Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей
Закрыть- Болезни
- Инфекционные и паразитарные болезни
- Новообразования
- Болезни крови и кроветворных органов
- Болезни эндокринной системы
- Психические расстройства
- Болезни нервной системы
- Болезни глаза
- Болезни уха
- Болезни системы кровообращения
- Болезни органов дыхания
- Болезни органов пищеварения
- Болезни кожи
- Болезни костно-мышечной системы
- Болезни мочеполовой системы
- Беременность и роды
- Болезни плода и новорожденного
- Врожденные аномалии (пороки развития)
- Травмы и отравления
- Симптомы
- Системы кровообращения и дыхания
- Система пищеварения и брюшная полость
- Кожа и подкожная клетчатка
- Нервная и костно-мышечная системы
- Мочевая система
- Восприятие и поведение
- Речь и голос
- Общие симптомы и признаки
- Отклонения от нормы
- Диеты
- Снижение веса
- Лечебные
- Быстрые
- Для красоты и здоровья
- Разгрузочные дни
- От профессионалов
- Монодиеты
- Звездные
- На кашах
- Овощные
- Детокс-диеты
- Фруктовые
- Модные
- Для мужчин
- Набор веса
- Вегетарианство
- Национальные
- Лекарства
- Антибиотики
- Антисептики
- Биологически активные добавки
- Витамины
- Гинекологические
- Гормональные
- Дерматологические
- Диабетические
- Для глаз
- Для крови
- Для нервной системы
- Для печени
- Для повышения потенции
- Для полости рта
- Для похудения
- Для суставов
- Для ушей
- Желудочно-кишечные
- Кардиологические
- Контрацептивы
- Мочегонные
- Обезболивающие
- От аллергии
- От кашля
- От насморка
- Повышение иммунитета
- Противовирусные
- Противогрибковые
- Противомикробные
- Противоопухолевые
- Противопаразитарные
- Противопростудные
- Сердечно-сосудистые
- Урологические
- Другие лекарства
- Врачи
medside.ru
Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение
Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.
Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.
Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.
Что такое детский аутизм?
Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.
Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.
Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.
Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:
- Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
- Задержка развития личности.
- Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
- Страх изменений в окружающей среде.
- Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
- Эхолалия.
- Дефицит речи и ее использования.
- Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
- Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
- Стереотипные игры с неигровыми предметами.
- Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
- Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
- Отрешенность.
- Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
- Жевание заменяется сосанием.
- Эпилептические приступы в трети случаев.
- Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
- Наступают периоды возвращения способности к обучению.
- Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
- Отсутствие социального взаимодействия.
- Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
- Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
- Отсутствие логики в поведении.
- Импульсивность.
- Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
- Коммуникативный дефицит.
- Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
- Пустой взгляд.
- Речевые навыки не нарушены.
- Движения неритмичные и стереотипные.
Причины детского аутизма
Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:
- Аффективная среда и слабость инстинктов.
- Расстройство восприятия и блокада информации.
- Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
- Ретикулярная формация ствола мозга.
- Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
- Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
- Расстройство парного функционирования обоих полушарий.
Провоцирующими аутизм факторами являются:
- Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
- Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
- Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
- Прививки.
- Психические болезни, например, эпилепсия.
- Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
- Эмоциональная холодность родителей.
- Ртутное отравление.
- Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
- Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
- Злоупотребление антибиотиками.
Симптомы и признаки детского аутизма
Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.
Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.
Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:
- Проявление характеристик в 2-3 года.
- Отсутствие улыбки в ответ.
- Игнорирование и отторжение объятий.
- Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
- Отсутствие контакта глазами с собеседником.
- Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
- Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
- Задержка или полное отсутствие речи.
- Склонность к уединению.
- Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
- Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
- Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
- Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
- Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
- Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
- Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
- Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
- Судорожные припадки в 25% случаев.
Ранний детский аутизм
Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.
Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:
- Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
- Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
- Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
- Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
- Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
- Отсутствие контакта глаза в глаза.
Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.
Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:
- Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
- Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
- Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
- Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.
Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.
Лечение детского аутизма
Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:
- Семейная терапия.
- Исправление поведения.
- Медико-психолого-педагогическая коррекция.
Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:
- Амитриптилин – психотропное средство.
- Витамин В6.
- Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
- Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
- Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.
Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:
- Строгий распорядок дня.
- Прививание жизненно необходимых навыков.
- Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
- Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
- Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
- Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
- Избегание переутомления.
- Отсутствие спешки в обучении ребенка.
Прогноз
Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.
Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.
psymedcare.ru
Ранний детский аутизм — причины, симптомы, диагностика и лечение
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
www.krasotaimedicina.ru
причины, симптомы, диагностика и лечение
Общие сведения
Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.
В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.
Аутизм
Причины развития аутизма
В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.
Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.
В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).
Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.
Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.
Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.
Симптомы аутизма
Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.
Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.
Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.
Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.
Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.
Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.
Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.
Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.
Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).
Классификация аутизма
Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.
Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.
Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.
Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.
Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.
Диагностика аутизма
Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.
Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.
Лечение и прогноз при аутизме
Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.
В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.
www.krasotaimedicina.ru
что это за болезнь? Причины и признаки аутизма у детей и взрослых, лечение
Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство психического развития, которое характеризуется пониженной способностью к общению, часто повторяющимися действиями и ограниченными интересами.
По статистике, аутизм встречается у одного-шести детей на тысячу. На четырех мальчиков с аутизмом приходится одна девочка.
Признаки и симптомы аутизма у детей
Симптомы аутизма можно поделить на две группы:
Первая группа включает симптомы, связанные с нарушениями социальных навыков. Такие дети с трудом могут поддерживать беседу, идти на контакт с людьми, разделять чужие интересы, подстраиваться под собеседника, у них позднее развивается речь. Им сложно считывать жесты и эмоции, удерживать зрительный контакт — зачастую у них вообще отсутствует лицевая мимика. Дети с РАС не могут менять свое поведение в зависимости от социальных требований, испытывают сложности с воображением, не могут заводить друзей.
Ученик центра социальной реабилитации «Турмалин» со своим педагогом-куратором перед началом занятия. РИА Новости / Мария Алексеева
Вторая группа — это повторяющиеся особенности поведения — регулярные, ограниченные действия и привычки. Например, ребенок стремится снова и снова раскладывать предметы, раскачивается из стороны в сторону, определенным образом принимает пищу. Людям с РАС важно, чтобы повседневные ритуалы повторялись в строгом порядке. Любые перемены в привычных действиях вызывают у них стресс.
Соня Шаталова на занятии по вязанию у своего тьютора Людмилы. РИА Новости / Кирилл Каллиников
Люди с расстройствами аутистического спектра проявляют повышенную чувствительность к сенсорным объектам: сильнее чувствуют запахи, любят трогать вещи определенной текстуры, но боятся некоторых звуков или яркого света. Происходит это потому, что сигнал воспринимаемый ребенком, поступает в мозг в искаженном виде: прикосновения и звуки могут причинять физическую боль, а ожоги не восприниматься мозгом вообще.
Важно, чтобы симптомы из обеих групп проявлялись одновременно, иначе диагноз РАС не ставится.
Существуют и так называемые «красные флажки» — навыки, отсутствие которых может говорить о наличии аутизма, либо других заболеваниях, считает детский врач-психиатр Елисей Осин.
К году ребенок плохо отзывается, либо не отзывается на свое имя.
После года ребенок не понимает, когда к нему обращаются и разговаривают лично с ним.
К 11-13 месяцам у ребенка отсутствуют выученные жесты: «отдай», «пока», «покорми», «попить» и так далее.
Если ребенок повторяет свои любимые слова, названия и произносит буквы, но не может использовать речь в разговоре с людьми — это повод обратиться к специалистам.
Дети с расстройствами аутистического спектра мало улыбаются и не отвечают в ответ на улыбку, когда улыбаются им.
Источник: Getty Images
Причины аутизма
Аутизм — это комплексное расстройство, у которого нет единой причины. Специалисты скорее говорят о факторах, увеличивающих риск. Эти факторы могут быть генетическими, либо негенетическими. Скажем, существуют гены, влияющие на аутизм и развитие речи у ребенка.
Из негенетических факторов, повышающих риск рождения ребенка с РАС — зачатие ребенка в позднем возрасте, инфекции у матери во время беременности, загрязнение окружающей среды. Иногда эти факторы взаимодействуют друг с другом.
Существует популярная теория, связывающая распространение аутизма с вакцинацией населения. На данный момент не существует ни одного научного доказательства этой связи.
Лечение аутизма
Аутизм — это не болезнь, а группа расстройств психического развития. Им нельзя заболеть и от него нельзя вылечиться. Такие проявления, как агрессивность, возбудимость и гиперактивность можно купировать при помощи медикаментов, но лекарства не существует. Помочь скорректировать нарушения мышления и речи может лишь психолого-педагогическая работа.
Пятилетний мальчик с аутизмом играет с человекоподобной куклой. Кукла учит детей с аутизмом взаимодействовать с другими людьми. Источник: Reuters
У ребенка обнаружили аутизм. Что делать?
Первым делом специалисты рекомендуют не впадать в панику и не отрицать проблему.
Зарегистрируйтесь на форуме или в сообществе единомышленников. Например, «Аутизм. Форум родителей и профессионалов» или на «Форуме родителей детей с аутизмом». Так вы сможете понять, что таких, как вы много и изучить опыт других семей. Полезной будет методичка «Родитель родителю».
Поговорите с родственниками, братьями и сестрами ребенка. Объясните им, что такое аутизм.
Отправьте ребенка на медицинское обследование. Дети с РАС часто не чувствуют собственного тела и не могут сообщить, что у них что-то болит или не впорядке.
Обратитесь в ближайшую в вашем городе службу ранней помощи — организацию помощи детям с нарушениями развития. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования. На этом этапе важно добиться правильной постановки диагноза. Ищите методики и куратора (тьютора), который будет писать и корректировать программу для вашего ребенка. Обязательно нужны занятия с логопедом-дефектологом, игровой терапевт и терапия в группе.
Каждый случай индивидуален — здесь придется действовать методом проб и ошибок.
Если диагноз поставлен, оформите ребенку инвалидность в Бюро медико-социальной экспертизы. Это даст возможность получить материальную помощь и льготы, например, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте и другие.
Почему не стоит говорить «дети-аутисты»?
Этот термин некорректен. Существует правило «people-first language», при котором человек всегда идет впереди своих особенностей и называть его тоже нужно первым.
Правильно говорить «человек с аутизмом», а не «аутист», потому что во втором случае особенность становится его единственной и главной чертой. Не следует называть маленького ребенка «аутенок» — не все родители готовы принять такое обозначение.
Поскольку аутизм не является болезнью, то говорить «больной аутизмом» тоже неправильно.
www.anews.com
Истинные причины возникновения аутизма: почему сейчас пандемия аутизма
Причины возникновения аутизма
Современная медицина стремится причислить ранний детский аутизм и другие его виды к неизлечимым психическим заболеваниям, чаще всего передающимся по наследству. Однако истинные причины возникновения и развития этого страшного недуга чаще всего совсем другие.
Они не настолько фатальны, а потому можно с уверенностью утверждать, что аутизм не является приговором. Он излечим. Нужно только знать настоящие причины и механизмы его появления.
Генетическая предрасположенность к аутизму действительно играет не последнюю роль в развитии данного заболевания, но она не является основной его причиной.
За годы исследований не был найден один конкретный ген, который приводил бы эту болезнь в действие. Однако ряд наследственных особенностей организма ребенка все же повышают его шансы стать аутистом.
У некоторых детей количество меди в организме значительно превышает содержание цинка, а это является нарушением важной функции металлотионеина. Данное свойство организма способствует доставке цинка к клеткам головного мозга, образовании в нем нейронов, а также в выведении тяжелых металлов и поддержании иммунитета.
Такие же особенности были выявлены в организме аутичных детей. Исследователи данного вопроса предполагают, что здесь имеет место врожденный дефект или же негативное влияние различных факторов окружающей среды.
К наследственным факторам возникновения аутизма также можно отнести
слабую иммунную систему
повышенную кишечную проницаемость
предрасположенность к аутоиммунным заболеваниям
Однако, для того чтобы пусковой механизм аутизма сработал в организме, одного генетического фактора мало. Должны быть еще и внешние события, провоцирующие это.
И одна из важнейших причин возникновения и развития аутизма сегодня – ртутное отравление организма.
Дети могут регулярно получать данный металл
из загрязненного воздуха
из морепродуктов
и даже из зубных пломб
Однако самые мощные дозы ртути детям дает вакцина. Причем зачастую это происходит в первые сутки после рождения.
Да, очень часто аутизм начинает стремительно развиваться именно после прививки.
И это уже давно не новость для тех, кто изучает данную тему.
В 2000 году родители одного из маленьких аутистов, совместно с исследователями данного заболевания, сопоставили основные проявления аутизма с симптомами ртутного отравления.
Результат оказался шокирующим – они были практически идентичными.
Каковы же симптомы сильного ртутного отравления?
Взрослого человека с такими внутренними процессами давит постоянное чувство усталости, сопровождающееся головными болями, апатией, нежеланием что-то делать и вообще жить.
Медики называют такие недуги рассеянным склерозом и болезнью Альцгеймера.
Причины этих состояний также кроются в накапливании организмом тяжелых металлов. В какой-то момент их становится настолько много, что мозг просто дает сбой и отказывается нормально функционировать.
Аутизм у детей проявляется особенно ярко, ведь развитие их мозга в норме должно идти семимильными шагами. Вследствие поражения его ядами, оно резко замедляется, а то и прекращается вовсе.
У взрослого человека все происходит несколько иначе, ведь его мозг уже сформирован.
Таким образом, самый явный признак аутизма – умственная отсталость ребенка.
Нормальное развитие мозга обеспечивается миллионами биохимических реакций, а тут вдруг они все прерываются.
Видео
Сюжет о том, как ртуть разрушает нейроны головного мозга
Таким образом, внешние проявления ртутного отравления таковы
заторможенность и сонливость
нарушения речи, моторики, координации и памяти
слабая концентрация внимания
проблемы со зрением
агрессивность и раздражительность
невозможность нормальной социализации
А внутренние?
В первую очередь, это сильнейшие сбои в работе ферментативной системы.
Как ртуть ведет себя в человеческом теле?
Она просто замещает цинк во многих клеточных процессах. Цинк – важный фермент, катализатор биохимических реакций, ежесекундно происходящих в нашем организме. А если его и так мало в организме генетически?
Наше тело постоянно потребляет энергию, а ее запасы пополняет из пищи.
При этом всем известно, что именно с помощью продуктов питания мы должны получать ряд необходимых для нормальной жизнедеятельности микроэлементов
ферментов
витаминов
минералов
аминокислот
жиров
белков
углеводов
Сбои в работе ферментативной системы влекут за собой серьезные последствия – пища перестает усваиваться, то есть, организм просто не может разделить ее на важные составные части и использовать их для участия в тех или иных процессах.
Еда попросту не переваривается, не растворяется теми самыми ферментами, чтобы затем с помощью кровеносной системы попасть во все клетки организма.
Такая пища начинает просто отравлять весь организм, и во всех его органах происходят сбои. Обследования детей-аутистов представляют нашему вниманию ужасающую картину – ни один орган не работает должным образом. Все биохимические процессы нарушены.
Также ртуть, попавшая в организм, становится причиной проницаемости кишечных стенок.
Она просто повреждает слизистую оболочку этого органа.
А он необходим для выведения из организма всех продуктов распада, грубо говоря, мусора.
Но если в кишечнике появляются дыры, то происходит страшная вещь. Вместо того чтобы быть выведенными, выброшенными из тела, все эти ненужные организму вещества через те самые отверстия попадают в кровь и разносятся по всем органам. Они выделяют яды и отравляют организм.
Ртуть повреждает иммунную систему организма, и так еще до конца не созревшую. В результате, ребенок становится очень легкой добычей для грибков и вирусов
В медицине есть такое понятие, как «вирусная нагрузка» – это мера тяжести вирусной инфекции. Ее определяют путем подсчета количества вирусов в определенном объеме биологической жидкости человека. Подробнее о вирусной нагрузке при аутизме читайте здесь
И это – еще одна очевидная причина развития аутизма у детей.
Некорректно выстроенный график прививок раз за разом делает пробоины в хрупком детском иммунитете. Количество вирусов в маленьком организме постепенно растет, а формирующиеся, да еще и поврежденные органы с ними просто не справляются.
Научные исследования показали, что количество вирусов в биологическом материале аутистов значительно превышает все разумные допустимые нормы.
У каждого аутичного ребенка вирусная нагрузка настолько сильная, что, согласно медицинской теории, просто несовместима с жизнью.
Частое использование антибиотиков при лечении различных заболеваний также чревато стремительным развитием данного заболевания. Эти синтетические препараты просто «убивают» кишечную флору, то есть, все бактерии в ней без разбора. Однако болезнетворные микроорганизмы оказываются более живучими, и они начинают активно распространяться в организме. А от этого страдают все органы, в том числе и мозг.
Оксидативный стресс – это повреждение здоровых клеток в результате окислительного процесса. Данная опасность грозит не только детям-аутистам, но вообще всем людям, живущим на Земле.
Наверняка каждый из нас хоть раз слышал о свободных радикалах.
Что это такое?
Это клетки, находящиеся в активном свободном состоянии, потому что им недостает одного электрона.
Они витают практически повсюду
в сигаретном дыме
в воздухе, насыщенном загрязнениями и токсинами
и даже в жареной пище
Как только они проникают в человеческий организм, то начинают те самые недостающие электроны отнимать у клеток тела, попросту разрушая их структуру. Более того, зараженный патогенами организм сам выделяет такие клетки для борьбы с вредоносными микробами. Но они рушат все без разбора.
У аутичного ребенка в теле постоянно идут воспалительные процессы, для нейтрализации которых организм регулярно производит эти самые свободные радикалы. Однако те начинают действовать против и так небольшого количества здоровых клеток – так происходит аутоиммунный процесс. То есть, организм воюет сам с собой.
Итак, вырисовывается следующий алгоритм возникновения и развития аутизма
у малыша имеются генетические особенности организма, в числе которых – слабая детоксикационная система (таким людям очень тяжело жить в нашем мире, они практически не приспособлены к этому)
его организм постепенно накапливает тяжелые металлы и токсины вследствии вакцинации и употребления антибиотиков
в теле ребенка происходят нарушения обмена веществ и поражения всех органов
пища перестает нормально усваиваться и ежедневно добавляет телу ядов
клетки организма остаются без питания, а сам он постоянно находится в стрессовом состоянии из-за оксидативного стресса
иммунитет сильно снижается и перестает сопротивляться болезням с помощью кашля, насморка, повышения температуры
вирусы и инфекции просто не имеют выхода
во всех органах начинаются воспалительные процессы
тело становится желеобразным – организм просто начинает разваливаться
такие страшные внутренние процессы, естественно, не могут не выражаться внешними симптомами – ребенок начинает отстават
в развитии, у него появляется ярко выраженное аутичное поведение
Это очень страшно, но это можно остановить. Безопасно и эффективно. С помощью натуральных продуктов пчеловодства
Мы приглашаем Вас присоединиться к нашим программам по восстановлению аутичных детей и малышей с похожими проблемами.
Узнайте больше!
apicorrection.com
Аутизм у детей: ранние признаки, причины, диагностика, методы коррекции
Аутизм – диагноз, наводящий ужас на каждого родителя после разговора с детским психиатром. Проблема аутистических расстройств изучается очень давно, оставаясь при этом одной из самых загадочных патологий психики. Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.
Что такое аутизм?
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Причины аутизма
В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:
- инфицирование матери краснухой во время беременности
- ДЦП
- туберозный склероз
- нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
- хромосомные аномалии
Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.
Как аутичный ребенок воспринимает мир?
Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.
Симптомы аутизма
Существует 4 главных признака аутизма у детей, которые проявляются в той или иной степени.
- Нарушение социального поведения
- Нарушение коммуникации
- Стереотипное поведение
- Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет)
Нарушения социального взаимодействия
Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза
Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.
Скудная мимика, часто не адекватная ситуации
Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.
Жесты используются лишь для обозначения нужд
Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.
Неспособность понять эмоции окружающих
Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.
Отсутствие интереса к ровесникам
Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.
Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей
Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.
Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями
Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.
Нарушение коммуникации
Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм)
При тяжелом аутизме дети не овладевают речью. Они употребляют несколько слов для обозначения потребностей, употребляя их в одной форме (пить, есть, спать). Если речь и появляется, то она носит бессвязный характер, не нацелена на понимание другими людьми. Дети могут часами повторять одну и ту же фразу, часто лишенную смысловой нагрузки. О себе аутисты говорят во втором и третьем лице (Коля хочет пить.)
Аномальный характер речи (повторы, эхолалии)
При ответе на вопрос больной ребенок повторяет всю фразу или часть ее.
Взрослый спрашивает: Ты хочешь пить ?
Ребенок отвечает: Ты хочешь пить?
- Слишком громкая или тихая речь, неправильные интонации
- Отсутствует реакция на собственное имя
- Не наступает или задерживается «возраст вопросов»
Аутисты, в отличие от обычных детей, не пристают к родителям с сотнями вопросов об окружающем мире. Если этот период все же наступает, то вопросы очень однообразны и не несут практического значения.
Стереотипное поведение
Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться
Ребенок может часами строить башни или сортировать кубики по цветам. Выдернуть его из этого состояния бывает очень тяжело.
Выполнение ежедневных ритуалов
Аутисты чувствуют себя комфортно только в привычной им обстановке. Если поменять распорядок дня, маршрут прогулки или расстановку вещей в комнате – можно добиться ухода в себя или агрессивной реакции больного малыша.
Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки
Для детей-аутистов характерны эпизоды самостимуляции. Это стереотипные повторяющиеся движения, которые малыш использует в пугающей или непривычной обстановке.
- хлопанье в ладоши
- щелканье пальцами
- покачивание головой
- другие однообразные движения
Характерны навязчивые идеи, страхи. В пугающих ситуациях возможны приступы агрессии и самоагрессии
Ранние проявления аутизма у детей
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Памятка для родителей
Если вы видите сильную истерику у чужого ребенка — это может быть ребенок с аутизмом или другим расстройством психики, поэтому следует вести себя максимально тактично.
|
|
Уровень интеллекта при аутизме
Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.
Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.
Синдром Аспергера
Существует особый вид аутистических расстройств, названный синдромом Аспергера. Считается, что это легкая форма классического аутизма, проявляющаяся в более позднем возрасте.
- синдром Аспергера проявляется после 7-10 лет
- уровень интеллекта нормальный или выше среднего
- речевые навыки в пределах нормы
- могут быть проблемы с интонацией и громкостью речи
- зацикленность на одном занятии или изучении одного явления (человек с синдромом Аспергера может часами рассказывать собеседникам историю, которая никому не интересна, не обращая внимание на их реакцию)
- нарушена координация движений: неловкая ходьба, странные позы
- эгоцентричность, неспособность договариваться и искать компромиссы
Большинство страдающих синдромом Аспергера успешно учатся в школах, институтах, находят работу, создают семьи при правильном воспитании и поддержке.
Синдром Ретта
Тяжелое заболевание нервной системы, связанное с нарушением в Х-хромосоме, встречается только у девочек. При аналогичных нарушениях плоды мужского пола нежизнеспособны и погибают внутриутробно. Частота заболевания примерно 1:10000 девочек. Помимо глубокой аутичности, полностью изолирующей ребенка от окружающего мира, для данного синдрома характерны следующие особенности:
- относительно нормальное развитие в первые 6-18 месяцев жизни
- замедления роста головы после 6-18 месяцев
- утрата навыков и целенаправленных движений рук
- стереотипные движения руками по типу умывания или рукопожатия
- плохая координация и низкая двигательная активность
- исчезновение речевых навыков
В отличие от классического аутизма, при синдроме Ретта часто обнаруживают недоразвитие мозга и эпилептическую активность, прогноз при этом заболевании неблагоприятный. Коррекция аутизма и двигательных расстройств удается с трудом.
Диагностика аутизма
Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.
Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.
- Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
- Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
- Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
- Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
- Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
- Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)
Инструментальные методы:
- УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
- ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
- Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости
Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).
ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ | ЭТО НЕ… | ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лечение аутизма
Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.
Принципы воспитания ребенка-аутиста:
- Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
- Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
- Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
Этапы лечения аутизма
- Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
- Устранение неконструктивных форм поведения:
агрессии и самоагрессии
ухода в себя и зацикленности
страхов и навязчивостей - Обучение подражанию и наблюдению
- Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
- Обучение эмоциональному контакту
Поведенческая терапия аутизма
Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.
В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.
Логопедические занятия
Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.
Выработка социальных навыков и навыков самообслуживания
Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.
Медикаментозная терапия
Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.
Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.
К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.
Состояния, имитирующие аутизм
СДВГ
Часто за аутистические проявления принимают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Считается, что у каждого третьего ребенка есть те или иные признаки этого синдрома. Главные симптомы дефицита внимания: неусидчивость, сложности в обучении школьной программе. Дети не могут концентрироваться на одном занятии долгое время, ведут себя чересчур подвижно. Отголоски СДВГ есть и у взрослых, которым трудно принимать зрелые решения, запоминать даты и события. Такой синдром нужно выявлять как можно раньше и начинать лечение: психостимуляторы и успокаивающие средства в совокупности с занятиями с психологом позволят скорректировать поведение.
Тугоухость — нарушения слуха различной степени
Слабослышащие дети имеют задержку речи разной степени: от мутизма до неправильного произношения некоторых звуков. Они плохо откликаются на имя, не выполняют просьбы и кажутся непослушными. Все это очень похоже на аутичные черты , поэтому родители в первую очередь спешат к психиатру. Грамотный специалист направит ребенка на обследование слуховой функции. После коррекции с помощью слуховых аппаратов развитие ребенка приходит в норму.
Шизофрения
Долгое время аутизм считался одним из проявлений детской шизофрении. В настоящее время известно, что это два совершенно разных заболевания, никак не связанных друг с другом.
Шизофрения, в отличие от аутизма, начинается в более позднем возрасте. Раньше 5-7 лет она практически не встречается. Симптомы развиваются постепенно. Родители отмечают странности в поведении ребенка: страхи, навязчивости, уход в себя, разговоры с самим собой. Позже присоединяется бред и галлюцинации. В течении болезни наблюдаются небольшие ремиссии с последующим ухудшением. Лечение шизофрении медикаментозное, его назначает психиатр.
Аутизм у ребенка – это не приговор. Никто не знает, почему возникает это заболевание. Мало кто может объяснить, что ощущает аутичный ребенок при контактах с внешним миром. Но точно известно одно: при правильном уходе, коррекции раннего аутизма, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь, обучаться, работать и быть счастливыми.
zdravotvet.ru