя в поисках своей игрушки.

Ну как вам такие игрушки? Вы бы хотели что-то купить своему ребенку?

Какую игрушку вы хотели бы купить?

shoptema.ru

Статья на тему: современная игрушка

Современная игрушка

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка — это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она — современная игрушка? И какой она должна быть?  Как помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставить задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе?

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.. Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей деятельностью (Леонтьев А. Н.) В играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра и игрушки формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

Игра — средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития. Но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра и игрушка, по мнению ученых, — важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений.

Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет. Современная игрушка, – какая она? К сожалению, хорошо покупаемая игрушка — та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной, способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.

Черепашки Ниндзя, трансформеры — роботы, Бэтмэн, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным или маленьким детям.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Помня о том, что игрушка — культурное орудие, с помощью которого ребенок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определенный воспитательный смысл.

Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков — крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк. На открытой витрине — американские же супермены-профессионалы (альпинист, пилот и киллер с набором разнообразного оружия — от ножа и пистолета до лазера).

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) — это квази-игрушка по определению психолога А. Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года — это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби — это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни — бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

«Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка представления о красоте вообще часто не совпадает с эстетическими воззрениями взрослых.

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра — жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома — фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, то есть лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.

Подведем некоторые итоги.

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Общие выводы обзора современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и прочее. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации — мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств — не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.

Еще одна характерная черта нашего времени — тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Антиигрушка — это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно — духовному развитию.

Антиигрушка — это не просто плохая игрушка, то есть. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать преждевременный сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ и, главное, взрослыми «внушениями» способствует сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением.

Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.

Но не все так плохо. Можно покупать  хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, — небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков — столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет  очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.

Наблюдая детскую игру с целью выявить отношение детей к игрушкам, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой той или иной игрушки. Было бы особенно важно получить данные для выяснения такого трудного в психологическом отношении вопроса о реальном влиянии игрушки: по представлениям детей в сравнении с мнениями взрослых. В этом, может быть, ключ к научной программе отбора игрушек. В том, что эта программа нужна, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

 

 

Список литературы

 

  1. Игра дошкольника/Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-286с. ( Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Родителям об игрушках. Абраменкова В.В. Журнал «Дошкольное воспитание», №4. 2005.
  3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада. А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303-323

 

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *