Рефлекс новорожденного: Безусловные рефлексы новорожденного

Содержание

Сосательный рефлекс. Отсутствие сосательного рефлекса у ребенка

Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.

Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:

  • Гипоксия (внутриутробная или родовая)

  • Травма продолговатого мозга, полученная во время родов

  • Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов

  • Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры

  • Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ

  • Обострение какого-либо соматического заболевания

  • Умственная отсталость

   #PROMO_BLOCK#

Если обнаружено отсутствие рефлекса, вы должны сразу же обратиться к врачу — детскому неврологу и невропатологу. Неспособность ребенка сосать грудь или бутылочку со смесью влечет за собой опасность, что он будет голодать или недоедать. Малыш не сможет в необходимой мере развиваться (как физически, так и психически). Принимать какие-либо меры самостоятельно недопустимо, вы можете навредить ребенку. Если рефлекс отсутствует полностью, кроха обязательно должен находиться под наблюдением специалистов, которые смогут оперативно отреагировать на возможное ухудшение состояния новорожденного. Врач назначит правильное лечение, которое зависит от причины проблемы.

Несмотря на всю серьезность этой ситуации, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях плохой сосательный рефлекс можно разработать. Доктор может назначить специальный массаж лица, который нужно будет делать ребенку перед кормлением, и использование пустышки. Также педиатр поможет с разработкой правильного графика кормления и определит объем докармливания (когда малыш плохо сосет, это необходимо). Ребенка со слабым сосательным рефлексом обычно дополнительно кормят из ложечки смесью или сцеженным грудным молоком. Едят такие крохи совсем маленькими порциями, поэтому докорм производится часто. 

Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.

Рефлекс или проявление эмоций? Психологи изучили природу улыбок новорождённых детей

Немногие люди способны остаться равнодушными при виде улыбки новорождённого малыша, а большинство новоиспечённых родителей уверены, что это зрелище – самое прекрасное в их жизни.

Ранее учёные выяснили, что уже менее чем через сутки после родов женщины проводят около 80% времени, наблюдая за младенцами, при этом 34% этого времени матери улыбаются.

Порой малыши отвечают им улыбкой, которая может выражать положительные эмоции, радость или интерес. Или это всего лишь иллюзия, столь приятная для счастливых родителей?

Долгие годы специалисты были уверены, что улыбка новорождённых на самом деле является не более чем рефлексом, а малыши в первые дни своей жизни вряд ли способны на проявление каких-либо эмоций. Во всяком случае осознанно.

Команда под руководством Эмеше Надь (Emese Nagy) из Университета Данди в Шотландии решила разобраться в природе улыбок новорождённых и узнать, являются ли они рефлекторными или же младенцы на самом деле вступают в социальное взаимодействие с миром уже в первые дни своей жизни. Учёные проанализировали предыдущие работы по этой теме, а также данные, полученные при помощи технологий визуализации.

В своей авторской статье, представленной в издании The Conversation, Надь уточняет, что улыбки новорождённых считались рефлекторными примерно до второй половины прошлого века. Предполагалось, что у младенцев, во-первых, недостаточно социального опыта, чтобы выражать какие-либо эмоции, а во-вторых, ограничена чувствительность (вплоть до того, что они не чувствуют боли, хотя этот миф был развенчан современными учёными).

Между тем в последние десятилетия появляется всё больше данных в пользу того, что новорождённые полагаются не только на рефлексы и достаточно «компетентны», чтобы понимать своё собственное состояние, по крайней мере физическое.

Что же касается выражения чувств, в частности, радости и счастья, то вопрос о том, насколько осознанно это происходит, пока остаётся открытым.

Как отмечает Эмеше Надь, до начала 2000-х годов специалисты были уверены, что улыбку у новорождённых вызывают мышечные рефлексы (например, в ответ на сокращение кишечника или мочевого пузыря), либо она появляется и вовсе без причины.

Собственно, ещё Чарльз Дарвин утверждал, что выражать свои чувства посредством улыбки дети начинают лишь спустя полтора месяца жизни. Работа команды Надь подтвердила мнение великого эволюциониста, но лишь отчасти.

В 2001 году учёные пригласили к участию в исследовании 957 матерей новорождённых. Их попросили наблюдать за младенцами и фиксировать их эмоции (тогда специалисты занимались изучением первых проявлений страха у мальчиков и девочек).

Теперь же психологи проанализировали сведения, касающиеся улыбок малышей. Оказалось, что первые «социальные» улыбки проявляются в среднем на втором месяце жизни.

Эти данные подкрепляет ещё одна работа 1959 года, в которой изучалось поведение 400 младенцев. В ней отмечается, что «социальные» улыбки, которым предшествует зрительный контакт родителя с малышом, вообще не проявляются в течение первой недели жизни, а на второй неделе – лишь в 11% случаев. На третьей неделе жизни младенцы улыбались «осознанно» уже в 60% случаев, и почти в 100% – на четвёртой неделе.

Эмеше Надь отмечает, что в подобных работах не рассматриваются случаи, когда ребёнок улыбается во сне: такие улыбки точно не являются «социальными». Хотя сама способность улыбаться, судя по данным ультразвуковых исследований, появляется у плода уже на 23-й неделе развития.

Между тем другие работы показывают, что новорождённые уже спустя несколько дней после появления на свет могут улыбаться в ответ на поглаживания животика или щёк, а также в тех случаях, когда чувствуют сладкие запахи или вкусы.

Что же означают такие улыбки?

Психологи полагают, что на самом деле это и есть первые попытки «социализации», сигналы о положительных эмоциях. А основная проблема в трактовке таких улыбок заключается в том, что раньше их никто не рассматривал с этой точки зрения.

Кроме того, улыбки малышей в первые недели жизни всё-таки отличаются от классических «социальных».

Золотым стандартом в этом смысле служит «улыбка Дюшена». Она названа в честь французского невролога и «отца электротерапии» Гийома Дюшена. Пропуская ток через лицевые мышцы живых и скончавшихся людей, исследователь установил, что эмоция радости выражается при одновременном сокращении больших скуловых мышц и круговых мышц глаз.

Между тем у младенцев, как было установлено ранее, во время улыбки сокращается лишь первая группа мышц, вторая же остаётся неподвижной. Потому такие улыбки, недотягивающие до «эталона» Дюшена, и не считались истинным проявлением радости.

Но, как оказалось, такое представление было ошибочным. Современные методы визуализации, позволяющие различить малейшие сокращения мышц при помощи специальной системы кадрирования, говорят о том, что уже с самого раннего возраста улыбки младенцев сопровождаются сокращениями как скуловых мышц, так и круговых мышц глаз.

Кроме того, во время бодрствования малыши улыбаются вдвое чаще, чем во время сна, что также доказывает связь улыбок с социальными факторами, считает Надь.

Также более ранний анализ видеозаписей показал, что дети часто начинают двигать щеками и бровями, прежде чем улыбнуться. Психологи полагают, что таким способом малыши сосредотачиваются на лице того, кто перед ними.

К сожалению, набор знаний о поведенческих особенностях новорождённых всё ещё остаётся неполным, и требуется больше работ, чтобы разобраться в том, как человек начинает контактировать с миром и воспринимать его на самых ранних этапах жизни.

Относительно улыбок малышей Эмеше Надь делает вывод, что это, очевидно, больше, чем просто рефлексы. Хотя такие проявления эмоций могут быть не вполне осознанными и «социальными», это всё же первые попытки наладить связь с теми, кто окружает маленького человечка.

Кстати, ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) сообщали о других исследованиях человеческих улыбок. Мы рассказывали, какие улыбки заставляют людей нервничать и как улыбка поможет завоевать расположение собаки. Также психологи раскрыли секрет идеальной улыбки и выяснили, что проявление радостных эмоций делает лицо человека более узнаваемым. Кроме того, было установлено, что фальшивая улыбка не поднимет человеку настроение.

Грудничковое плавание | Медицинский центр

 Педиатр Елена #a_medclinic_Кошелева о грудничковом плавании

Ребёнок при рождении имеет определенный набор безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы — автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители. И хотя нервная система еще не до конца сформирована, она готова приспосабливать организм новорожденного к внешним условиям.

К числу безусловных рефлексов относятся:

  • плавательный рефлекс — ребенок совершает движения, подобные плавательным, если положить его на живот. Выражен до 3-4-х месяцев
  • рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути. Угасает после 3-го месяца


Опираясь на такую врожденную способность, многие родители начинают с первых недель жизни заниматься с малышами плаванием в бассейне.

Рассмотрим плюсы и минусы такого мероприятия.

Плюсы

  • воздействие воды на кожу

Вода очищает поры, стимулирует рецепторы, тонизирует кожу, улучшая ее защитную, выделительную и рецепторную функции.

  • воздействие воды на мышцы

Давление воды — это массаж кожи и мышц. Двигаясь, ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, в результате чего мышцы приобретают стабильный тонус, связки и сухожилия равномерно разрабатываются, тем самым укрепляется опорно-двигательный аппарат.

  • воздействие воды на лёгкие

Глубокие вдохи и выдохи во время купания стимулируют местное кровообращение, приводят к очищению дыхательных путей, а также стимулируют обогащение крови кислородом.

  • воздействие воды на сердце и сосуды

Давление воды на кровеносные сосуды кожного покрова улучшает кровообращение, стимулирует тонус сосудов, активизируется приток крови ко всем органам и тканям, улучшая процессы развития. ⠀

  • также отмечено, что дети, которые начинают заниматься плаванием, лучше засыпают, физически активнее развиваются, меньше болеют. ⠀

Минусы (мнения и исследования):

  • рефлекторное плавание – плавание без удовольствия
  • плавание – это стресс для ребенка. Водная среда внутриутробно и бассейн без точки опоры – разные вещи
  • есть риск возникновения аквафобии (боязни воды) в будущем
  • в бассейне много инфекционных контактов, провоцирующих инфекционные заболевания
  • хлор, содержащийся в воде, при заглатывании пагубно воздействует на желудочно-кишечный тракт
  • на «грудничковом плавании» наживаются производители подгузников
  • американская академия педиатрии не рекомендует обучение безопасному плаванию у детей младше 1 года.

Как видите, при обсуждении вопроса о грудничковом плавании можно встретить полярные мнения. Где же истина?

Безусловно, только родителям решать, плавать ребенку или нет, основываясь на его эмоциональном развитии, физических способностях и индивидуальных особенностях состояния здоровья, на которые могут оказать влияние связанные с водой инфекции и химические вещества, используемые в бассейнах.

Как и когда начать
Рекомендуют начинать занятия в бассейне с 2-3 недельного возраста, когда действующие безусловные рефлексы помогают малышу быстрее адаптироваться к занятиям. Если вы решили начать занятия позже – у малыша тоже все получится, но для этого потребуется чуть больше времени.

 Перед тем, как идти в бассейн:

  • убедитесь, что ребенок здоров
  • оцените настроение малыша. Если ребенок резко негативно реагирует на купание дома в ванной, то плаванию лучше пока не учить. А если учить, то медленно и позитивно настраивать на любовь к воде
  • рассчитайте свои силы – занятия потребуют от вас внимательности, чуткости и терпения
  • выберете бассейн, в котором есть квалифицированные специалисты, качественная система очистки воды, комфортные комнаты для переодевания
  • запаситесь инвентарем – памперсы для купания, полотенца, игрушки.


Для ребенка понадобится:

  • осмотр педиатра
  • осмотр невролога
  • осмотр ортопеда


Для мамы (если она будет плавать в одном бассейне с ребенком):

  • осмотр терапевта, допуск к плаванию в бассейне
  • осмотр гинеколога
  • анализ “соскоб на энетеробиоз”


Вы можете ходить на занятия в бассейн, а дома продолжать тренировки, в соответствии с рекомендациями инструктора по плаванию. Вода в ванне при этом должна быть 34-36С, а время пребывания в воде 10-15 мин.

Показания к плаванию:

  • неврологические заболевания без судорожного синдрома (в том числе гипо-, гипертонус)
  • анемия I ст
  • рахит
  • гипотрофия I ст
  • нарушение развития опорно-двигательного аппарата (легкие формы, врожденная кривошея
  • здоровые дети


Противопоказания к плаванию:

  • тяжелые врожденные пороки сердца
  • острые заболевания – пневмония, ОРВИ с лихорадкой, инфекционные заболевания
  • неврологическая патология с судорожным синдромом
  • серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (например, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов), остеомиелит конечностей
  • кожные инфекционные заболевания (стрепто- и стафилодермия)

⠀Нет достоверной информации, что ребенок, плавающий с рождения станет профессиональным пловцом или никогда не будет болеть. Купание – это закаливание и оздоровительная процедура, а не ставка на профессиональную карьеру.

Как и в любом развивающем процессе, в грудничковом плавании важна адекватная оценка процедуры. Мероприятие должно приносить удовольствие малышу, радость родителям и пользу в развитие детского организма. Если один из этих моментов не включен, то положительный результат сомнителен.

Шкала Апгар

При каждых родах врач-неонатолог рассказывает маме о состоянии здоровья ее малыша при рождении и обязательно говорит об оценке, с которой родился ее ребенок. Эта оценка проводится по специальной шкале, которая называется Апгар. Эта шкала в акушерстве применяется в качестве первичной оценки состояния новорожденного ребенка с 1952 года. И сегодня она признается самым простым и достоверным методом комплексного измерения состоянии здоровья младенца, который только появился на свет. Шкала Апгар помогает оценить физическое состояние новорожденного буквально с первых минут жизни и в случае необходимости оказать ему качественную медицинскую помощь. Оценка по шкале Апгар не является диагнозом. Но эта оценка позволяет врачу неонатологу определиться с дальнейшей маршрутизацией малыша: можно ли его совместить с мамой в палату «Мать и дитя» и для него будет достаточным стандартный уход; возможно новорожденного необходимо поместить в палату ПИТ для интенсивного наблюдения с помощью следящей аппаратуры и проведения дополнительного обследования и лечения, а возможно — вызвать детскую бригаду реаниматологов с последующей эвакуацией новорожденного в детскую больницу или перинатальный центр.

Состояние новорожденного оценивают врачи неонатологи на 1-й и 5-й , а при необходимости и 10-й минуте жизни после рождения. Оценка складывается из суммы баллов и нормой считается оценка новорожденного при рождении по шкале Апгар 7-10 баллов. Эти баллы складываются из оценки по 5 важнейшим показателям: сердцебиение, дыхание, тонус мышц, цвет кожи и рефлексы .

1. Если частота сердцебиения у малыша 100 ударов в минуту и более, то ему выставляется 2 балла. При частоте сердцебиения менее 100 ударов в минуту новорожденный оценивается по этому критерию в 1 балл.

2. В норме при рождении новорожденный ребенок должен закричать сразу и громко и критерий дыхания оценивается в 2 балла. В случае, если крик малыша слабый, а дыхание неровное оценка проводится в 1 балл.

3. Третьим критерием является оценка мышечного тонуса новорожденного. Чем ритмичнее и четче движения малыша, тем выше оценка по этому параметру. Активные движения оцениваются в 2 балла. Если конечности лишь слегка согнуты, а движения вялые и редкие, ставится 1 балл.

4. Цвет кожных покровов в норме у новорожденного от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. Если у малыша имеется синюшность или бледность кожных покровов, то ставится оценка в 1 балл.

5. И последним пятым критерием является оценка рефлексов. Если малыш кричит, гримасничает, всячески двигается, чихает, то определенно заслуживает 2 балла. Если рефлексы вялые, то ставится оценка 1 балл.

Оценка по бальной системе по шкале Апгар новорожденному ребенку врач неонатолог проводит в родильном зале сразу после рождении на неонатальном столике с подогревом. В электронную систему неонатального столика автоматически заложен таймер, который работает в трех режимах: часы, таймер и Апгар. Результаты обследования по шкале Апгар в обязательном порядке вносятся в историю развития новорожденного, в выписной эпикриз и выписку из родильного дома.


Рефлексы новорожденного | Уроки для мам

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью>>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Этот автоматизм исчезает, когда малышу исполняется 3 – 4 месяца, ведь к этому времени у него формируется осознанная зрительная реакция на вид  материнской груди. Подробнее о том, когда новорожденный начинает видеть>>>

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

  1. Защитный рефлекс – заключается в умении новорожденного при выкладывании его на живот сразу же поворачивать голову в сторону. Этот автоматизм обеспечивает возможность младенцу дышать в любом положении его тела. Со временем ребенок научиться приподнимать и удерживать головку, а данная рефлекторная реакция исчезнет. Читайте также: Когда ребенок начинает держать голову>>>
  2. Подошвенный рефлекс – срабатывает при надавливании пальцем на подошву в области второго и третьего пальца. При этом новорожденный должен поджать пальцы стопы. Таким образом проверяют тоническую реакцию сгибателей пальцев ног.
  3. Рефлекс Бабинского – также проверяется на стопе младенца. Для этого необходимо сделать поглаживающее движение по внешнему краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Рефлекторно пальцы распрямляются и разводятся в стороны (веерообразно).
  4. Рефлекс опоры и выпрямления – представляет собой способность малыша упираться о поверхность полной стопой. Для проверки данного автоматизма ребенка нужно держать на весу, зафиксировав его головку, а затем опустить вниз. В поднятом положении у младенца ножки поджаты к животу, но когда происходит касание поверхности, он опирается на нее и выпрямляет туловище. Такой автоматизм сохраняется довольно долго, до 8 – 11 месяцев.
  5. Рефлекс автоматической ходьбы – проверяется одновременно с предыдущим. После того, как ребенок стал на стопу и выпрямился, его слегка наклоняют вперед. Малыш должен сделать несколько шаговых движений по поверхности. Иногда в процессе такой ходьбы его ножки могут перекрещиваться. Через полтора месяца младенец должен научиться переставлять ноги правильно. Узнайте, когда ребенок начинает ходить осознано>>>.
  6. Рефлекс ползанья – проявляется, если положить новорожденного на живот. Он начинает совершать хаотичные движения телом, пытаясь сдвинуться с места. В это время нужно подставить ладонь к подошвам младенца. В ответ на такое раздражение его движения должны активизироваться. В 4 месяца ребенок перестает проявлять подобную реакцию. Теперь он будет пытаться отталкиваться от опоры и продвигаться вперед. Подробнее о том, когда ребенок начинает ползать>>>
  7. Рефлекс Моро – его можно охарактеризовать как «реакция на испуг». Для проверки нужно уложить новорожденного на пеленальный столик и двумя руками одновременно сильно ударить по столу с двух сторон возле его головы. Сначала малыш должен резко развести руки в стороны, разжать пальцы, выпрямить ноги, но потом быстро вернуться в исходное положение.

Эту рефлекторную реакцию можно проверять и другим способом (издать громкий звук, похлопать по ягодицам, постучать пальцами по грудине). Данный автоматизм угасает, когда ребенку исполниться 4 – 5 месяцев. Читайте о том, когда новорожденный начинает слышать>>>

  1. Рефлекс Галанта – позволяет проверить реакцию позвоночника на раздражитель. Следует уложить младенца на бок и сверху вниз провести пальцами с двух сторон по околопозвоночным линиям. При этом он будет дугообразно выгибать спину.

Позотонические рефлексы

Позотонические рефлекторные реакции связаны с формированием у ребенка умений поднимать голову, сидеть или стоять, которые предполагают наличие способности правильно перераспределять нагрузку на мышцы в зависимости от положения тела.

  • Рефлекс Магнуса – Клейна – еще его называют ассиметричным шейным тоническим автоматизмом. Предварительно новорожденного нужно положить на спину и повернуть его голову на бок. Рука и нога с той стороны, куда будет повернут ребенок – распрямятся, а с противоположной стороны – согнутся. Это положение называют «позой фехтовальщика».

Такая рефлекторная реакция угасает по достижении младенцем двухмесячного возраста.

  • Симметрический тонический шейный рефлекс – заключается в срабатывании сгибателей и разгибателей конечностей при запрокидывании и наклоне головы. При запрокидывании – ребенок выпрямляет руки и сгибает ножки, и наоборот.

Данные рефлексы наблюдаются у младенцев постоянно.

Нарушения рефлекторных реакций

Проверка рефлексов является обязательной процедурой для диагностирования правильности развития ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в проявлении рефлексов у новорожденного, необходимо пройти срочную консультацию у специалиста. Своевременная коррекция дает возможность организму младенца быстро восстановиться и в дальнейшем развиваться без патологий.

Итак, на что же нужно обращать внимание?

Прежде всего, важно помнить, что у новорожденного должны проявляться абсолютно все из перечисленных рефлекторных реакций. У недоношенных, а также младенцев, у которых при рождении была асфиксия или родовая травма, безусловные рефлексы выражены более слабо.

Обязательно нужно следить за периодами угасания рудиментарных автоматизмов. Если по истечении обозначенных сроков рефлекторная реакция остается ярко выраженной, это свидетельствует о нарушении деятельности центральной нервной системы.

Также неблагоприятным показателем служит резкое изменение (усиление или ослабление) рефлексов у новорожденного. Это может быть в результате:

  1. нарушения мышечного тонуса, подробнее об этом: гипертонус у новорожденного>>>;
  2. патологии нервной системы;
  3. воспалительных заболеваний;
  4. реакции на лекарственный препарат.

При проверке проявлений рефлексов следует учитывать такие моменты:

  • Незначительное усиление рефлекторных реакций младенца может наблюдаться при повышенной нервной возбудимости;
  • Оральные рефлексы наиболее выражены в период перед кормлением. Когда ребенок сыт, он может проявлять их не так явно;
  • Рефлекторная реакция на раздражитель должна быть одинакова с обеих сторон.

Конечно же, важно обращать внимание на общее состояние младенца. Если при изменениях в проявлении рефлекторной реакции отсутствуют другие неврологические патологии, то это может являться индивидуальной особенностью организма новорожденного и не окажет отрицательного влияния на его дальнейшее развитие.

Главное, чтобы врач после осмотра сделал заключение «физиологические рефлекторные реакции младенца в норме». Такой диагноз означает, что ваш ребенок чувствует себя хорошо и у него со здоровьем все нормально.

Читайте также:

Автор: Людмила Шарова

Silver Cross набор для новорожденного к детской коляске Reflex, Blue (голубой)

Специальный набор для новорожденного Silver Cross Reflex с момента рождения позаботится о комфорте младенца и избавит его родителей от необходимости покупать коляску 3 в 1. В него входит все самое нужное, чтобы быстро превратить вашу прогулочную коляску Reflex в комфортабельную и безопасную люльку для младенца, расположенную лицом к родителю.

Все элементы набора Silver Cross Reflex изготовлены из экологичных и нетоксичных материалов, которые специально разработаны для контакта с маленькими детьми. Центральный элемент — мягкое «гнездо» для младенца с поддержкой головы, изготовленное из натурального хлопка. Благодаря этому за гнездышком легко ухаживать, мягкая текстура приятна на ощупь, а строение волокон обеспечивает циркуляцию воздуха, так что малышу не будет жарко. 

В комплекте для новорожденных Silver Cross также присутствует съемный капор со встроенными отражающими элементами, которые позволят коляске быть более заметной на дорогах. Практически невесомая накидка отв ветра, в свою очередь, защитит кроху во время непогоды, а пятиточечные ремни безопасности с мягкими  накладками не даст соскальзывать во время движения. Внешняя обивка изготовлена из водоотталкивающей ткани, которая, вместе с тем, обеспечивает правильный микроклимат внутри люльки.

Большое количество расцветок позволяет подобрать набор для новорожденного, подходящий к вашей коляске Silver Cross Reflex.

Основные характеристики набора для новорожденных для коляски Silver Cross Reflex:

  • Изготовлен из экологически-чистых гипоаллергенных материалов;
  • Текстильные элементы приятны на ощупь, устойчивы к повреждениям и за ними легко ухаживать;
  • Комбинация элементов превращает прогулочное сидение коляски в комфортный спальный блок для младенцев, обращенную лицом к маме;
  • Капор со светоотражающими элементами;
  • Защита от солнца UPF50+;
  • Накидка крепится с помощью молнии;
  • «Гнездо» для новорожденных изготовлено из натурального хлопка;
  • Пятиточечные ремни безопасности с мягкими накладками;
  • Можно комбинировать со штатной зимней накидкой на ножки коляски Reflex.
Комплектация набора для младенцев Silver Cross Reflex:
  • Сменный капюшон со светоотражающими элементами;
  • Накидка на ножки;
  • «Гнездо» для новорожденных;
  • Ремни безопасности и накладки на них.

Рефлексы новорожденного

У только что родившегося малыша уже имеется целый ряд рефлексов. Часть из них постепенно пропадут, уступив место осознанным действиям. Некоторые же, такие, как дыхательный рефлекс, останутся жизненноважными на всю жизнь.

Наличие всего комплекса рефлексов очень важно в период новорожденности и свидетельствует о правильности работы нервной системы, о развитии малыша. Поговорим о специфических рефлексах, характерных только для новорожденных.

— Поисковый рефлекс — малыш ищет пищу. Прикосновение к щечке и уголку рта заставляют его повернуть головку и открыть ротик: так он пытается отыскать материнскую грудь.

— Сосательный рефлекс — появляется сразу же после родов, как только малыш немного отдохнет. Очень важно, чтобы первый же акт сосания был из материнской груди, это поможет малышу впредь правильно есть.

— Глотательный рефлекс — также связан с насыщением: только родившись, малыш уже умеет глотать пищу. Поисковый, сосательный и глотательный рефлексы необходимы малышу для питания и насыщения.

— Захватывающий рефлекс — шум, яркий свет, резкая смена положения могут испугать малыша и он, защищаясь, вскидывает резко и высоко ручки и ножки.

— Хватательный рефлекс — если до ладошки новорожденного дотронуться пальцем или каким-нибудь предметом, его пальчики рефлекторно сожмутся с такой силой, что вы сможете даже слегка приподнять кроху! То же наблюдается и на стопах ножек — надавите на подушечки под пальчиками, и они сожмутся! А при раздражении пяточки малыш, напротив, разжимает пальчики ног как можно шире.

— Бегущий рефлекс — поддерживая малыша подмышки поставьте его так, чтобы ножки касались какой-либо поверхности, и он начнет \»шагать\»!

— Ползательный рефлекс — уже в первый день после родов здоровый ребенок способен проползти довольно далеко, подтягивая под себя ножки и продвигаясь вперед!

Как уже было сказано, наличие этих рефлексов является показателем развития ребенка. Хватательный рефлекс можно использовать при занятиях динамической гимнастикой. А детки, которым не давали забыть бегущий рефлекс, быстрее начинали ходить!

8 распространенных неонатальных рефлексов: типы и продолжительность

Цель FirstCry Parenting — предоставить вам самую актуальную, точную и актуальную информацию.

Каждая статья, которую мы публикуем, соответствует строгим правилам и включает в себя несколько уровней рецензирования, как нашей редакционной группы, так и экспертов. Мы приветствуем ваши предложения по тому, как сделать эту платформу более полезной для всех наших пользователей. Напишите нам по адресу [email protected]

Последнее обновление

Новорожденные младенцы очень мало владеют своим телом.Поэтому природа наделила их определенными навыками выживания. Одним из них является рефлекс. Рефлексы младенцев при рождении можно определить как непроизвольные действия и движения, совершаемые младенцами либо в рамках обычной деятельности, либо в ответ на внешние раздражители. Эти необходимые рефлексы могут привести к тому, что дети будут дергаться, брыкаться и дергаться, казалось бы, без предупреждения или видимой причины, а для некоторых могут показаться ненормальными. Однако они не являются поводом для беспокойства, так как указывают на то, что мозг и нервная система ребенка развиваются нормально.Большинство этих рефлексов носят временный характер и исчезнут по мере роста ребенка.

Какие рефлексы должны быть у вашего новорожденного ребенка?

Ниже приведен список рефлексов новорожденных с названиями и некоторыми деталями общих младенческих рефлексов, обнаруживаемых у новорожденных.

1. Корневой рефлекс

Корневой рефлекс — это основной инстинкт выживания, который помогает ребенку присосаться к материнской груди и питаться. Этот рефлекс очень полезен для кормящих мам.

Как проверить

При поглаживании щеки ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения и открывает рот для кормления.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется только первые четыре месяца.

2. Рефлекс Моро

Рефлекс Моро также известен как рефлекс испуга, поскольку он возникает, когда ребенок вздрагивает.

Как проверить

В ответ на громкий звук или беспокойство ребенок запрокидывает голову, вытягивает ручки и ножки, плачет, а затем втягивает ручки и ножки.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется только первые два месяца.

3. Тонический шейный рефлекс

Тонический шейный рефлекс — это когда ребенок реагирует вытягиванием рук, когда его шея поворачивается в одном направлении, этому рефлексу нет известного объяснения.

Как проверить

Аккуратно поверните голову ребенка в одну сторону и наблюдайте, как он вытягивает руки с той же стороны и сгибает противоположную руку в локте.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется только в течение первых четырех-пяти месяцев.

4. Остановочный рефлекс

Выпрямительный рефлекс является предупредительным рефлексом и естественным способом самозащиты ребенка.

Как проверить

Накройте голову ребенка одеялом, пока он спит. Вы заметите, что ребенок будет трясти головой, руками и ногами, пока одеяло не упадет.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется только в течение первого года, пока мышцы не созреют, чтобы осуществлять достаточный контроль.

5. Рефлекс отмены

Рефлекс отдергивания является еще одним предупредительным рефлексом и естественным способом ребенка избежать столкновения с каким-либо объектом.

Как проверить

Когда ваш ребенок сядет, резко приблизите свое лицо к его лицу, вы заметите, что ребенок отвернет голову. Он сделал бы то же самое, если бы объект внезапно приблизился к нему.

Когда это закончится?

Этот рефлекс останется на всю жизнь.

6. Рефлекс выталкивания языка

Опять же, это предупредительный рефлекс и естественный способ для ребенка не подавиться едой или проглотить небольшой предмет.

Как проверить

Аккуратно коснитесь маленькой ложкой кончика языка ребенка. Вы заметите, что ребенок будет выталкивать его обратно.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется первые четыре-шесть месяцев.

7. Хватательный рефлекс

Хватательный рефлекс — это способ ребенка держаться за мать.

Как проверить

Аккуратно потрите пальцем открытую ладонь ребенка, и он тут же схватит ваш палец.

Когда это закончится?

Этот рефлекс постепенно пройдет после третьего месяца.

8. Шаговый рефлекс

Попытка ребенка ходить известна как шаговый рефлекс.

Как проверить

Держите ребенка в воздухе, свесив ноги, а затем осторожно опускайте его вниз, пока его ноги не начнут касаться пола, вы заметите, что ребенок выставит одну ногу вперед, как будто пытается ходить.

Когда это закончится?

Этот рефлекс сохраняется в течение первых двух месяцев.

Как упоминалось ранее в этой статье, рефлексы естественны для новорожденных и являются признаком того, что ребенок развивается нормально, эти неловкие рефлексы со временем исчезнут.

Читайте также:  Обезвоживание у младенцев – симптомы, причины и профилактика

Новое исследование

: что на самом деле стоит за поведением вашего ребенка?

Если вас беспокоит поведение вашего ребенка, стоит выяснить, сохранились ли у него неонатальные рефлексы.

Сохранение неонатальных рефлексов (иногда называемых сохраненными примитивными рефлексами) звучит очень устрашающе.

Без сомнения, мы живем во времена ярлыков.

Это не обязательно плохо.

Правильный диагноз часто означает, что мы можем получить адекватные ресурсы, лечение и поддержку.

Однако бывают случаи, когда метка используется слишком часто.

Что происходит, когда является основным состоянием, но оно замаскировано неправильным ярлыком?

Новое исследование: что на самом деле стоит за поведением вашего ребенка?

Прежде чем продолжить, я должен подчеркнуть, что я , а не , предполагая, что синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) не существует.

Я также не утверждаю, что вам или вашему ребенку поставили неправильный диагноз.

Информация в этой статье касается другого состояния, которое может выглядеть как СДВГ.

У некоторых детей с СДВГ-подобными симптомами обнаруживается сохраненный неонатальный рефлекс.

Этот рефлекс может вызывать непроизвольное поведение, которое имитирует симптомы более часто диагностируемого состояния — СДВГ.

Меган Крауз — лицензированный клинический социальный работник и сертифицированный терапевт по сенсорному обогащению.

Она говорит: «Иногда эти сохраненные рефлексы выглядят как «плохое» поведение. На самом деле это бессознательные движения, а не преднамеренное поведение».

Сохраненные неонатальные рефлексы и их значение

Рефлекс — это ответ на раздражитель, который возникает без сознательного мышления.

Неонатальные рефлексы — это рефлексы, характерные только для младенцев. Большинство из них длятся всего несколько месяцев после рождения.

Некоторые рефлексы, такие как рвотный рефлекс, существуют после младенчества.

Иногда неонатальный рефлекс сохраняется после младенческого возраста.

В этом случае это может повлиять на поведение ребенка, моторное развитие, равновесие и другие важные навыки развития.

Что такое неонатальные рефлексы?

  • Корневой рефлекс.  Прикосновение или поглаживание уголка рта младенца или стороны одной щеки заставляет младенца поворачивать рот в направлении прикосновения. Этот рефлекс помогает ребенку найти грудь или бутылочку, чтобы поесть.
  • Сосательный рефлекс. При прикосновении к небу новорожденного, например, к соску, он автоматически начинает сосать.Этот рефлекс помогает установить кормление.
  • Рефлекс Моро. Часто называемый рефлексом испуга, он возникает, когда ребенок вздрагивает от движения или громкого звука. В ответ младенец запрокидывает голову, вытягивает ручки и ножки, затем плачет и втягивает ручки обратно.
  • Тонический шейный рефлекс. При повороте головы ребенка рука со стороны, обращенной лицом, вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте.
  • Хватательный рефлекс.  При поглаживании ладони новорожденного он сомкнет пальцы и крепко схватит палец или предмет.
  • Рефлекс Бабинского.  Если сильно погладить подошву стопы ребенка, большой палец отогнется назад к верхней части стопы, а остальные пальцы расправятся веером.
  • Шаговый рефлекс. Когда ноги новорожденного касаются твердой поверхности, кажется, что ребенок делает шаги вперед (при полной поддержке).
  • Спинномозговой рефлекс Галанта.  Когда младенца держат лицом вниз и касаются его нижней части позвоночника с любой стороны, происходит боковое сгибание, и бедро поднимается в сторону касания.

Большинство рефлексов исчезают примерно в возрасте 3-6 месяцев; рефлекс Бабинского сохраняется около 2 лет.

Как узнать, сохранились ли у моего ребенка неонатальные рефлексы?

Вскоре после рождения ваш лечащий врач оценит рефлексы вашего ребенка.

Наличие всех неонатальных рефлексов является признаком правильного неврологического развития и здоровья.

Сохраненные рефлексы или рефлексы, которые исчезают, но позже возвращаются, могут быть признаком неврологических состояний или повреждений.

Это также может означать, что по какой-то причине они просто не интегрировались естественным образом.

Моя дочь, родившаяся на 31-й неделе беременности, сохранила рефлекс Моро, пока ей не исполнилось больше года.

Помимо недоношенности, ей также сделали несколько операций.

Это привело к меньшему количеству движений в раннем детстве, что могло повлиять на способность ее мозга интегрировать этот рефлекс.

Ее терапевты использовали большие движения, раскачивание и даже грубую игру, чтобы помочь интегрировать этот рефлекс.

Поскольку она была очень маленькой, рефлекс Моро выглядел так же в 9 и 14 месяцев, как и в дни ее рождения.

Для детей старшего возраста это может быть труднее распознать, так как рефлекс может выглядеть по-другому.

Крауз говорит: «Как родитель и профессионал я думаю, что трудность заключается в том, что сохраненные рефлексы очень похожи на другие распространенные детские диагнозы или «плохое» поведение.

«Например, СДВГ, вызывающее поведение, эмоциональная чувствительность и т. д. очень похожи на сохраненные рефлексы.

«Спинальный рефлекс Галанта может заставить ребенка постоянно ерзать и пинать предметы перед собой. Это выглядит как вызывающее или «раздражающее» поведение, но это не сознательный выбор.

«Рефлекс Моро у ребенка старшего возраста может означать, что система не развилась должным образом и может привести к тому, что дети застрянут в режиме «бей или беги», гиперчувствительны к звукам и другим вещам в их окружении.

«Борьба может выглядеть как неповиновение, а бегство может выглядеть как уклонение.Они сверхчувствительны к сенсорным вещам».

Каковы признаки сохраненных рефлексов?

Крауз также сказал, что следующие признаки могут быть признаками сохраненных рефлексов:

  • Трудности с балансом
  • Проблемы с чтением и отслеживанием взгляда
  • Трудность поворота шеи.

Это срединные трудности. Средняя линия тела — это невидимая линия, проходящая по центру тела

Пересечение средней линии означает способность тянуться через середину тела, скрещивая руки и ноги в противоположную сторону.

Что мне делать с поведением моего ребенка?

Возможно, вы уже знаете, что у вашего ребенка сохраняется неонатальный рефлекс, и вам интересно, что это значит.

Или у вашего ребенка СДВГ, и вам интересно, правильно ли ему поставили диагноз.

Или, может быть, ваш ребенок находится в группе риска (родился недоношенным, получил травму головы и т. д.), и вы задаетесь вопросом, на что обратить внимание.

Возможно, вы просто не понимаете поведения вашего ребенка и того, что с этим делать.

Независимо от того, почему вы ищете ответы, если у вас есть сомнения, вам может помочь оценка у специалиста.

Если у вас есть какие-либо опасения по поводу поведения вашего ребенка, Крауз рекомендует обратиться за оценкой к медицинскому работнику, знакомому с сохраненными рефлексами, например к некоторым эрготерапевтам.

Обратитесь за обследованием, если ваш ребенок:

  • Борьба с возрастным балансом, например, обучение езде на велосипеде
  • Часто ерзает
  • Проблемы с классной работой.

Обратитесь за помощью, если ваш младенец или ребенок младшего возраста испытывает:

  • Задержки моторики, такие как позднее ползание (в возрасте 12 месяцев и еще не умеет ползать на четвереньках)
  • Поздняя ходьба (старше 18 месяцев и не ходьба), даже с поправкой на возраст, если ребенок родился недоношенным.

У моего ребенка диагноз СДВГ; Как я узнаю, что это точно?

Как упомянул Крауз, трудность обычных детских заболеваний заключается в том, что симптомы могут быть похожими.

Важно не вносить каких-либо радикальных изменений в терапию, лекарства или план обучения ребенка на основе чего-то вроде этой статьи.

Однако, если поведение вашего ребенка наводит вас на подозрение на сохранность рефлекса, вы можете найти поставщика медицинских услуг, который знаком с этим заболеванием, или спросить об этом вашего текущего поставщика медицинских услуг.

В любое время, когда вы не уверены в диагнозе вашего ребенка, разумно запросить второе, третье или даже большее количество мнений.

Некоторые исследования указывают на корреляцию между сохраненным спинальным рефлексом Галанта и диагнозом СДВГ, а также любыми сохраненными неонатальными рефлексами и диагнозом СДВГ.

Иногда сохранный рефлекс Моро может проявляться как тревога.

Сохраненный рефлекс Моро может удерживать ребенка в состоянии борьбы или бегства. Это вызовет у ребенка чувство беспокойства и усталости.

Однако некоторые дети испытывают генерализованную тревогу или тревогу в связи с травмой без сохранения неонатального рефлекса.

У некоторых детей, которые кажутся чрезмерно беспокойными, может не быть СДВГ или даже сохраняться неонатальные рефлексы.

В некоторых случаях они просто пытаются удовлетворить потребность своего тела в движении.

Вы можете прочитать Почему мой ребенок не может сидеть спокойно? Эксперт поделился информацией о Reason Kids Fidget , чтобы узнать больше.

Дети, которые ведут себя непокорно и отказываются слушать, могли сохранить рефлексы.

Обычно в классе учатся типично развивающиеся дети с незрелой проприоцептивной и вестибулярной системами.

Это означает, что они не могут сидеть и слушать в классе.

Вместо этого их тела побуждают их двигаться, чтобы помочь этим системам.Может показаться, что поведение вашего ребенка в классе плохое, но он ничего не может с этим поделать.

Вы можете прочитать Настоящая причина, по которой ваши дети не будут слушать , чтобы узнать больше.

Что нужно знать родителям о неонатальных рефлексах?

Большинство детей правильно интегрируют эти рефлексы без каких-либо проблем.

Многие родители даже не подозревают обо всех рефлексах, так как они мало влияют на повседневное воспитание детей.

Однако, если у вас есть ребенок, родившийся недоношенным, с каким-либо неврологическим диагнозом или даже если вас просто беспокоит поведение вашего ребенка, может быть полезно пройти обследование.

Крауз также упомянул о важности не слишком приспосабливаться к ошибкам.

Моя дочь очень неуверенно себя чувствовала в своем теле. Это сыграло роль в ее моторной задержке и ее способности спать.

Сначала я полностью последовал ее примеру, но это означало, что она не добилась большого прогресса.

Затем я добавил физиотерапию и трудотерапию и изменил способ взаимодействия с ней.

Я также помог ей разобраться с поведением, вызванным незрелостью вестибулярной и проприоцептивной систем и сохранением рефлекса Моро.

Обратитесь за профессиональной консультацией по поводу поведения вашего ребенка

Как родитель, важно использовать различные доказательные ресурсы. Вы также должны поговорить с профессионалами о своих проблемах и довериться своей интуиции.

Если у вас есть опасения по поводу поведения или развития вашего ребенка, обратитесь за помощью к поставщику услуг, который с ним знаком.

Вы узнаете, как лучше всего лечить и поддерживать своего ребенка. Иногда вы понимаете, что вам вообще не о чем беспокоиться.

Терапия

доступна для лечения как СДВГ, так и сохраненных неонатальных рефлексов.

Правильные методы и терапия помогут интеграции сохраненных рефлексов.

Терапевт, знакомый с рефлексами и СДВГ, может помочь вам понять, как лучше всего поддержать вашего ребенка.

Рефлексы новорожденных: сестринская оценка и уход

Наблюдать за новорожденными, которые пинаются в неурочное время, — прекрасное зрелище жизни в больнице.Они подобны пучкам нервов, которые ждут, когда к ним прикоснутся медсестры и врачи, чтобы они могли начать свой маленький спонтанный танец, время от времени подергиваясь и размахивая руками. Эти непроизвольные движения, которые новорожденные проявляют при стимуляции, называются рефлексами новорожденных.

Некоторые рефлексы новорожденных.

Эти рефлексы помогают новорожденным выжить, пока они имеют ограниченный контроль над своим телом. Они также дают информацию о состоянии здоровья, поэтому оценка нервно-мышечной функции является частью общего обследования новорожденных.Особое внимание следует уделить настороженности новорожденных, мышечному тонусу и силе, контролю головы и реакции на манипуляции и обращение с ними.

Вот простые приемы для 11 рефлексов новорожденных:

1. Мигательный рефлекс

Мигательный рефлекс — это быстрое закрытие глаз у новорожденных при приближении к ним предметов. Как и у взрослых, этот рефлекс выполняет защитную функцию от повреждения глаз. Его можно вызвать, посветив ярким светом (например, фонариком, отоскопом и т. д.).) на глазах. Мигательный рефлекс также может быть вызван внезапным движением предмета к глазу. Это важно при оценке зрительной внимательности новорожденных.

2. Рефлекс укоренения

Прикосновение к щеке или поглаживание возле рта новорожденного заставит голову новорожденного повернуться в этом направлении. Этот рефлекс называется корневым рефлексом, который помогает ребенку найти источник пищи. Например, во время грудного вскармливания, когда мать касается своей грудью щеки новорожденного, это позволяет новорожденному повернуться в ее сторону и начать сосать.Однако этот рефлекс исчезает на шестой неделе, поскольку к этому времени ребенок уже способен устойчиво сосредотачиваться на источнике пищи.

3. Сосательный рефлекс

Прикосновение к губам новорожденного вызывает у ребенка сосательные движения. Подобно рефлексу укоренения, сосательный рефлекс помогает ребенку находить пищу. Например, когда губы младенца касаются груди матери или бутылочки, он начинает сосать и, таким образом, поглощает пищу. Сосательный рефлекс исчезает в возрасте шести месяцев.

4.Экструзия Reflex

До четырехмесячного возраста любая пища, помещенная на переднюю часть языка младенцев, будет изгнана ими. Это выполняет защитную функцию, предотвращая проглатывание ребенком токсичных или ядовитых веществ. Это также является причиной того, что прикорм или введение твердой пищи проводится примерно в шестимесячном возрасте.

5. Ладонный хватательный рефлекс

Предметы, которые кладут на ладони новорожденных, будут хвататься новорожденными.Они имеют тенденцию сжимать пальцы на этих объектах, и иногда их хватка настолько сильна, что благодаря этому рефлексу они могут на мгновение подняться из положения лежа. Ладонный хватательный рефлекс исчезает в период от шести недель до трех месяцев.

6. Walk-in-Place Reflex

Если новорожденного держать в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твердой твердой поверхности, новорожденный будет делать несколько чередующихся шагов. Это может продолжаться до трехмесячного возраста, когда они начинают нести значительную часть своего веса, не испытывая препятствий из-за этого рефлекса.

Рефлекс, почти аналогичный этому, называется рефлексом размещения. Однако основное различие заключается в способе его получения. Переднюю поверхность голени новорожденного доводят до соприкосновения с краем люльки или стола. Затем новорожденный делает несколько подъемных движений, как бы ступая на стол.

7. Тонический шейный рефлекс

При повороте головы новорожденного в одну сторону конечности на этой стороне вытягиваются, а противоположные конечности сжимаются или сгибаются.Его также называют боксерским рефлексом фехтования из-за положения новорожденного. Из всех рефлексов этот, по-видимому, не имеет никакой функции. Тем не менее, это связано со стимуляцией глаз и ручностью. Это исчезает между 8-12 неделями.

8. Рефлекс Моро

Есть много способов вызвать рефлекс Моро. Однако наиболее распространенным методом является «метод падения », при котором медсестра полностью поднимает ребенка с кровати, поддерживая голову и шею, а затем медсестра быстро опускает ребенка до тех пор, пока между ними не останется всего 4–8 дюймов. ребенок и кровать.Важно отметить, что при этом ребенок находится в положении лежа на спине. Полный рефлекс Моро включает двустороннее отведение рук, разгибание предплечий и полное раскрытие кистей. Затем следует медленное возвращение рук к средней линии, а затем сгибание пальцев.

Рефлекс вздрагивания отличается от рефлекса Моро тем, что ему не хватает полного разгибания и раскрытия руки, и он может быть вызван спонтанно внезапным шумом или движением.

9.Рефлекс Бабинского

Когда медсестра поглаживает подошву стопы в форме перевернутой буквы «J» от пятки вверх, пальцы ног новорожденного веером. Только у новорожденных положительный рефлекс Бабинского считается нормальным. Обычно он исчезает после 3 -го -го месяца.

10. Рефлексы целостности спинного мозга

Есть три рефлекса для проверки целостности спинного мозга у новорожденных. Первым в списке стоит магнитный рефлекс , который можно вызвать, надавливая на подошвы стоп новорожденных, лежащих на спине.В ответ новорожденные сопротивлялись давлению.

Второй рефлекс для проверки целостности спинного мозга называется перекрестным рефлексом разгибания . Это проявляется у новорожденного в положении лежа на спине, когда он поднимает другую ногу и вытягивает ее, когда другая нога вытянута, а подошва этой ноги раздражена или натерта острым предметом (например, ногтем большого пальца). Это похоже на то, как новорожденный пытается оттолкнуть руку, которая раздражает другую ногу.

Наконец, новорожденные, лежащие в положении лежа, сгибали туловище и поворачивали таз в направлении прикосновения, когда их паравертебральная область касалась зондирующим пальцем.Этот рефлекс называется рефлексом искривления туловища .

11. Рефлекс Ландау

Младенцы проявят некоторую степень мышечного тонуса, если их заставят лежать на животе, а рука медсестры будет поддерживать туловище. В то время как от них не ожидается, что они будут поднимать голову или выгибать спину в этом положении, дети, которые будут прогибаться в положение перевернутой буквы «U», демонстрируют чрезвычайно плохой мышечный тонус. В таких случаях необходима дальнейшая оценка и лечение.

Для обеспечения здоровья и безопасности новорожденных медсестрам необходимо освоить эти простые приемы.Нервно-мышечные дисфункции могут сигнализировать о многих серьезных проблемах со здоровьем, таких как травма спинного мозга, неонатальный сепсис и даже врожденные нарушения метаболизма. С помощью этих простых маневров проблемы со здоровьем могут быть обнаружены на ранней стадии, и сразу же будут начаты медицинские вмешательства.

Каталожные номера:

  1. Глисон, К. и Деваскар, С. (2012). Болезни Эйвери у новорожденных . Филадельфия, Пенсильвания: Сондерс
  2. Пиллиттери, А. (2010). Сестринское дело по охране здоровья матери и ребенка: забота о детородной и воспитательной семье. Филадельфия, Пенсильвания: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс

Неонатальные рефлексы – БЛОГИ

Рефлексы – это непроизвольные движения или действия. Некоторые движения спонтанны, происходят как часть обычной деятельности ребенка. Другие являются реакцией на определенные действия. Рефлексы помогают выявить нормальную мозговую и нервную деятельность. Некоторые рефлексы возникают только в определенные периоды развития. Ниже приведены некоторые из нормальных рефлексов, наблюдаемых у новорожденных:

Корневой рефлекс – Этот рефлекс возникает при поглаживании или прикосновении к уголку рта ребенка.Ребенок поворачивает голову и открывает рот, чтобы следовать и «корениться» в направлении поглаживания. Это помогает ребенку найти грудь или бутылочку, чтобы начать кормление. Рефлекс укоренения присутствует при рождении (возраст появления 28 недель) и исчезает примерно в четырехмесячном возрасте, поскольку он постепенно переходит под произвольный контроль.

Сосательный рефлекс –  Укоренение помогает ребенку подготовиться к сосанию. При прикосновении к небу ребенка он начинает сосать. Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью не развивается примерно до 36-й недели.Из-за этого у недоношенных детей может быть слабая или незрелая способность к сосанию. У младенцев также есть рефлекс хватания руками за рот, который сопровождается укоренением и сосанием, и может сосать пальцы или руки.

Рефлекс Моро – Рефлекс Моро часто называют рефлексом вздрагивания, поскольку он обычно возникает, когда ребенка пугает громкий звук или движение. В ответ на звук младенец запрокидывает голову, вытягивает ручки и ножки, плачет, затем втягивает ручки и ножки обратно. Собственный крик ребенка может испугать его или ее и вызвать этот рефлекс.Этот рефлекс длится от 5 до 6 месяцев.
Тонический шейный рефлекс — когда голова ребенка поворачивается в одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Это часто называют положением «фехтования». Тонический шейный рефлекс длится около 6–7 месяцев.

Хватательный рефлекс — Поглаживание ладони ребенка заставляет ребенка сжимать пальцы в сжатом состоянии. Хватательный рефлекс сохраняется примерно до 5-6 месяцев.
Рефлекс Бабинского — при сильном ударе по подошве стопы большой палец отгибается назад к верхней части стопы, а остальные пальцы раздвигаются веером.Это нормальный рефлекс примерно до 2 лет.

Рефлекс шага- – Этот рефлекс также называют рефлексом ходьбы или танца, потому что кажется, что ребенок делает шаги или танцует, когда его держат вертикально, а его ноги касаются твердой поверхности. Этот рефлекс исчезает примерно к 5–6 месяцам, так как младенцы начинают пытаться ходить после исчезновения этого рефлекса.

Асимметричный тонический шейный рефлекс – — У ребенка наблюдается асимметричный тонический шейный рефлекс, когда он лежит, а голова слегка повернута в сторону.Это заставляет ребенка принимать позу «фехтовальщика». Это означает, что если голова повернута влево, правая рука сгибается, а левая рука вытягивается прямо из тела со слегка открытой ладонью. Если голова ребенка повернута вправо, ребенок примет противоположное положение. Асимметричный тонический шейный рефлекс, также известный как «поза фехтовальщика», присутствует в возрасте одного месяца и исчезает примерно в четыре месяца.

Изгиб туловища или рефлекс Галанта – Рефлекс Галанта тестируется, когда ребенка держат одной рукой лицом вниз, а другой рукой поглаживают кожу ребенка по обеим сторонам позвоночника.Позвоночник ребенка должен изгибаться в ответ, заставляя голову и ноги двигаться в сторону, которую поглаживают. Если рефлекс сохраняется после шестимесячного возраста, это признак патологии. Рефлекс назван в честь русского невролога Иоганна Зусмана Галанта.

Симметричный шейный тонический рефлекс – Симметричный шейный тонический рефлекс обычно появляется и развивается примерно в возрасте 6–9 месяцев и должен интегрироваться примерно к 12 месяцам. Когда голова ребенка наклоняется вперед, вытягивая заднюю часть шеи, верхние конечности контракт и нижние конечности будут расширяться.

Рефлекс плавания – Рефлекс плавания включает в себя помещение младенца лицом вниз в бассейн с водой. Младенец начнет грести и брыкаться в плавательном движении.
Рефлекс исчезает между 4–6 месяцами. Несмотря на то, что младенец проявляет нормальную реакцию, гребя и пинаясь, помещение его в воду может быть очень рискованной процедурой.

Парашютный рефлекс – Этот рефлекс возникает у младенцев немного старшего возраста, когда ребенка держат в вертикальном положении и быстро поворачивают тело ребенка лицом вперед (как при падении).Младенец вытягивает руки вперед, как бы пытаясь предотвратить падение, хотя этот рефлекс появляется задолго до того, как он начинает ходить.
Рефлекс Бабкина. Рефлекс Бабкина возникает у новорожденных и описывает различные реакции на приложение давления к обеим ладоням. Младенцы могут демонстрировать сгибание головы, вращение головы, открывание рта или комбинацию этих реакций. Меньшие недоношенные дети более восприимчивы к рефлексу, который наблюдается у ребенка на 26-й неделе беременности. Он назван в честь русского физиолога Бориса Бабкина

.

Автор – HOD – Dr.Мохаммед Аслам Ахмед
Кафедра физиотерапии
Уттаранчалский (PG) Колледж биомедицинских наук и больницы

РЕФЛЕКСЫ РАЗВИТИЯ: ПОЯВЛЕНИЕ ФОТАЛЬНЫХ И НОВОРОЖДЕННЫХ РЕФЛЕКСОВ У ПАЦИЕНТОВ В ВОЗРАСТЕ1 | Мозг

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением.Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения.Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Сохраненные неонатальные рефлексы Веллингтон | Общая хиропрактика здоровья

Техника сохранения неонатальных рефлексов™ — это революционный подход к оказанию помощи детям и взрослым с трудностями в обучении и поведенческими проблемами.Этот метод был основан в начале 1990-х годов доктором Китом Кином, австралийским хиропрактиком. За последние 20 лет эта методика была разработана с целью включения поправок для поддержки правильной интеграции 18 неонатальных рефлексов. Этот метод направлен на поддержку интеграции этих рефлексов в мозг и тело, чтобы нормализовать ненормальное проявление сохраненных примитивных рефлексов и неонатальных рефлексов.

Что такое сохраненный неонатальный рефлекс?

В начале внутриутробной жизни, когда наша способность принимать решения еще не полностью развилась, наш мозг имеет ряд рефлексов, называемых «примитивными рефлексами».Когда мы рождаемся, эти рефлексы можно назвать «неонатальными рефлексами». Эти рефлексы имеют решающее значение, помогая нам хорошо расти и оставаться в безопасности. Например, они помогают нам найти грудь и понять, когда сосать. Они помогают нам пройти через родовые пути во время родов, а также помогают нам научиться цепляться за вещи и правильно двигаться, когда мы начинаем самостоятельно двигаться в окружающей среде.

Когда мы взрослеем, эти рефлексы больше не требуются, поэтому они отходят на второй план, и наш высший мозг берет на себя управление.Этот этап развития является нормальным и необходим для оптимальной работы нашей нервной системы. Эти рефлексы могут оставаться доминирующими, а не отходить на второй план в результате родовой травмы или ограничений развития.

Некоторые из этих ограничений включают эмоциональный стресс, химический стресс, дефицит питательных веществ, нехватку времени лежания на животе, сокращение времени ползания или полный пропуск ползания, падения и травмы головы, тяжелые или хронические инфекции и/или ушные инфекции. Когда это происходит, это означает, что нервная система будет автоматически реагировать неадекватно и нежелательным образом в определенных случаях.Это может повлиять на развитие мозга и тела, а также на социальные навыки, обучение и поведение. Рефлекс, который остается доминирующим, называется сохраненным неонатальным рефлексом или сохраненным примитивным рефлексом.

Помощь в интеграции этих сохраненных неонатальных рефлексов включает комбинированное использование множества конкретных методов из ряда медицинских дисциплин. Этим специфическим методам сейчас обучают во всем мире.

Сохраненные неонатальные рефлексы, которые мы оцениваем, включают:

  • Рефлекс паралича страха
  • Рефлекс Моро
  • Рефлекс Бабкина
  • Рефлекс Бабинского
  • Подростковый отсос
  • Ладонно-подбородочный рефлекс и плантоментальный рефлекс
  • Рефлекс укоренения
  • Ладонный рефлекс
  • Подошвенный рефлекс
  • Асимметричный тонический шейный рефлекс
  • Латеральный лабринтный рефлекс
  • Сагиттальный лабринтный рефлекс
  • Рефлекс Ландау
  • Симметричный тонический шейный рефлекс
  • Шаговый рефлекс
  • Рефлекс пятки
  • Надлобковый рефлекс
  • Спинномозговой рефлекс Галанта

Прежде чем заняться какими-либо неонатальными рефлексами, мы оцениваем стресс в нервной системе и функции черепа, а также дисбаланс в функциях и интеграции левого и правого полушарий мозга.Это поддерживает баланс мозга и обработку с самого начала.

Источник изображения: Натали Удвин, Sprocket Therapy Solutions, LLC, 2015 г. https://www.sprockettherapy.com/primitive-reflexes.html

Сохранение примитивных рефлексов часто наблюдается у детей или взрослых с СДВГ, расстройствами аутистического спектра, расстройствами, связанными с развитием нервной системы, двигательными и академическими трудностями в обучении, проблемами с речью и социальными трудностями.


Сохраненные неонатальные рефлексы в Веллингтоне и Мирамаре | Общая хиропрактика здоровья

Исследование красного рефлекса у новорожденных, младенцев и детей | Педиатрия

Проверка красного рефлекса выполняется правильно, если поднести офтальмоскоп прямого действия близко к глазу исследователя с оптической силой линзы офтальмоскопа, установленной на «0» (см. рис. 1).Затем в затемненной комнате свет офтальмоскопа должен проецироваться на оба глаза ребенка одновременно с расстояния примерно 18 дюймов. Чтобы считаться нормальным, красный рефлекс должен исходить из обоих глаз и быть симметричным по характеру. Темные пятна в красном рефлексе, заметно сниженный рефлекс, наличие белого рефлекса или асимметрия рефлексов (рефлекс Брукнера) — все это показания для направления к офтальмологу, имеющему опыт обследования детей. Исключением из этого правила является преходящее помутнение от слизи в слезной пленке, которое подвижно и полностью исчезает при моргании.

Все младенцы и дети с положительным семейным анамнезом ретинобластомы; врожденная, детская или ювенильная катаракта; глаукома; или аномалии сетчатки следует направить к офтальмологу, имеющему опыт обследования детей, для полного обследования глаз независимо от состояния красного рефлекса, потому что у этих детей высокий риск нарушений зрения и потенциально опасных для жизни аномалий глаз. Возраст направления к офтальмологу зависит от конкретных факторов риска (например, генетического состояния, семейного заболевания глаз и т. д.), которые могут варьироваться в зависимости от возраста обращения.Тем не менее, для педиатра по-прежнему полезно провести тестирование красного рефлекса у этих пациентов, чтобы определить, необходимо ли ускорить это направление. При подозрении на непрозрачность или опухоль показано срочное направление. Из-за неотложного характера диагноза целесообразно, чтобы педиатр лично связался с офтальмологом по поводу возможного диагноза и выразил (и задокументировал) срочность визита к родителю. Также важно, чтобы офтальмолог наблюдал за пациентами, своевременно отправлял отчеты врачам первичного звена и следил за тем, чтобы передача помощи обратно направившему врачу была четкой и понятной всем сторонам.

Цель этого заявления о политике, которое является пересмотром предыдущего заявления, опубликованного в 2002 году, , состоит в том, чтобы предложить политику, основанную на современных знаниях и опыте, для обследования глаз новорожденных, младенцев и детей, чтобы минимизировать риск задержки в диагностике серьезных нарушений зрения или жизни.

Иногда некоторые педиатры обнаруживают, что тестирование красного рефлекса можно облегчить, расширив глаза субъекта.Хотя у младенцев зрачки легко расширяются при использовании различных препаратов, спорадически сообщалось о значительных осложнениях при использовании всех коммерчески доступных расширяющих глазных капель, включая симпатомиметические средства, такие как фенилэфрин, и антихолинергические средства, такие как гидрохлорид циклопентолата и тропикамид. Эти осложнения включают повышенное кровяное давление и частоту сердечных сокращений, крапивницу, сердечную аритмию, и контактный дерматит. 6,7  Однако в течение многих лет расширение зрачка выполнялось рутинно почти у всех новых пациентов, наблюдаемых детскими офтальмологами, с очень низкой частотой токсичности.Таким образом, эта процедура кажется безопасной при проведении в амбулаторных условиях у младенцев старше 2 недель. Тем не менее, чтобы свести к минимуму риск ответственности, врачи должны обсудить с родителями характер и цель предлагаемой диагностической процедуры и любые потенциальные риски, связанные с процедурой или сопутствующими лекарствами, включая, помимо прочего, боль, дискомфорт, брадикардию, угнетение дыхания и гипертонию. , и задокументировать предоставление этой информации в медицинской карте.Такие меры предосторожности, основанные на информированном согласии, особенно важны при тестировании недоношенных детей. Недоношенные дети особенно чувствительны к побочным эффектам мидриатических глазных капель; следовательно, концентрацию этих фармакологических агентов следует уменьшить.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.